Этап – ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ(педагоги)
Наглядная агитация (стенды, консультации,
родительская газета,
информационные проспекты, буклеты)
(родители) Встреча со специалистами. Просмотр открытых занятий, мероприятий.
Этап – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Знакомство с опытом семейного воспитания,
традициями, фотовыставки, «День матери»,
творческая мастерская
Выбор содержания, форм с семьей ребенка
(родители)
Получение консультативной, индивидуальной помощи
Этап – ИНТЕГРАТИВНЫЙ
Современные мероприятия (досуги,
праздники, круглые столы, «Недели здоровья», турпоходы, конкурсы,
выставки, вечер вопросов и ответов (родители) Совместное обсуждение проблем, участие в совместных делах, деловые игры, дискуссионный клуб.
Девиз взаимодействия: Мы воздействуем на семью через ребенка и для ребенка, мы воздействуем на ребенка через семью и для семьи
Памятки родителю от лица ребенка:
• Не балуйте меня, вы меня этим портите (Я хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас)
• Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить (Это ослабит мою веру в вас)
• Не делайте за меня то, что я в состоянии сделать сам (Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги)
• Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех (Я должен научиться делать ошибки и исправлять их)
• Я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же
Все формы взаимодействия с родителями подразделяются на
• коллективные,
• индивидуальные,
• наглядно-информационные.
Некоторые формы работы с родителями устарели, поскольку не учитывали:
• Рост образования родителей
• Повышение материального достатка молодых семей
• Мобильность современных родителей
• Уменьшение количества детей в семье
• Преобладание нуклеарной семьи
• Доступность информации и др.
Направления работы с родителями:
• Традиционное (тематические родительские собрания, консультации, семейные спортивные состязания, утренники)
• Просветительское (организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, буклеты, стенды, уголки для родителей)
• Развивающее общественное управление (работа Попечительского совета, Родительского комитета)
• Интерактивное (анкетирование, диагностика, круглые столы, практикумы-семинары)
Традиционные формы сотрудничества:
• родительские собрания,
• конференции,
• дни открытых дверей,
• педагогические консультации,
• посещение семей воспитанников и др.
Нетрадиционные формы сотрудничества:
семейные посиделки,
• вечера,
• вернисажи,
• день семьи (2 раза в год),
• телефон доверия,
• клуб выходного дня,
• клуб «Хозяюшка»,
• нетрадиционный праздник «Моя родословная» (для старших дошкольников),
• конверт откровений, где родители описывают свои проблемы,
• организация библиотеки для родителей,
• выпуск газеты, журнала,
• организация творческих мастерских, студий, клубов, секций для родителей и детей.
Правила проведения родительского собрания:
• собрание должно быть целенаправленным;
• отвечать запросам и интересам родителей;
• иметь четко обозначенный практический характер («Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеките меня, и я пойму». Конфуций);
• проводиться в форме диалога;
• на собрании не придаются гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.
Стиль взаимодействия ДОУ с семьей определяется рядом факторов:
• Принятая субординация и границы компетентности в принятии решений и ответах на различные вопросы родителей. В зависимости от конкретных условий, вопросы могут решаться по – разному – важно лишь, чтобы все сотрудники точно знали, какие из них они вправе обсуждать с родителями, а какие нет.
• 2. Принятый стиль речи. Взаимное обращение с родителями на вы, по имени и отчеству независимо от возраста является обязательным для всех сотрудников учреждения.
• Принятый стиль одежды на работе. В идеале одежда сотрудников должна быть практичной, аккуратной, соответствующей своему назначении и не слишком отстающей от деловой моды.
• Соблюдение принципов недирективности, безоценочного, личностно-ориентированного подхода, корректности, конструктивности.
Виды родительских собраний:
• Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются мероприятия с участием родителей.
• Установочные (инструктивные), на котором родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно –образовательном процессе, нормативно- правовой базе.
• Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т.д.
• Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
• Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации.
• Совместные с воспитанниками и родителями.
• Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.
• Информационно-просветительские (как система психолого-педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания – конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).
• Собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов
• Собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.
• Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.
• Отчетные (итоговые), имеющие целью показать воспитательно-образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
«Родительский университет», где могут работать разные кафедры по потребностям родителей:
• «Кафедра грамотного материнства»
• « Кафедра эффективного родительства»
• «Кафедра семейных традиций» …
Проектирование помогает:
• научиться работать «в команде»: отизучения реальной обстановки до реализации проекта;
• овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной на творческое развитие субъектов образовательного процесса;
• освоить алгоритм создания проекта, основанного на потребностях детей;
• достигнуть позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям;
• объединить усилия педагогов, родителей, детей для реализации проекта.