Хронологические рамки исследования




В данной работе мы рассматриваем эволюцию советско/российско-американских режимов на протяжении 60 лет (1945-2005). Выбор данных временных рамок объясняется тем, что именно в это время отношения между двумя странами начали оказывать существенное (иногда - решающее) воздействие на развитие международных отношений. Кроме того, именно в этот период двусторонние режимы, созданные Вашингтоном и Москвой, начали играть большую роль в отношениях между двумя странами. Наконец, на протяжении последних 60 лет сами советско/российско-американские режимы претерпели серьезную эволюцию.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что до сих пор не было всеобъемлющего труда, посвященного эволюции режимов в советско/российско-американских отношениях. Впервые в отечественной научной литературе подробно показаны объективные предпосылки формирования этих режимов; выявлена взаимосвязь между трансформацией внутренней структуры этих режимов и развитием двусторонних отношений между СССР/РФ и США в той или иной предметной области – от ограничения стратегических вооружений до экологии. Подробно рассмотрена также внутренняя структура двусторонних режимов на различных этапах развития взаимоотношений между двумя странами – в разгар «холодной войны», в период разрядки, после краха биполярного мира и в начале XXI века.

Практическая значимостьработы. Анализ истории эволюции советско/российско-американских режимов должен помочь лучшему пониманию положения дел в двусторонних отношениях, содействовать выработке прогноза развития этих отношений и способствовать поиску путей улучшения отношений между двумя странами. Использованная в данной работе методология анализа двусторонних режимов может быть применена при оценке состояния российско-американских отношений и подготовке рекомендаций по их развитию в тех или иных предметных областях. На основании полученных в диссертационном исследовании результатов могут быть подготовлены спецкурсы по истории советско/российско-американских отношений.

Методологической основой данной работы являются системный и сравнительно-исторический анализ. При анализе структуры двусторонних советско/российско-американских режимов были использованы методы, применяемые в ГОМЕОСТАТИКЕ и СИНЕРГЕТИКЕ - науках, изучающих свойства устойчивости и развития динамичных систем.

В настоящее время теория гомеостаза и синергетика активно применяются и при анализе социальных процессов. Основные положения теории гомеостатических систем состоит в следующем:

· Структурным основанием гомеостаза является особенная организация информационных потоков при управлении процессами в объекте управления.

· Простейшая гомеостатическая структура образуется из трех контуров управления, образующих такую целостность, где один контур управляет целями в двух других нижележащих контурах управления, а эти последние имеют общий объект управления.

· Цели управления в контурах нижнего уровня соотносятся как противоположные.

· Поддержание гомеостаза динамических свойств объекта управления обеспечивается согласованием процессов в «треугольнике» управления (46).

Таким образом, несмотря на противоположность целей элементов, из которых состоит гомеостатическая структура, она демонстрирует устойчивость к внешним воздействиям и способность адаптироваться к меняющейся среде. А в соответствии с методологией, применяемой в синергетике, науке, изучающей нелинейные динамичные системы, условием стабильности всяких сложных систем является их непрерывная эволюция и обновление.

Вместе с тем управление системами с взаимодействующими подсистемами с противоположными целями управления, как показывает математический анализ, требует особенно больших энергозатрат от верхнего контура управления для поддержания согласованного функционирования всей системы.

Советско/российско-американские режимы можно, таким образом, рассматривать как контуры управления верхнего уровня, призванные обеспечить управляемость взаимоотношениями двух государств, чьи цели на международной арене являются зачастую несовпадающими (если не прямо противоположными). Тем не менее, системный анализ не исключает возможности длительного и устойчивого существования таких структур при условии, во-первых, их адаптируемости к меняющейся среде и, во-вторых, наличия достаточной подпитки верхнего контура управления.

Переводя эти положения системного анализа на язык конкретно-исторического анализа, следует отметить, что эффективность двусторонних режимов зависит от внимания к ним со стороны высшего политического руководства и его готовности расходовать свои властные ресурсы для поддержания этих режимов.

 

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. На протяжении всей истории советско-американских и российско-американских отношений большую роль в этих отношениях играли двусторонние межгосударственные соглашения и образованные на их основе двусторонние советско/российско-американские институты. Данные двусторонние соглашения и институты сформировали РЕЖИМЫв двусторонних отношениях, которые осуществляют регуляцию внешнеполитического поведения обоих государств – не только в отношении друг друга, но и в более широком международном контексте. В данной работе под режимами понимаются такие международные нормы и институты, которые оказывают реальное, стабилизирующее влияние на политику субъектов международных отношений.

2. Международные режимы обладают сложной внутренней структурой, которая может включать базовый (для данного режима) договор, определяющий основные параметры режима и полномочия двустороннего органа, призванного этот режим регулировать; дополнительные соглашения, конкретизирующие положения базового договора; двусторонний орган, созданный для регулирования взаимоотношений Москвы и Вашингтона в рамках режима; структура, осуществляющая связь между двусторонним органом и высшим политическим руководством двух стран.

3. На протяжении всей истории советско/российско-американских отношений режимы возникали в тех сферах этих отношений, в которых имелась взаимная заинтересованность Москвы и Вашингтона в сотрудничестве. Эффективно функционирующие режимы позволили Москве и Вашингтону трансформировать объективно наличествующую потребность во взаимодействии в реальное двустороннее сотрудничество, сделав двусторонние отношения более стабильными и предсказуемыми.

4. Именно в тех сферах двусторонних отношений, где Россия и Америка ощущали наибольшую заинтересованность во взаимном сотрудничестве – от контроля над вооружениями до экономического сотрудничества - и были созданы наиболее разработанные и всеобъемлющие двусторонние режимы, с наибольшим объемом правил и норм и с наиболее интрузивным механизмом контроля.

5. На протяжении истории советско/российско-американских отношений с 1945 по 2005 гг. эволюция двусторонних режимов носила нелинейный характер. Можно указать как на примеры поступательного развития и усложнения этих режимов, так и на примеры их деградации и даже распада. В любом случае, однако, с деградацией двустороннего режима возникали и серьезные проблемы в той сфере двусторонних отношений, в которой данный режим регулировал взаимоотношения между Москвой и Вашингтоном.

6. Поддержание эффективных двусторонних режимов требует от Москвы и Вашингтона политической воли и готовности к компромиссам и встречным шагам. Как показывает опыт советско/росийско-американских отношений, обострение идеологической конфронтации между двумя странами неизбежно ведет к ослаблению политической воли к сотрудничеству и, как следствие, к эрозии двусторонних режимов.

Структура диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение включает обоснование проблемы исследования и его актуальности, описание объекта и предмета исследования, излагается цель работы и задачи исследования. Далее, во введении говорится о степени разработанности данной проблемы, рассматривается источниковая база работы, излагаются хронологические рамки исследования, приводится описание структуры диссертации и методологической основы исследования. Наконец, введение содержит обоснование научной новизны исследования и его практической значимости, а также изложение основных положений, выносимых на защиту. Приводится перечень научных трудов соискателя, в которых прошли апробацию основные положения диссертации.

Глава I содержит описание режимов в советско-американских отношениях в годы «холодной войны» (1945-1970 гг.). После окончания Второй мировой войны распалась Антигитлеровская коалиция, и между Советским Союзом и Соединенными Штатами началась «холодная война». В условиях биполярной конфронтации были демонтированы даже те немногочисленные и сравнительно слабые режимы, которые были созданы в предшествующий период советско-американских отношений. Сохранялись, правда, дипломатические отношения между Москвой и Вашингтоном, однако регулярный диалог по политическим проблемам был прерван, а двусторонняя торговля сведена до минимума в условиях ликвидации режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле.

Что касается двусторонних советско-американских институтов, то в данный исторический период их не было вообще. Иными словами, полностью отсутствовал тот верхний контур управления, который и обеспечивает синхронизацию международного поведения субъектов международных отношений, в данном случае СССР и США. В отсутствие такого руководящего «центра», который был способен организовать взаимодействие двух стран на мировой арене, советско-американские отношения должны были и впредь пребывать в состоянии непримиримой конфронтации.

Положение дел начало меняться лишь тогда, когда правящие элиты двух стран осознали катастрофические последствия термоядерной войны между двумя «сверхдержавами». На протяжении 1950-х - 1960-х гг. ключевыми проблемами советско-американских отношений оставались предотвращение ядерной войны и ограничение и сокращение ядерных вооружений, а также урегулирование локальных конфликтов. Взаимоотношения между Москвой и Вашингтоном в других областях, таких, как торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество, культурные и гуманитарные связи, носили второстепенный характер.

Следует отметить в этой связи, что в шестидесятые годы прошлого века между СССР и США был заключен ряд межправительственных и межгосударственных соглашений: Консульская конвенция, Соглашение о сотрудничестве в области опреснения соленых вод, в том числе с использованием атомной энергии, Соглашение по рыболовству в северо-восточной части Тихого океана, Соглашение о промысле королевского краба, Соглашение о воздушном сообщении, Соглашение о порядке пересылки дипломатической почты, Соглашение о предоставлении в бесплатное пользование земельных участков в Москве и Вашингтоне для строительства новых зданий дипломатических представительств - однако все эти соглашения не были способны изменить подчиненное положение неполитической сферы двусторонних отношений. Кроме того, ни одно из вышеупомянутых соглашений не предусматривало создания постоянно действующих советско-американских институтов.

Тем не менее, можно констатировать образование на протяжении 1960-х гг. следующих двусторонних режимов:

- режим сотрудничества в области рыболовства и морского промысла;

- режим прямой телеграфной связи между высшим советским и американским руководством;

- режим воздушного сообщения.

Дальнейшее развитие получил и режим дипломатических и консульских связей между двумя странами. Так, в марте 1969 г. было заключено Соглашение о порядке пересылки дипломатической почты без сопровождения дипломатическими курьерами между Москвой и Нью-Йорком, а в мае того же года – Соглашение между правительствами двух стран о взаимном предоставлении в бесплатное пользование земельных участков в Москве и Вашингтоне с целью строительства новых зданий посольств.

Данные режимы, однако, оставались очень слабыми; их структура была неразвитой, а степень воздействия на международное поведение Москвы и Вашингтона – крайне низкой.

Во II главе говорится об эволюции режимов в советско-американских отношениях в период кризиса «холодной войны» и разрядки 1970-1991 гг. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. в советско-американских отношениях произошли глубокие перемены. В это время была сформирована та повестка дня в диалоге Москвы и Вашингтона, которая, в целом, оставалась неизменной вплоть до окончания «холодной войны», и которая включала следующие основные пункты:

1. военно-политические проблемы (ограничение и сокращение

вооружений, предотвращение развязывания войны в результате

просчета или случайности);

2. региональные проблемы;

3. торгово-экономические, научно-технические, экологические

и гуманитарные проблемы.

Тогда же был создан целый ряд принципиально новых режимов в советско-американских отношениях, функционирование которых было закреплено и конкретизировано в двусторонних договорах и соглашениях. На протяжении 1970-х гг. начал действовать новый фактор в советско-американских отношениях, а именно двусторонние совместные институты, призванные обеспечивать реализацию многочисленных договоренностей между Москвой и Вашингтоном - от Договора по ПРО до соглашений по рыболовству.

Таким образом, в 1970-х гг. начался новый этап в истории советско-американских отношений: в этих отношениях наконец-то появился верхний контур управления в виде двусторонних институтов. Сложилась и определенная процедура формирования советско-американских режимов. Основные, наиболее важные двусторонние соглашения принимались в ходе советско-американских встреч в верхах; затем реализация положений этих договоренностей передавалась на более низкий уровень, на уровень глав внешнеполитических ведомств и их заместителей, послов, глав делегаций на двусторонних и многосторонних переговорах, наконец, на уровень двусторонних американо-советских институтов, созданных для реализации подписанных договоренностей.

Кризис в советско-американских отношениях, достигший своего пика в 1983-1984 гг., сопровождался и эрозией тех двусторонних институтов, которые были созданы Москвой и Вашингтоном в период разрядки. В начале 1980-х годов не проводилось советско-американских встреч в верхах, только летом 1982 г. были возобновлены переговоры об ограничении стратегических вооружений, наконец, сотрудничество двух стран в рамках большого количества двусторонних соглашений (в том числе сотрудничество в области энергетики, научно-техническое сотрудничество и сотрудничество в области космоса) было либо заморожено, либо существенно ограничено. Все это, на наш взгляд, вело к демонтажу той структуры советско-американских режимов, которая была создана в период разрядки 1970-х годов. На какое-то время эти режимы деградировали до того уровня, на котором они находились в разгар «холодной войны».

Были прерваны (в 1983 г.) советско-американские переговоры по ограничению стратегических вооружений и ядерных вооружений средней дальности, фактически замороженными оказались переговоры по химическому оружию и обычным вооруженным силам в Европе, а советско-американские научные обмены, осуществлявшиеся в соответствии с двусторонними межправительственными договоренностями, составили в 1984 г. 20-25% от уровня 1978-1979 гг.

Такое ненормальное положение в советско-американских отношениях было чревато самыми негативными последствиями не только для обеих «сверхдержав», но и для международной обстановки в целом. На протяжении второй половины 1980-х гг. Москва и Вашингтон предприняли немалые усилия, направленные на улучшение этих отношений.

В целом советско-американские отношения на завершающем этапе «холодной войны» сделали новый большой шаг в своем развитии, и это, разумеется, не могло не сказаться и на двусторонних режимах. На протяжении 1985 – 1991 гг. был полностью восстановлены следующие двусторонние режимы, ставшие жертвами кризиса в советско-американских отношениях на рубеже 1970-х – 1980-х гг.:

- режимы контроля над стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями (Совместное заявление от 9 января 1985 г.);

- режим контроля над ядерными испытаниями (Соглашение о проведении совместного эксперимента по контролю от 31 мая 1988 г.);

- режим воздушного сообщения между двумя странами (Соглашение о воздушном сообщении от 1 июня 1990 г.);

- режим сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 15 апреля 1987 г.);

- режим сотрудничества в области науки, техники, образования и культуры (Соглашение о контактах, обменах и сотрудничестве от 21 ноября 1985 г.; межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области базовых научных исследований от 9 января 1989 г.);

- режим сотрудничества в торгово-экономической сфере (Соглашение о торговых отношениях между СССР и США от 1 июня 1990 г.).

При этом, как уже было сказано, режим контроля над стратегическими вооружениями начал утрачивать ту исключительную роль, которую он играл в советско-американских отношениях с начала 1970-х гг.

Кроме того, появились и совершенно новые режимы в двусторонних отношениях:

- режим контроля над достратегическими ядерными системами (Договор по РСМД от 8 декабря 1987 г.);

- режим контроля над химическим оружием (Соглашение об уничтожении и непроизводстве химического оружия и о мерах по содействию Многосторонней конвенции о запрещении химического оружия от 1 июня 1990 г.);

- режим сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков (Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков от 8 января 1989 г.);

- режим контроля над нераспространением ракет и ракетных технологий (Совместное заявление по вопросам нераспространения от 1 июня 1990 г.);

- режим регулярного диалога по региональным проблемам на уровне экспертов МИД СССР и государственного департамента США.

Дальнейшее развитие получил и режим дипломатических и консульских связей между двумя странами

Гораздо более интенсивными стали контакты на высшем уровне (так, на протяжении 1985 – 1991 гг. состоялось 9 советско-американских встреч в верхах – больше чем за весь предшествующий период советско-американских отношений, с 1933 по 1985 гг.. Многократно участились встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран, а также других высокопоставленных советских и американских руководителей. Впервые с начала «холодной войны» приобрели систематический характер контакты между советскими и американскими военачальниками, включая министров обороны и начальника ГШ ВС СССР и председателя ОКНШ, командующих видами вооруженных сил, Главнокомандующего ГСВГ и командующего американскими войсками в Европе.

Накануне распада Советского Союза функционировали 24

постоянно действующие советско-американские двусторонние межправительственные институты:

- советско-американские переговоры по ЯКВ (которые продолжались и после подписания Договора СНВ-1);

- Комиссия, создаваемая в соответствии с Соглашением о предотвращении инцидентов в открытом море 1972 г.;

- Совместная военная комиссия, создаваемая в соответствии с Соглашением о предотвращении опасной военной деятельности;

- Постоянная консультативная комиссия, созданная в соответствии с Договором по ПРО;

- Специальная контрольная комиссия, созданная в соответствии с Договором по РСМД;

- Совместная консультативная комиссия, созданная в соответствии с Договором о подземных ядерных взрывах в мирных целях;

- Двусторонняя консультативная комиссия, созданная в соответствии с Протоколом к Договору между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия;

- Регулярные двусторонние консультации по вопросам нераспространения ядерного оружия;

- Регулярные обсуждения на уровне экспертов проблемы нераспространения химического оружия;

- Двусторонние консультации с целью обмена информацией о предотвращении распространения боевых ракет;

- Регулярные консультации экспертов МИД СССР и

государственного департамента США по региональным проблемам (Ближний и Средний Восток, ЮВА, Латинская Америка, Африка);

- Совместная комиссия по сотрудничеству в области

сельского хозяйства;

- Межправительственный консультативный комитет,

созданный в соответствии с Соглашением о взаимных отношениях в области рыбного хозяйства;

- Совместная комиссия по сотрудничеству в области

жилищного и других видов строительства;

- Совместная комиссия по сотрудничеству в области

транспорта;

- Совместная комиссия по сотрудничеству в области транспортной

науки и технологии;

- Ежегодные встречи представителей СССР и США в соответствии с

Соглашением по некоторым вопросам морского судоходства от 1 июня 1990 г.;

- Рабочая группа экспертов, созданная в соответствии с

Протоколом к Долгосрочному соглашению о содействии экономическому, промышленному и техническому сотрудничеству от 14 апреля 1988 г.;

- Смешанная советско-американская комиссия по

сотрудничеству в области базовых научных исследований;

- Смешанные рабочие группы, созданные в соответствии с

Соглашением о сотрудничестве в изучении и освоении космического пространства в мирных целях от 15 апреля 1987 г.;

- Смешанная комиссия по сотрудничеству в исследовании

Мирового океана;

- Совместная советско-американская комиссия по

сотрудничеству в области здравоохранения;

- Комиссия по сотрудничеству в области мирного

использования атомной энергии;

- Смешанная комиссия по сотрудничеству в области охраны

окружающей среды.

Кроме того, советско-американский диалог также интенсивно развивался на доправительственном уровне. Так, в конце 1980-х гг. имелось 22 соглашения между советскими и американскими университетами и учебными институтами и примерно 100 соглашений - с частными фирмами. В научной сфере был осуществлен целый ряд крупных совместных проектов, подготовлено более 500 совместных публикаций.

Вместе с тем анализ развития двусторонних советско-американских режимов на рубеже 1980-х – 1990-х гг. показывает, что эволюция данных режимов столкнулись в то время с определенными трудностями.

1. Так и не появился переговорный форум, в рамках которого стороны могли бы на постоянной основе обсуждать общие концептуальные проблемы их взаимоотношений – что имело особое значение на завершающем этапе «холодной войны», в условиях распада «социалистического лагеря» и Советского Союза.

2. Не все разоруженческие проблемы были в то время охвачены переговорным процессом. Так, например, СССР и США достигли определенных успехов в правовом лимитировании их военно-морской деятельности. В то же время так и не появился режим контроля над советскими и американскими морскими вооружениями. Разумеется, отсутствие соответствующего режима не могло не оказывать негативного воздействия на взаимоотношения двух держав в военно-политической сфере в целом.

3. Советско-американский торгово-экономический режим явно не соответствовал новым реалиям, в том числе глобализации и начавшейся рыночной трансформации советской экономики. Так, например, сторонам не удалось институционализировать свое сотрудничество в области конверсии, связи, информатики и финансов.

 

Глава III посвящена российско-американским режимам после окончания «холодной войны» и распада СССР (1992-2005).После окончания «холодной войны», на протяжении 1990-х годов, самые серьезные изменения претерпели двусторонние институты, с помощью которых стороны обеспечивали функционирование двусторонних режимов в военно-стратегической и торгово-экономической сферах.

1. «Конфиденциальный канал», который играл столь большую роль в двусторонних отношениях в 1960-х – 1980-х гг., утратил всякое значение: отпали те причины, которые заставили Москву и Вашингтон «прорыть» этот канал.

2. Встречи в верхах приобрели небывалую прежде регулярность. После того как Россия стала членом «большой восьмерки» (1994 г.) и Азиатско-Тихоокеанского экономического совета (1998 г.) российский и американский президенты получили возможность встречаться, по меньшей мере, дважды в год (на самом деле они встречаются значительно чаще).

3. Среди других двусторонних институтов, появившихся в последние годы, особую роль сыграли следующие: Рабочая группа по нераспространению, созданная в соответствии с Заявлением президентов РФ и США о нераспространении от 10 мая 1995 г.; Руководящий комитет, созданный в соответствии с межправительственным Соглашением по обмену технической информацией в области сохранности ядерных боепри­пасов, Совместный Комитет по реализации Соглашения о сотрудниче­стве в отношении реакторов, произ­водящих плутоний.

4. Появились новые двусторонние институты, активное участие в работе которых принимают не только руководители обеих стран, но и бюрократия среднего звена. Среди этих институтов на протяжении 1990-х гг. особую роль играла Совместная российско-американская комиссия по экономическому и техническому сотрудничеству («Комиссия Гор-Черномырдин). Хотя в рамках комиссии решались преимущественно экономические и технологические вопросы, она внесла большой вклад и в урегулирование проблем безопасности: так, в формате комиссии вырабатывался комплекс двусторонних соглашений о конверсии российского высокообогащенного урана, о постепенном прекращении производства оружейного плутония на российских реакторах, и мн. др. Создание разветвленной институциональной структуры российско-американских торгово-экономических и научно-технических отношений позволило выявлять проблемы и находить их решения еще до того, как они разрастались до стадии конфликта.

5. Самым серьезным образом была обновлена и договорно-правовая база двусторонних отношений: с 1992 по 2000 г. между Москвой и Вашингтоном было заключено свыше 150 межправительственных и межгосударственных соглашений (за 60 лет советско-американского диалога, с 1933 по 1991 гг., было заключено 180 таких соглашений и договоренностей).

В начале XXI века, однако, по инициативе Белого дома начался демонтаж тех российско-американских режимов, которые были созданы на протяжении последней трети двадцатого столетия, на том основании, что последние являются «пережитками «холодной войны»» и «неправильной» политики администрации Клинтона. Такое положение вещей, как представляется, исключает не только развитие и «уплотнение» российско-американских режимов, но и их сохранение в том виде, в каком они сформировались на протяжении последней трети 20 века.

1. В первые годы XXI в. резко сократилось общее количество новых межправительственных и межгосударственных соглашений, заключенных Москвой и Вашингтоном: с 1992 по 2000 гг. включительно – 151 (в том числе 57 по линии комиссии Гор-Черномырдин); с 2001 по 2006 – 32·. Иными словами, если в 1990-е гг. США и РФ заключали ежегодно приблизительно 13 двусторонних договоров, то в 2000-е годы - только 5,3.

2. На протяжении 2000-х гг. были формально ликвидированы такие важнейшие двусторонние российско-американские институты, как Постоянная консультативная комиссия (в связи с односторонним выходом США из Договора по ПРО) и Совместная российско-американская комиссия по экономическому и техническому сотрудничеству; так и не возобновились переговоры по стратегическим вооружениям. Те же новые двусторонние механизмы, как Консультативная группа по вопросам стратегической безопасности во главе с министрами иностранных дел и министрами обороны РФ и США, Российско-американский деловой Диалог, российско-американская рабочая группа по сотрудничеству в области энергетики, Группа высокого уровня (ГВУ) по сотрудничеству в области безопасности в ядерной сфере, Рабочая группа по борьбе с терроризмом и др. так и не смогли набрать необходимого политического веса и влияния в Москве и Вашингтоне, чтобы переломить общую тенденцию к размыванию двусторонних режимов.

3. Не смог переломить эту тенденцию и достаточно интенсивный российско-американский диалог на высшем уровне. На протяжении 2001 – 2008 гг. В.В. Путин и Дж. Буш встречались ни много ни мало 20 раз – т.е. в среднем трижды в год. Вот только результативность этих встреч, с точки зрения создания новых российско-американских режимов и сохранения уже имеющихся, была не очень высока.

4. Так, хотя режим контроля над стратегическими наступательными вооружениями в целом сохранился, его будущее остается неопределенным; действие Договора ОСВ-2 истекает, как уже было сказано, в 2009 г. – а ведь именно положения данного Договора обеспечивают необходимый уровень мер взаимного контроля за состоянием российского и американского ядерного арсеналов и транспарентности и, как следствие, взаимного доверия в стратегической ядерной сфере. После одностороннего выхода США из Договора по ПРО был ликвидирован двусторонний режим контроля над стратегическими оборонительными вооружениями. После отказа американской стороны ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, двусторонний режим контроля над ядерными испытаниями также практически не существует.

5. Ликвидация «комиссии Гор-Черномырдин» серьезно ослабила режимы сотрудничества в торгово-экономической и научно-технической сферах.

Нужно отдать должное российскому и американскому руководству: Москва и Вашингтон приняли некоторые меры, дабы избежать лавинообразного сворачивания двусторонних режимов. Большое значение в этой связи имела Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений, принятая президентами двух стран в Сочи в апреле 2008 г. В Декларации, в частности, содержалось обязательство продолжить «выработку юридически обязывающей договоренности на замену Договора о СНВ». Что касается торгово-экономического сотрудничества двух стран, то В.В. Путин и Дж. Буш-мл. заявили о намерении «укреплять российско-американское экономическое и деловое взаимодействие, в том числе через создание в течение ближайших нескольких месяцев новых межправительственного и бизнес-диалога…»[14].

Новому российскому и новому американскому президентам, однако, придется столкнуться с российско-американскими отношениями, в которых, с одной стороны, нарастают проблемы и трудности, а с другой – в значительной степени демонтированы те двусторонние режимы, которые на протяжении десятилетий помогали Москве и Вашингтону находить выход из этих трудностей.

Что еще хуже, в последние годы в российско-американские отношения возвращается, казалось, окончательно преодоленный идеологический конфликт. Позиция официального Вашингтона по российско-американским отношениям, нашедшая свое отражение, в частности, в Стратегии национальной безопасности, принятой в марте 2006 г., состоит в том, что отношения эти будут зависеть от готовности российского правительства «двигаться вперед, а не назад, по пути свободы».

Между тем, идеологический конфликт (как об этом свидетельствует опыт советско-американских отношений) способен оказать парализующее воздействие на двусторонние режимы и институты. Многие американские наблюдатели с тревогой обращают внимание в этой связи на возрождающийся в Соединенных Штатах дух русофобии, столь свойственный эпохе «холодной войны», когда за «потенциальным противником» отрицалось право на какие бы то ни было национальные интересы[15].

В настоящее время, однако, в американской политике на российском направлении доминирует стратегия постепенного «встраивания» России в западное сообщество высокоразвитых демократий – а не деструктивный курс на ее изоляцию. Складывается впечатление, однако, что, отдавая себе отчет в желательности интеграции России в международные структуры и укрепления отдельных российско-американских режимов, американский истэблишмент, в то же время, не готов рассматривать Москву как равноправного партнера в рамках этих режимов.

Эти тенденции в американской политике на российском направлении не могли не вызвать ответной реакции по другую сторону Атлантики. Наряду с констатацией наличия кризиса в российско-американских отношениях, все большее количество российских политиков и специалистов склонно рассматривать эти отношения через призму неизбежной и непримиримой конфронтации между двумя странами.

Новым руководителям двух стран, которые придут к власти в 2008 – 2009 гг., придется, таким образом, решать непростую задачу реанимации и дальнейшего развития двусторонних режимов в неблагоприятных идеологических условиях. Без таких режимов российско-американские отношения будут лишены верхнего контура управления, иными словами, будут пребывать в неуправляемом состоянии.

В заключении содержатся основные выводы данного диссертационного исследования.В разгар «холодной войны» сама возможность наличия у США и СССР, непримиримых идеологических антагонистов, каких-то общих институтов, норм и механизмов принятия решений, казалась совершенно невероятной. Сохранение между Москвой и Вашингтоном некоторых двусторонних режимов, сформированных еще в 1930-х – 1940-х гг., и прежде всего режима дипломатических отношений, еще не означало, что эти режимы могут оказывать сколь бы то ни было существенное позитивное воздействие на взаимоотношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Однако угроза катастрофической по своим последствиям ядерной войны, которая стала реальностью в 1950-е годы, заставила Москву и Вашингтон по-новому взглянуть на природу советско-американского конфликта и, в итоге, постепенно отказаться от представлений о его непримиримом характере.

Рубеж 1960-х - 1970-х гг. стал во многом определяющим для дальнейшего развития советско-американских отношений. Именно в тот период был создан целый ряд принципиально новых режимов в военно-политической и торгово-экономической сферах советско-американских отношениях, функционирование которых было закреплено и конкретизировано в двусторонних договорах и соглашениях. Кроме того, в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Вашингтону и Москве удалось добиться не только увеличения общего количества тех сфер советско-американских отношений, которые регулировались двусторонними режимами; последние претерпели также качественную трансформацию.

Во-первых, именно в это время резко активизировались советско-американские политические контакты на высоком и высшем уровне.

Во-вторых, в этот период был резко активизирован «доверительный» канал связи между высшим американским руководством и послом СССР в США А.Ф. Добрыниным. Тогда же между совпосольством в Вашингтоне и Белым домом была проведена прямая тайная телефонная линия, которой в любой момент могли воспользоваться посол Советского Союза и помощник президента США по вопросам национальной безопасности.

В-третьих, постоянно действующим фактором в советско-американских отношениях стали двусторонние переговоры по проблемам ограничения и сокращения ядерных вооружений.

В-четвертых, все большую роль в советско-американских отношениях начали играть постоянно действующие двусторонние советско-американские институты, созданные для претворения в жизнь различных советско-американских договоренностей - от соглашений об ограничении стратегических вооружений до договоренностей об обменах в области науки и культуры. Эти институты стали совершенно новым элементом в советско-американских отношениях: ничего подобного вплоть до 1970-х гг. не было.

Таким образом, можно констатировать появление в период разрядки устойчивых двусторонних российско-американских режимов, то есть принципо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: