• «Что Вас радует в Вашем ребенке?»,
• «Что огорчает?»,
• «Какие изменения произошли с вашим ребенком за последнее время …»
Посещение семьи
• быть тактичным при посещении семьи;
• не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;
• не задавать родителям много вопросов о воспитании детей.
Беседа с родителями
• быть конкретными;
• давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
• пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
• повышать чувство ответственности за воспитание детей.
Дистанционные формы сотрудничества педагогов и родителей обеспечивают:
• большую открытость, диалог и привлекательность дошкольного образования для детей и родителей;
• адресную социокультурную и психолого-педагогическую поддержку семей;
• повышают воспитательную культуру родителей.
Семейные клубы по интересам:
- Спортивные
- Туристские
- Фольклорные
- Театральные.
В ДОО созданы все условия для их организации – специальные помещения, дополнительные специалисты, необходимое оборудование и пр.
Основа работы клуба – все участники равноправные партнеры.
Основные требования к организации – регулярность, продуманность заседаний, интересны и детям и взрослым.
Студийные занятия родителей и детей:
- По дизайну
- Изготовлению народных игрушек
- Оригами
- Флористике
Могут включать совместные занятия со специалистами: логопедом, педагогом-психологом; занятия танцами, плаваньем, лечебной физкультуре и т.д.
Семейные встречи:
Совместный отдых
- Занятия пением
- Соревнования
- Чтение художественной литературы
Основная задача – увеличить время совместного пребывания родителей и детей, научить родителей прислушиваться к детям, их чувствам и запросам, создавать атмосферу единства, сплоченности.
Гостиные
Проводятся с использованием средств музыки, театра, живописи, литературного и фольклорного материала.
Цель – психологическое раскрепощение каждого ребенка, развитие его индивидуальности, культуры, социальной адаптации.
В работе могут принимать участие педагоги музыкальных школ, работники филармоний, музеев и т.д.
Об эффективности использования вышеперечисленных форм взаимодействия ДОО с семьями воспитанников свидетельствует:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
• увеличение количества вопросов к педагогу и изменение их характера, касающиеся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышления родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов;
• рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников;
• стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей:
• изменения в неблагополучных семьях;
• использование родителями педагогической литературы. Их участие в смотрах, конкурсах, праздниках и субботниках;
• понимание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОО в хозяйственной и педагогической работе;
• положительное общественное мнение о воспитании дошкольников в ДОО.
Основное условие ФГОС ДО
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
• Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи (социально-педагогическая диагностика, день открытых дверей, встречи-знакомства).
• Информационное просвещение родителей (индивидуальная беседа, консультация, конференция, чтения, стенды, памятки, буклеты (образовательные маршруты выходного дня), рукописные газеты и журналы, устные журналы, переписка, выставки, медиатека).
• Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми (акции, ассамблеи, вечер музыки и поэзии, собрания-встречи, гостиная, салон, фестиваль, клуб (в т. ч. вечера вопросов и ответов), праздники, экскурсии, проектная деятельность).
• Образование родителей (лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, экскурсии, клуб).
Планирование взаимодействия с семьей
Любой вопрос, понятие тематический блок осваиваются детьми в рамках триады:
совместная деятельность с педагогом самостоятельная деятельность совместная деятельность с родителями
В связи с этим в планировании образовательной работы в ДОО предусматриваются аспекты изучаемых тем, определенные формы работы, которые целесообразно реализовать в рамках одного из компонентов данной триады.