Экологическая экспертиза




(Принципы – организация и проведение – общественная и государственная экспертиза – обязанности и ответственность участников)

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям. Ее цель – предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об экологической экспертизе".

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

1. Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности (новый подход для российского права который означает необходимость доказывания экологической безопасности объекта не экспертом, а автором проекта);

2. Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации;

3. Комплексности оценки воздействия на окружающую среду и его последствий (должны учитываться ближайшие и отдаленные экологические, экономические, социальные, демографические, нравственные последствия деятельности объектов);

4. Достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

5. Независимости экспертов экологической экспертизы;

6. Научной обоснованности, объективности и законности заключений;

7. Гласности, участия общественных объединений, учета общественного мнения;

8. Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экспертизы (законом предусматриваются различные виды ответственности за невыполнение обязанностей по проведению экологической экспертизы, за предоставление неправильных и необоснованных заключений и т. п.).

Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

Организация и проведение экологической экспертизы
В составе представляемых на экспертизу материалов должны быть:

1. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности (ОВОС);

2. Положительные заключения и согласования органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления;

3. Материалы обсуждений объекта с гражданами и общественными объединениями.

Оплата экспертизы осуществляется заказчиком документации. Срок экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать шести месяцев. Экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной Госкомэкологии и его территориальными органами.
В состав экспертной комиссии по конкретному объекту включаются внештатные эксперты с их согласия, назначаются руководитель и ответственный секретарь комиссии. Итогом работы является заключение. Заключение комиссии после его утверждения органами Госкомэкологии приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.
Заключение направляется заказчику. В случае отрицательного заключения заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении. Заключения могут быть оспорены в судебном порядке. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.
Полномочия граждан.
Граждане и общественные объединения имеют право:

1. Выдвигать предложения о проведении государственной и общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, которая затрагивает экологические интересы населения;

2. Направлять в письменной форме аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

3. Получать от органов, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о ее результатах;

4. Обжаловать выводы экспертной комиссии в суд или арбитражный суд

Кроме того, общественные объединения вправе:

1. Требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать в средствах массовой информации;

2. Рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе.

3. Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

4. Предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями;

5. Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности.

Общественная экспертиза

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными объединениями.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов. Это означает, что она может проводиться до, после государственной экологической экспертизы либо одновременно с ней.
Общественные объединения, осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право:

1. Получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, предусмотренную законом;

2. Знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

3. Участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется Госкомэкологии и его органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления, может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение может публиковаться в средствах массовой информации.
В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования об ответственности за правильность и обоснованность заключений.
Компетенция органов государства и местного самоуправления

К ведению субъекта РФ относятся делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий, информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах.
Специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы:

1. Получают бесплатно от государственных органов информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы, имеют доступ к базе данных о состоянии окружающей среды и возможных последствиях негативного воздействия на нее;

2. Направляют в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения;

3. Предварительно информируют органы государственной власти и органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертной комиссии по объектам, реализуемым на территории соответствующих органов;

4. Организуют информационное обеспечение, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности;

5. Направляют органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, представившим аргументированные предложения, материалы о рассмотрении этих предложений и информацию о заключении государственной экологической экспертизы;

6. Предоставляют средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы.

Обязанности и права участников экспертизы и их ответственность
В обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе, входят:

1. Оплата проведения государственной экологической экспертизы;

2. Передача государственным органам экспертизы и общественным объединениям, организующим проведение экспертизы, необходимых материалов, сведений, расчетов относительно объекта экспертизы;

3. Осуществление намечаемой деятельности исключительно в соответствии с документацией, получившей положительное заключение.

Не следует смешивать государственную и общественную экологическую экспертизы с иными смежными мероприятиями, не обладающими описанными правовыми статусами: экологическими исследованиями, научными оценками и т. п., имеющими те же цели, но не обеспечиваемыми соответствующими нормами права.
Ответственность в области экологической экспертизы
Должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные
в невыполнении обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке.
Правонарушениями заказчика и заинтересованных лиц считаются:

1. Фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;

2. Принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения;

3. Создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;

4. Уклонение от представления государственным органам экспертизы и общественным объединениям, необходимых материалов, сведений и данных;

5. Осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Нарушениями руководителей органов экспертизы и экспертных комиссий признаются:

1. Необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности;

2. Нарушение установленного порядка расходования средств на проведение экспертизы.

3. Фальсификация выводов заключения экологической экспертизы, сокрытие сведений, отражающих заинтересованность в результатах экспертизы.

Экологический контроль

(Экологический мониторинг – гос контроль – общественный контроль – производственный контроль)

Важным звеном организационно-правового механизма охраны окружающей среды является экологический контроль. В задачи экологического контроля входят наблюдение за состоянием и изменениями окружающей среды, проверка соблюдения требований экологического законодательства и нормативов качества окружающей среды, выполнения мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов.

Выполнение этих целей предполагает экологический мониторинг, государственный, общественный и производственный контроль, каждый из которых имеет свои, специфические функции и адекватные им средства их реализации.
Экологический мониторинг
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды организуется с целью наблюдения за уровнем загрязнений атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир. Задачей экологического мониторинга является обеспечение заинтересованных организаций и населения информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния. Функции мониторинга возлагаются на Госкомэкологии, МПР, Росгидромет, Госсанэпиднадзор, Госкомзем, Рослесхоз и другие, специально уполномоченные государственные органы.

Государственный контроль
Со стороны государства контроль осуществляется представительными, исполнительными и специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды.
Должностные лица органов государственного контроля в соответствии с их полномочиями имеют:

1. Посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;

2. Проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств и средств их контроля, контролировать соблюдение нормативов качества окружающей среды;

3. Назначать государственную экологическую экспертизу и обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

4. Требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов;

5. Привлекать в установленном порядке виновных к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной ответственности, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде или здоровью человека нарушениями природоохранного законодательства.

Общественный контроль
Общественный контроль осуществляется общественными объединениями, органами местного самоуправления, гражданами и имеет те же задачи, что и иные формы экологического контроля. Порядок общественного контроля регулируется Законом РФ "Об общественных объединениях".
Не являясь государственными, органы местного самоуправления имеют значительные функции по осуществлению экологического контроля, а также могут наделяться некоторыми государственными контрольными полномочиями. Правовой основой этой деятельности является Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Граждане могут сообщать об известных им правонарушениях в области охраны окружающей среды, участвовать в проверках и иных формах осуществления экологического контроля, пикетах и т. д. В ряде ведомств разработаны и применяются положения об общественных инспекциях, состоящих из граждан. Такие инспекции и положения о них существуют в области охраны рыбных и охотничьих запасов, в области лесного хозяйства.

Производственный контроль.
Этот контроль должен осуществляться экологической службой предприятия, учреждения, организации. Этот производственный или внутриведомственный контроль организуется собственником, владельцем предприятия и не во всем должен подвергаться законодательному регулированию.
Предприятие отвечает перед обществом за состояние окружающей среды, за выполнение требований экологического законодательства, за соблюдение установленных нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Владельцы предприятий могут возлагать обязанности по охране окружающей среды на отдельных должностных лиц предприятия, создавать специальную службу или лабораторию по охране среды, устанавливать систему поощрений и наказаний в области охраны среды и т.д.
Известны случаи принятия положений о премировании и депремировании работников за соответствующее выполнение или невыполнение своих производственных экологических обязанностей, об осуществлении внутризаводского экологического контроля. Особенно это важно для ресурсо-потребляющих организаций, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: