Сценка кукольного театра.




Голос из толпы: Люди, смотрите, смотрите! Это же Гришка Отрепьев!

Лжедмитрий: Я не Гришка Отрепьев, я – царевич Димитрий, а вы должны мне поклониться и признать меня царем.

Голос из толпы: А, может, это и правда - Димитрий? Говорят, его не убили.

Другой голос: Что ж, хорошо было при царе, а без него – ой, как худо! Царствуй над нами, Димитрий!

Лжедмитрий: То-то же! А теперь и на Москву пора! За мной, поляки!

Ведущий: По пути на Москву поляки захватывали русские города, разоряли и сжигали монастыри и храмы. Захватили они и Москву, ведь не было тогда единства в русском народе, и не могли русские отстоять свою веру и Отечество. Как вы думаете, кто мог призвать людей к единению?

В трудные времена Церковь объединяла людей и звала их на защиту Родины. Так было и теперь. Глава Русской Церкви, патриарх Ермоген, как истинный патриот своего Отечества, призвал народ к покаянию и к освобождению от иноземцев и изменников.

Последнее обращение патриарха дошло до Нижнего Новгорода, где жил посадский староста Козьма Минин.

Гонец: Здраствуй Козьма, вот привез вам обращение от патриарха Ермогена.

Минин: Читай, гонец от патриарха слово.

Гонец: (читает грамоту) «Люди русские! Молим вас, не позабудьте, что вы родились в православной вере. Будьте едины в борьбе против врагов-чужеземцев и предателей христианской веры! Не мешкая, идите к Москве. Защитим Святую Русь – поможем, кто чем может: людьми, деньгами! Молим вас о том со слезами и бьем челом от всего народа».

Минин: Завтра же кину клич народу. Что соберем, с тем и пойдем к Москве.

Ведущий: На другой день после богослужения Козьма Минин обратился к народу.

Минин: Друзья и братья! Русь Святая гибнет!

Друзья и братья! Православной вере,

В которой мы родились и крестились,

Конечная погибель предстоит.

Святители, молитвенники наши,

О помощи взывают, молят слезно.

Что ж! Разве в нас сердца окаменели?

Не все ль мы дети Матери одной?

Не все ль мы братья от одной купели?

Голоса: Мы все, мы все хотим помочь Москве и защитить нашу веру Православную.

Но только жаль, что нас немного.

Минин: Да разве враг нас одолел числом? Он одолел нас Божьим попущеньем. Не силой силен враг, а Божьим гневом.

Голоса: Чего мешкать? Принесем Господу покаяние и на Москву! Мы все с тобой, Козьма!

Минин: Однако, нет ратного дела без воеводы: изыщем честного мужа! Кто будет воеводой?

Голоса: Князь Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!

Пожарский: Что ж, готов я пострадать за веру до самой смерти!

Минин: Воля Господня! Пожарского избрали мы всем миром, ему и править нами, быть нашим воеводою. Глас народа – глас Божий! На Москву, братья!

Ведущий: Так два великих русских человека Козьма Минин и Дмитрий Пожарский выступили во главе ополчения и направились к захваченной врагами Москве. По дороге к ним присоединилось множество людей. Патриарх Ермоген передал из захваченной Москвы в ополчение принесенную из Казани икону Божией Матери, но сам не дождался освобождения Москвы, т.к. был замучен поляками до смерти.

Осада Москвы длилась около двух месяцев, и 4 ноября 1612 года город был освобожден. Смутное время на Руси закончилось. На царский престол бала избрана новая династия Романовых.

В память об этих событиях:

Ø патриарх Ермоген прославлен в лике святых как священномученик и чудотворец,

Ø благодарными потомками сооружен в Москве памятник Минину и Пожарскому,

Ø 4 ноября в Русской православной Церкви совершается празднование образа Казанской Божией Матери,

Ø в этот же день все россияне отмечают День народного единства.

Ведущий: О том, что такое единство и чем оно сильно, мы можем узнать на собственном опыте. Кто может сломать вот этот пучок веток? А если мы его развяжем?

Попробуем еще? Кто хочет спеть знакомую нам песенку «Дождик»? А теперь споем все вместе! Какое исполнение будет лучше?

Дети поют песню «дождик»,

Загадываем загадки об осени.

Ведущий: Какое пение вам больше понравилось: индивидуальное или хоровое? Но и хор только тогда бывает стройным и красивым, когда его составляют красивые голоса, такие, как у воспитанника детского дома №3 Володи Прокопенко.

Песня «Вы шумите, березы».

Ведущий: Много других событий произошло в России за прошедшие 400 лет, но каждый раз, когда народ России единым духом вставал на защиту Родины, миновала опасность и торжествовала правда.

«Славься, славься, русский народ!»

 

 

Урок 5.

 

Домашнее задание.

1. Побеседуйте с детьми о содержании просмотренного на уроке.

Ответьте на вопросы:

q Почему время, о котором был рассказ на занятии называется на Руси “смутным”?

q Почему был убит царевич Димитрий?

q Кто завоевал часть Руси и взял Москву?

q Почему Григория Отрепьева назвали Лжедмитрием?

q Кто поднял народ на битву за веру и отечество?

q Кто благословил ополчение, каким образом (иконою)?

q Почему 4 ноября у нас выходной день?

 

2. Побудите ребенка раскрасить иллюстрацию, отражающую смысл несокрушимой силы русского народа. Побеседуйте о содержании иллюстрации, попытайтесь определить, какой образ Богородицы изображен на ней. Иллюстрацию вставьте в файл и вложите в папку.

 

3. Прочтите детям какой-либо рассказ на военно-патриотическую тему, выполните к нему рисунок. Формат А4 горизонтально или вертикально. Подпишите название и автора с обратной стороны. Рисунок отдайте учителю.

 

4. Завтра, 4 ноября, в день памяти Казанской иконы Божией Матери посетите литургию в храме и (или) прочитайте тропарь перед Ее образом:

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего Христа, Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущим на Тя. Избавление всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

 

 

Ноября

Праведники Авраам и Сарра. (Быт. 18).

Тайна Святой Троицы.

 

1.Повторение материала предыдущих уроков.

Ø Выстраиваем из иллюстраций библейскую линию времени, вспоминаем коротко каждое событие:

- сотворение мира в шесть дней,

- блаженная жизнь людей в раю,

- грехопадение,

- история Каина и Авеля,

- всемирный потоп.

2. Праведники Авраам и Сарра.

Ø Детям даются знания о том, что сыновья Ноя вместе со своими женами, выйдя из ковчега, разошлись по всей земле и наполнили ее своими потомками. Хам ушел на восток и стал родоначальником людей негроидной и монголоидной расы, Иафет ушел на запад и стал родоначальником будущих европейцев, наших предков, а потомки Сима остались близко к тому месту, где жили их родители и составили еврейский народ, хранивший веру в Единого Бога.

В среде еврейского народа особой любовью и послушанием Богу выделялись Авраам и Сарра. Дожили они до глубокой старости (Аврааму было 100 лет, а Сарре – 90), но не было у них детей. И тогда в их жизни произошло событие, которое иконописцы изображают вот на таких иконах.

Ø Демонстрация вариантов иконы “Троица ветхозаветная”. Разговор по содержанию иконы:

Однажды в жаркий день Авраам сидел около своего своего шатра и грустил о том, что нет у него детей.

Ø Дидактическая игра “Самые грустные глаза”. Выбираем девочку и мальчика с самыми грустными глазами.

Вдруг увидел он трех Странников и сразу же бросился к ним навстречу, потому что любил принимать странников в своем доме. По обычаю того времени Авраам омыл ноги Гостям и угостил их самой лучшей пищей, какая была в доме. Странники ели, благодарили Авраама и сказали ему, что через год снова будут в этом доме. К этому времени у Сарры родится сын. Услышав такое пророчество, Сарра от удивления рассмеялась.

Ø Дидактическая игра “Самый веселый смех”. Выбираем девочку и мальчика с самыми веселыми глазами.

Вскоре по поведению странников благочестивые супруги поняли, что в гостях у них были не обычные люди, а Сам Господь в образе трех прекрасных юношей-ангелов: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Через год у Авраама и Сарры действительно родился сын, которого назвали Исаак, что значит смех.

3. Тайна Святой Троицы.

Ø Беседуем о непостижимости тайны Пресвятой Троицы на примере образа солнца (шар, свет,тепло), цветка (форма, цвет, запах).Дидактическая игра “Узнай по запаху”

Ø Раскрашиваем иллюстрацию “Троица ветхозаветная”, передавая цвет одежд Ангелов.

Ø Заканчиваем урок одной из молитв ко Святой Троице, прикладываемся к иконам, в том числе к иконе преп. Александра Свирского, который удостоился видения Святой Троицы. Раздаю детям песочек с места явления Святой Троицы преподобному.

Урок 6.

 

Домашнее задание.

1. Прочитайте детям содержание глав из детской Библии о явлении Святой Троицы Аврааму и Сарре.

Ответьте на вопросы:

q Почему Авраам был грустным, когда сидел у своего шатра?

q Кто явился Аврааму?

q Как Авраам принял Странников? Почему?

q Что обещали Странники Аврааму?

q Как отреагировала на это Сарра? Почему?

q Что значит имя Исаак?

q Кого изобразил иконописец в образе ангелов?

 

2. Прочитайте детям рассказ “Непостижимость тайны Пресвятой Троицы”, побудите детей раскрасить иллюстрацию к рассказу.

Ответьте на вопросы:

q Чем занимался мальчик на берегу моря?

q Простой ли это мальчик (отрок)? Как вы догадались?

q Что он ответил мудрому старцу?

q Кто из них мудрее?

q Нужно ли нам что-то узнавать, если мы наверняка знаем, что не сможем постигнуть это до конца?

Иллюстрацию к рассказу вставьте в файл и вложите в папку.

3. Найдите в храме икону Александра Свирского и ларец с частицей мощей. Приложитесь к ним. Рассмотрите изображение Троицы на этой иконе, найдите отличие от Троицы Рублева.

4. Начните учить молитвы ко Пресвятой Троице:

Ø Перед началом любого дела люди молятся:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Ø Если вы хотите прославить Бога, поблагодарить Его:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Последняя часть молитвы означает “Теперь, всегда и вечно. Истинно так.”

Ø Есть еще одна молитва, которую люди называют Ангельской песней Пресвятой Троице. У этой молитвы удивительная история:

Однажды в городе Константинополе было сильное землетрясение, от которого разрушились дома и селения. Испуганные царь и народ обратились к Богу с молитвою. Во время этого общего моления один отрок на виду у всех был невидимою силою поднят на небо, а потом невредимо спущен опять на землю. Он рассказал людям, что слышал, как на небе святые Ангелы пели:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный.

Люди, услышав это, стали повторять молитву, прибавив в конце «Помилуй нас».

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Называется эта молитва «Трисвятое» и повторяется три раза.

 

Ноября

Вавилонская башня, смешение языков. (Быт. 11, 1-9).

Возникновение идолопоклонства.

 

1.Повторение материала предыдущего урока.

Ø Вспоминаем, историю явления Святой Троицы Аврааму:

- Что произошло через год после посещения Авраама тремя Странниками?

- Все ли люди на земле (потомки Ноя) были праведниками, подобно Аврааму?

- В чем могла проявляться их неправедность?

Ø Заполняем новой картинкой библейскую линию времен.

 

2. Вавилонская башня, смешение языков.

Ø Делимся на две подгруппы и строим башню как можно выше “до потолка”, обсуждаем результаты постройки.

Ø Детям даются знания о том, что потомки сына Ноя, которого звали Хам, боялись рассеяния людей по земле и вздумали помешать этому. Посему они постановили построить город, а в нем башню высотою до небес. Этим люди хотели показать свою силу, ум и прославиться перед всеми потомками.

Ø Стали они делать кирпич, смолу, и работа закипела. Долго продолжалась великая стройка, уже до самых облаков была построена башня.

Ø Наконец, сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие, и увидел, что строят ее не во славу Божию, не для доброго дела, а просто так, из гордости, чтобы смотрели все и восхищались, завидовали строителям. И сказал Господь: “Вот один народ, и один у всех язык. Начали они строить, не помолившись и не размыслив, доброе ли это дело. Как непослушных детей остановлю их и сделаю так, чтобы они не понимали друг друга”.

Ø Так и случилось: однажды утром люди перестали понимать друг друга, т.к. стали говорить на разных языках. Из-за непонимания все начали ссориться, бросили свою работу и разошлись в разные стороны. Так Бог не благословил этого дела и смешал языки людей за их гордость. Долго стояла башня недостроенной, но постепенно развалилась. Городу тому было дано имя Вавилон, что значит “смешение”.

 

3. Вавилонская башня, смешение языков.

Ø Разошлись люди по всей земле и совсем забыли Единого Бога Творца, (помнили о Нем лишь потомки Сима, к которым принадлежал Авраам). Забыв о Боге, люди стали придумывать себе богов сами. Когда им было трудно и требовалась какая-либо помощь, они молились, но не Богу Творцу, а твари: солнцу, луне, животным, растениям, или сами создавали различные изображения (идолов) и поклонялись им.

Ø Рассматриваем иллюстрации с языческими обрядами.

Иногда язычники (так называют тех, кто поклоняется идолам) даже приносили человеческие жертвы своим богам.

Ø Дидактическая игра:”Кто кому молится?” Называю объект моления, дети определяют, язычники или христиане ему поклоняются. Если знают молитву, произносят ее (например, “Пресвятая Богородица, спаси нас”), если названному объекту христиане не молятся, дети отвечают “Не мы!” и мотают головой.

Ø Подводим итог: даже если мы молимся Богородице, Ангелам или святым, все наши молитвы они возносят к Богу Творцу и именно от Него мы получаем благодать.

Ø Раскрашиваем иллюстрацию “Вавилонская башня”.

Урок 7.

 

Домашнее задание.

1. Прочитайте детям содержание главы из детской Библии о Вавилонской башне.

Ответьте на вопросы:

q Потомки какого из сыновей Ноя строили башню (Хама, Сима или Иафета)?

q Зачем они ее строили?

q Почему Господу не угодно было это строительство?

q Как Господь остановил строительство башни?

q Почему жертва Каина была неприятна Богу?

q Знаете ли вы какие либо языки, кроме русского? Произнесите несколько слов на иностранном языке, побудите детей распознать их значение.

q Что значит название города Вавилон?

 

2. Прочитайте детям рассказ Б.Ганаго “Хоть каждый день”

Ответьте на вопросы:

q Почему люди решили обратиться к Богу?

q Чем отличается эта молитва от молитвы язычников? (Обращение к Творцу, а не к твари).

 

3. Побудите детей раскрасить иллюстрацию к рассказу.

Иллюстрацию вставьте в файл и вложите в папку вместе с иллюстрацией “Вавилонская башня”.

 

4. Закрепите знания детей о том, к кому можно обращаться с молитвой: к Богу-Творцу (Святой Троице и Лицам Святой Троицы: Отцу, Сыну, Святому Духу), а также к Богородице, к Ангелам, к святым, которые вознесут молитву к Господу. Повторите знакомые молитвы, спросите, какая из молитв у ребенка любимая.

 

5. Нарисуйте иллюстрацию на тему “Зима” (для выставки). Формат рисунка А4 горизонтально или вертикально. Подпишите название и автора с обратной стороны. Рисунок отдайте учителю.

 

Ноября

Моисей: рождение и детство Моисея, его призвание.

Исход еврейского народа из Египта.

Чудеса Божии в пустыне (Исх.2-17)

1. Повторение материала предыдущего урока.

Ø Вспоминаем историю Вавилонского столпотворения:

- Кому стали поклоняться потомки Хама и Иафета, забыв истинного Бога?

- Зачем люди стали строить высокую башню?

- Что получилось из этой затеи?

- Как назвали город, вблизи которого строилась башня?

- Чьи потомки (Хама, Сима или Иафета) не забывали Истинного Бога?

- Как назывался этот народ? (еврейский)

2. Моисей: рождение и детство Моисея, его призвание.

Ø Спустя много лет еврейский народ попал в беду: под власть сильного египетского царства, цари которого назывались фараонами. Один из фараонов был особенно жестоким, он боялся, что евреев становилось все больше, и они могли восстать и захватить его царство. Тогда фараон приказал убивать всех новорожденных еврейских мальчиков.

Ø В это время в одной еврейской семье родился маленький мальчик. Мать старалась спрятать его от слуг фараона, но понимала, что скоро мальчик встанет на ножки, и спрятать его будет невозможно. Тогда, помолившись, мать положила сына в корзинку и оставила в зарослях тростника у берега реки. Старшей дочери она велела спрятаться и смотреть, что будет дальше. В это время на реку вышла искупаться дочь фараона. Она увидела корзину и поняла, что в ней лежит еврейский мальчик. Ей стало жаль ребенка, и она велела служанкам достать корзину. Тут подошла сестра мальчика и предложила найти кормилицу для ребенка. (Демонстрация иллюстрации)

- Кто стал кормить младенца? (Родная мать).

Ø Царевна взяла мальчика во дворец, стала заботиться о нем и назвала его Моисей, что значит «вынутый из воды».

Ø Когда Моисей вырос, он не мог спокойно смотреть на то, как жестоко обращаются египтяне с его народом. Однажды он заступился за одного еврея. (Демонстрация иллюстрации). Фараон узнав об этом, приказал убить Моисея. Тот ушел в другую страну.

Ø Однажды Моисей пас овец и увидел кустарник, охваченный пламенем. Но удивительно было, что куст горел и не сгорал! Моисей подошел поближе, и тут с ним заговорил Сам Бог! (Демонстрация иллюстрации)

Ø Просмотр фрагмента мультфильма «Моисей».

3. Исход еврейского народа из Египта.

Ø Страшно было Моисею возвращаться в Египет, но Бог обещал ему помочь. Фараон долго не желал слушать Моисея, не хотел отпускать еврейский народ, ведь эти люди работали на самых тяжелых работах. Но тут по воле Господа с египтянами стали происходить страшные беды: то вся вода превратилась в кровь, то на людей полезли жабы, то мухи стали докучать, то слепни, то погиб весь скот, то на людях появились нарывы, то град побил весь урожай, то саранча поела все, что осталось от града, то страшная тьма объяла города, но самая страшная казнь была в том, что в каждой египетской семье умер первенец. Тогда фараон отпустил евреев. На утро он опомнился, что остался без рабов, и пустился в погоню. Беглецы очень испугались, когда увидели впереди море, а позади преследователей. Но Моисей помолился Богу, взмахнул жезлом, и воды расступились. Евреи благополучно перешли по сухому дну. Когда все израильтяне вышли на другой берег, воды моря сомкнулись и потопили египетское войско. (Демонстрация иллюстрации).

4. Чудеса Божии в пустыне.

Ø Пройдя море, люди оказались в пустыне. Господь Сам вел их в землю обетованную, в ту землю, которую обещал их предкам. Не раз творил Господь чудеса в пустыне: посылал им чудесный хлеб «манну небесную», поил водой, излечивал от болезней. Но что было главным в их путешествии, мы узнаем на следующем уроке.

 

Урок 8.

Домашнее задание.

1. Прочитайте детям содержание глав из детской Библии о Моисее (до восхождения на Синай).

Ответьте на вопросы:

▫ Какая беда случилась с еврейским народом перед рождением Моисея?

▫ Как назывались египетские цари?

▫ Что приказал делать фараон с еврейскими младенцами?

▫ Что придумали родители, чтобы спасти Моисея? Почему его так назвали?

▫ Почему Моисей бежал из Египта?

▫ Кто говорил с Моисеем из горящего куста? Что повелел сделать?

▫ Почему фараон вначале не отпускал евреев из Египта, а потом отпустил?

▫ Какие чудеса происходили с евреями после исхода из Египта?

 

2. Побудите детей раскрасить иллюстрации к содержанию изученного на уроке.

 

3. Найдите в храме икону «Неопалимая купина», приложитесь к ней. Объясните детям, почему на иконе изображена Богородица. (Она не сгорела, не опалилась, несмотря на то, что в Ее чреве пребывал Сам Господь, на Которого и смотреть-то не всем возможно).

 

4. Побеседуйте с детьми о послушании, о последствиях, к которым ведет непослушание. Используйте примеры из истории Ветхого Завета: Адам и Ева, Авель, Ной, Авраам, Моисей.

Поясните детям, что пост – это проявление нашего послушания и любви к Богу, наша жертва Ему. Вместе с детьми определите доступную им меру грядущего Рождественского (Филиппова) поста, который начинается 28 ноября (например, ограничение в пище, сладостях, развлечениях, просмотре телепередач; усиление молитвенного правила, более частое посещение церкви и т.п.). Постарайтесь (с любовью и терпением!) помочь ребенку обеспечить исполнение взятого на себя обета.

 

5. Примите участие в общешкольной выставке работ, посвященных грядущему празднику Рождества Христова. Работы (рисунки, коллажи, поделки, стихи и другие творческие работы) приносите до 16 декабря, предварительно подписав автора и название.

Декабря

Моисей: Господь дает Моисею Закон. Заповеди Божии. Скиния – первый храм (Исх.19-40).

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

1. Повторение материала предыдущего урока.

Ø Вспоминаем историю Моисея:

- Как был спасен младенец Моисей?

- Какая беда ему угрожала?

- Как удалось Моисею спасти евреев от рабства?

- Кто и как ему помогал?

2. Господь дает Моисею Закон. Заповеди Божии.

Ø Однажды евреи дошли до большой горы, которая называется Синай. Поставили рядом с ней свои палатки. Моисей взошел на гору. На глазах у всех гора покрылась густым облаком, загремел гром, засверкала молния. Весь народ дрожал от страха. И сказал Господь Моисею Свой закон в десяти заповедях:

1. Чти одного Истинного Бога.Чти одного Истинного Бога. Эта заповедь учит нас любить и почитать Бога, часто вспоминать о Нем, молиться Ему.

2. Не создавай себе кумиров. Помните, мы говорили об идолах, которым поклонялись люли, забыв о Боге. Этого делать нельзя, это измена Богу. Эта заповедь не велит почитать творения вместо Бога.

3. Не произноси имени Господа напрасно. Мы должны произносить имя Божие со вниманием и благоговением. Это самое святое имя, мы должны его уважать, не употреблять его без необходимости.

4. Шесть дней работай, а седьмой посвящай Богу. В будние дни мы не должны лениться, а по воскресеньям и в священные праздники – ходить в храм, усерднее молиться Богу дома, делать добро другим.

5. Почитай своих родителей. Эта заповедь велит нам любить и уважать папу и маму, бабушек и дедушек, учителей и воспитателей, всех, кто старше нас. Кто исполняет эту заповедь, тому Господь обещает продлить жизнь.

6. Не убивай. Нельзя вредить здоровью и жизни других людей. Эта заповедь запрещает драться, ругаться, обижать, ведь убить человека можно даже словом.

7. Не кради. Не присваивай чужое.

8. Не прелюбодействуй. Будь верным с людьми, свято храни семейные узы.

9. Не обманывай. Нельзя врать, говорить о других людях плохо, наговаривать.

10. Не завидуй. Эта заповедь не позволяет завидовать не только богатству, вещам других людей, но и их красоте, уму, талантам.

Ø Дидактическая игра «Какая это заповедь?» Показываю детям картинки, они называют заповедь, которую нарушают или исполняют изображенные на ней люди.

Ø Заповеди, которые произнес Господь, Он записал на скрижалях (каменных плитах) и дал Моисею, чтобы тот отнес их народу. Так у людей появился Закон Божий. Закон – это правила жизни, которые помогают человеку воспитывать себя и бороться со злом. Это помощь в устроении жизни людям, которые заболели грехом, потеряли общение с Богом. Ведь потеряв общение с Богом, люди потеряли способность жить по любви, поэтому должны были научиться жить по закону.

3. Скиния – первый храм.

Ø Для того, чтобы народ не забывал Бога и вместе молился, Господь повелел построить храм–скинию в виде палатки. Туда были положены скрижали. Скиния состояла из трех частей: двора, святилища и Святого Святых, куда даже священник мог входить раз в год. Но через много лет родилась Та, Которую ввели в Святая Святых. Это была Богородица. Послезавтра Церковь будет праздновать это событие, а расскажут вам о нем родители.

Урок 9.

Домашнее задание.

1. Дочитайте детям содержание глав из детской Библии о Моисее. Ответьте на вопросы:

▫ Кто дал Моисею Закон?

▫ Как это произошло?

▫ Что такое закон?

▫ Какую из заповедей сложнее исполнять лично тебе?

▫ Встречался ли ты с неисполнением Божиих заповедей в своей жизни?

▫ Что делать в случае нарушения заповедей?

1. Побудите детей раскрасить иллюстрации к содержанию изученного на уроке.

2. Прочитайте детям рассказ «Совесть».

Ответьте на вопросы:

▫ Какие заповеди нарушила Лиза? (Постарайтесь подвести детей к пониманию того, что девочка нарушила большую часть заповедей.)

1. Чти одного Истинного Бога.

2. Не создавай себе кумиров.

3. Не произноси имени Господа напрасно.

4. Шесть дней работай, а седьмой посвящай Богу.

5. Почитай своих родителей.

6. Не убивай.

7. Не кради.

8. Не прелюбодействуй.

9. Не обманывай.

10. Не завидуй.

▫ Почему Лиза плакала?

▫ Что такое совесть? (Голос Божий или Ангела-хранителя в душе человека.) К чему он призывает нас?

 

3. Расскажите детям о событии Введения во храм Пресвятой Богородицы, используя для иллюстрации прорись иконы. Объясните детям смысл тропаря праздника, прочитайте его перед иконой Божией Матери 3 декабря вечером и (или) 4 декабря утром.

 

4. Примите участие в общешкольной выставке работ, посвященных грядущему празднику Рождества Христова. Работы (рисунки, коллажи, поделки, стихи и другие творческие работы) приносите до 16 декабря, предварительно подписав автора и название.

Декабря

Моисей: повторение и углубление знаний, полученных на предыдущих уроках.

1. Жизнь Моисея:

Ø Вспоминаем историю рождения и спасения младенца Моисея.

Ø Моисей заступается за своего соплеменника и в порыве гнева убивает египтянина-надсмотрщика.

Ø Неопалимая купина.

Ø Египетские казни. Моисей выводит евреев из Египта.

Ø Переход через Чермное море.

Ø Чудеса Божии в пустыне.

Ø Бог дает Моисею закон. Показываю детям современные фотографии горы Синай.

· Дидактическая игра «Скрижали Моисея». Детям предлагается наклеить на лист с изображенными на нем двумя скрижалями рисунки-схемы, обозначающие заповеди Божии. На первую скрижаль – заповеди об отношении к Богу, на вторую – об отношении к людям.

Ø Устройство первого храма.

2. Ветхозаветный храм – скиния.

Ø Мы уже знаем, что Господь повелел Моисею устроить храм и что евреи это исполнили. Первый в истории человечества Божий храм представлял собой большую палатку из ткани. Ее можно было складывать, когда евреи отправлялись в путь, а потом снова устанавливать. Даже размеры палатки Господь указал Моисею. Внутри палатки было две части: первая и главная часть называлась «Святое Святых». В нее евреи поставили четырехугольный ящик из дорогого дерева (ковчег), который украсили драгоценными камнями и золочеными фигурами ангелов. В ковчег были положены скрижали и сосуд с манной небесной. В эту часть ветхозаветного храма мог входить только самый главный священник, таким священником Бог благословил стать Аарона – брата Моисея.

Во второй части скинии, которая называлась «святилище», во время богослужения находились священники (сыновья Аарона), которым была сделана специальная богатая и красивая одежда.

Все остальные люди прославляли Бога, находясь в третьей части храма – во дворе перед палаткой. Таким образом, у евреев появилась своя первая церковь.

3. Устройство православного храма.

Ø Современный православный храм устроен по подобию храма ветхозаветного, но, поскольку Господь после воплощения во Христе стал ближе к людям, то и в храме мы все приблизились к Нему. Теперь все молящиеся люди стоят не в третьей части храма, а во второй (демонстрация иллюстрации). Все священники имеют доступ в первую и главную часть храма – алтарь, а в третьей части храма – на паперти - теперь стоят люди, которые готовятся стать христианами или те, кто тяжко согрешили и несут покаяние.

• Дидактическая игра «Чей храм?». У детей иллюстрации ветхозаветной скинии и православного храма. Называю слова, относящиеся к одному из них, дети поднимают соответствующую картинку.

Урок 10.

Домашнее задание.

 

1. Еще раз прочитайте детям содержание глав из детской Библии о Моисее. Рассмотрите иллюстрации, попросите ребенка рассказать об их содержании.

 

2. Побудите детей раскрасить иллюстрации к содержанию изученного на уроке. Закрепите знания об отличии ветхозаветной скинии от православного храма.

 

3. Выучите песенки к празднику Рождества.

 

4. Примите участие в общешкольной выставке работ, посвященных грядущему празднику Рождества Христова. Работы (рисунки, коллажи, поделки, стихи и другие творческие работы) приносите до 16 декабря, предварительно подписав автора и название.

 

5. На общешкольном празднике Рождества Христова наши дети будут исполнять роли: мальчики – елочки, девочки – снежинки. Просим начать подготовку костюмов. Для девочек – белые (розовые, голубые) платьица и украшения на голову (коронки, веночки из мишуры или др.), для мальчиков – зеленые одно- или двухъярусные накидки-пелеринки и колпачки на голову.

 

 

Декабря

Ветхозаветные пророки. Пророк Илия. (3Цар.17-22).

1. Повторение материала предыдущего урока:

Ø Вспоминаем устройство ветхозаветной скинии и православного храма:

·Дидактическая игра «Чей храм?». У детей иллюстрации ветхозаветной скинии и православного храма. Называю слова, относящиеся к одному из них, дети поднимают соответствующую картинку. (Ковчег, скрижали, паперть, иконы, манна небесная, иконостас, скрижали, мощи, «Святое святых», купель, святилище, двор).

2. Ветхозаветные пророки.

Ø Когда евреи поселились в обещанной Богом земле, ими управляли цари, которых избирал Сам Господь. И, хотя евреи получали великие благодеяния от Бога, не раз случалось, что они забывали о Нем, а вместо Бога кланялись идолам. Они даже изготовляли золотых тельцов и молились им, как богам.

Ø Какие заповеди они нарушали?

Ø Нравилось ли это Богу? Понравится ли вашим родителям, если вы от них откажетесь, а папой и мамой будете называть других людей, или деревья, статуи?

Ø Как мог поступить Бог в этой ситуации?

Ø По любви к людям, ведь они все Его дети, Господь их не наказывал, а пытался вразумить. Бог посылал к евреям их же соотечественников, но только тех, кто исполнял заповеди Божии, любил людей, готов был пострадать за них и за Господа. Эти святые люди, (их называют пророками) получали от Бога особые дары.

Ø Какие дары может давать Господь людям?

Ø Пророки получали дары проповеди, т.е. научения народа о том, как жить по заповедям, призывали людей покаяться и исправить свою греховную жизнь. Они могли творить чудеса, предсказывать будущее, особенно о Спасителе мира. Кого ждали пророки?

Ø Об одном из таких святых людей, пророке Илие, я вам сегодня расскажу.

3. Пророк Илия.

Ø Однажды Илия пришел к злому и неблагочестивому царю и сказал ему, что, если люди не перестанут поклоняться идолам и грешить, то Господь не даст им дождя три года, вся земля высохнет, не даст урожая и будет страшный голод. Царь хотел убить Илию за такие слова, но Господь укрыл его в пещере, недалеко от которой протекал ручеек. Воды пророку было достаточно, а еду ему по Божьему повелению приносили вороны. Через год ручей высох, и тогда Илия пришел в город Сарепту. Там он обратился к бедной вдове с просьбой накормить его, но у бедной женщины не было ничего, кроме горстки муки и ложки масла. Она уже готовилась умереть с голоду вместе со свом сыном. Однако за ее доброту Господь по молитве Илии целых два года устраивал так, что эта горстка и ложка масла не кончались, а хватало напитаться всем троим. Через некоторое время у бедной вдовы случилось большое горе: заболел и умер ее единственный сын. Горько плакала мать, тогда Илия взял тельце мальчика, положил его на свою постель и начал молиться. Мальчик воскрес – ожил!

Ø Наконец Господь повелел Илии идти к царю и показать ему и людям силу Истинного Бога. Когда Илия предстал перед царем, он сказал, что Господь пошлет евреям дождь, но на помощь надо призвать истинного Бога, а чтобы люди поверили в Его силу, Илия повелел приготовить два жертвенника, положить на них дрова и посмотреть, от чьей молитвы дрова загорятся. Конечно, язычники были посрамлены! А от молитвы Илии дрова загорелись, хотя были политы водой.

Ø Много других чудес сотворил Господь по молитвам Илии, и люди до сих пор помнят его и обращаются к нему с просьбами во время засухи. А еще люди называют его именем своих детей, у нас тоже есть мальчик, названный именем святого пророка Илии.

Ø За свою благочестивую жизнь Господь взял Илию на небо живым. Об этом рассказывает нам икона Илии пророка. Рассматриваем и прикладываемся к иконе.

• Дидактическая игра «Чьи чудеса?». Определяем чудеса Моисея и Илии, заполняя буквами и цветом центр круга.

Урок 11.

Домашнее задание.

1. Прочитайте детям содержание глав из детской Библии о пророке Илие. Рассмотрите иллюстрации, попросите ребенка рассказать об их содержании.

Ответьте на вопросы:

▫ Кого называют пророками?

▫ Зачем посылал их Господь к евреям? Какие дары Он им давал?

▫ Какие чудеса совершал Господь по молитвам Илии? В каких нуждах к нему обращаются?

 

2. Прочитайте детям предложенный текст о пророке Елисее.

 

3. Побудите детей раскрасить иллюстрацию к содержанию изученного на уроке и дома. Найдите на иллюстрации пророков Илию и Елисея.

 

4. Выучите песенки и стихи к празднику Рождества Христова.

5. Примите участие в общешкольной выставке работ, посвященных грядущему празднику Рождества Христова. Работы (рисунки, коллажи, поделки, стихи и другие творческие работы) приносите, предварительно подписав автора и название.

 

6. На общешкольном празднике Рождества Христова наши дети будут исполнять роли: мальчики – елочки, девочки – снежинки. Просим начать подготовку костюмов. Для девочек – белые (розовые, голубые) платьица и укра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: