Правовое регулирование экономического механизма охраны среды




Для регулирования экономического механизма охраны среды государственными природоохранными органами ведется государственный земельный, водный, лесной кадастр, государственные кадастры недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов. Кадастрэто систематизированный свод данных, включающий опись объектов или явлений, в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; содержит их характеристику, классификацию, данные о динамике, степени изученности; может включать рекомендации по использованию, предложения по охране

Одним из элементов охраны окружающей среды является лицензирование – система регулирования природопользования посредством экологических регламентации и ограничений. Лицензия – это разрешение, выдаваемое природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды.
Лицензирование осуществляется, в форме выдачи лицензий на комплексное природопользование либо на использование отдельных видов природных ресурсов. В лицензиях указываются перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расходования и изъятия; нормативы платы; экологические требования и ограничения; сроки их действия; ответственность за их нарушение

Лимиты на природопользование и его платность
Природопользование осуществляется в двух направлениях – изъятия природных веществ из природы и внесения антропогенных веществ в природу. Поэтому лимитирование проводится двумя способами. Предприятиям-природопользователям устанавливаются на определенный срок объемы:

а) предельного использования (изъятия) природных ресурсов

б) выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения бытовых и производственных отходов.
Лимиты устанавливаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды. При этом учитываются экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, воды, почву, сроки достижения показателей государственных и региональных экологических программ.
С лимитами связана платность использования природных ресурсов.

Она соответственно включает:
а) плату за природные ресурсы (землю, недра, воды, лес, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы), т. е. за право пользования ими в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
б) плату за загрязнение окружающей среды, т. е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов – в пределах установленных лимитов; сверх установленных лимитов.
Плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов является формой возмещения затрат специализированных организаций на осуществление этой деятельности. Внесение платежей не должно рассматриваться в качестве откупного за антиэкологическую деятельность: природопользователь не освобождается при этом от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Экологические фонды и страхование
Для решения природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного вреда создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов.
Фонды образуются из:

1. Средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, в том числе платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов;

2. Сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения;

3. Средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

4. Валютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан.
Средства фондов распределяются в следующем порядке:
60% – на природоохранные мероприятия городского и районного значения;
30% – на мероприятия субъектов Федерации;
10% – на мероприятия федерального значения.
Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью.

Экономическое стимулирование
Согласно Закону РФ об охране окружающей природной среды в России осуществляется стимулирование охраны окружающей среды путем:

1. Установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;

2. Освобождения от налогообложения экологических фондов;

3. Передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

4. Установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;

5. Применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

6. Введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

7. Применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: