Современное состояние информационной системы таможни




Сегодня через информационную систему таможни можно видеть практически любой таможенный орган: таможню, пост, склад временного хранения и т.д. Можно посмотреть, что сейчас оформляет таможенник, как его зовут, каков его послужной список, по каким ставкам идет оформление, какая номенклатура товаров оформляется. Приэтом максимальная задержка с момента ввода информации, к примеру, в порту Находка до появления ее в базе данных ГНИВЦ – в пределах 10 минут. Однако появление глобальных информационных систем влечет за собой повышение требований к аппаратным ресурсам и программному обеспечению. Так, например, сбой сервера украинской таможни в начале 2005 года вызвал недельный простой.

Информатизация таможни началась в 1991 году. Сначала было создано автоматизированное рабочее место таможенного инспектора. Следующим этапом стала разработка системы, позволяющей формировать статистику внешней торговли – по сути, информация со всех таможенных постов собиралась в единую базу данных и формировалось единое информационное пространство. В 2004 году были начаты работы по созданию системы управления таможенной деятельностью на всей территории России. Принцип ее действия достаточно прост. Информация, полученная на посту, заносится в единую базу данных, с которой затем работают специальные аналитические подразделения. На основе анализа вырабатываются управляющие воздействия – решения о тех или иных корректировках действий таможенников, которые затем доводятся до соответствующего органа.

Основные направления информатизации ФТС России.

1. Интеграция ИТ-систем ФТС с аналогичными решениями других ведомств, например, с налоговой службой.

2. Подготовка соглашений об информационном обмене и взаимодействии с таможенными службами других стран и их реализация. Первое соглашение о предоставлении информации было подписано в 2005 году с Казахстаном.

3. Информационное обустройство пунктов пропуска.

В силу специфики таможни, наибольшее внимание должно уделяться интеграции информационных систем со структурами, связанными с торговлей, например, необходимо получение электронных форм сертификатов и лицензий Минэкономразвития и Ростехрегулирования. Для реализации этого разрабатывается специальная информационная система, позволяющая соответствующим сотрудниками ФТС России иметь доступ к ресурсам Минэкономразвития.

Кроме этого необходимо создание единой базы данных контролирующих органов. Сегодня существует 7 контролирующих структур – пограничная, санитарно-карантинная, таможенная, миграционная, фитосанитарная и транспортная инспекции. Все они ведут свои базы данных. Одна и та же информация записывается 7 раз. По сути, человек, пересекающий границу должен получить 7 штампов, и только после этого перед ним поднимается шлагбаум.

Также необходима база цен на товары для возможности контроля стоимости провозимых через границу грузов.

Информационная система ФТС России является самостоятельной разработкой. Её принципы действия были заложены в 1997 году, когда начали создаваться комплексные системы таможенного управления, связывающие кадровое администрирование, контроль финансовых потоков через казначейство и работу каждого инспектора. При этом основная задача системы – максимально уменьшить взаимодействие таможенного инспектора и участника торговли, устраняя тем самым предпосылки к коррупции и нарушению законодательства.

Следующим направлением информационного развития таможни России является система электронного документооборота. В кодексе содержится ряд статей, которые говорят, что любой документ, который потребуется инспектору для проведения таможенного контроля или оформления, может быть любым лицом предоставлен в электронной форме. И таможня обязана его принять. Поэтому СЭД начала развиваться с электронного декларирования. Внутренний электронный документооборот пока еще развит слабо.

Для того чтобы СЭД работала в полную силу, прежде всего любому документу надо придать юридическую значимость. Для этого созданы в каждом федеральном округе региональный удостоверяющий центр (УЦ), который хранит все сертификаты цифровых подписей лиц, работающих с таможней, а также занимается выдачей этих сертификатов и их проверкой. Все УЦ составляют единую систему и работают в круглосуточном режиме. Кроме того, есть корневой УЦ, который находится в главном вычислительном центре таможенной службы в Москве.

Передача всей необходимой информации производится с помощью ведомственной телекоммуникационной сети, предназначенной только для работы таможенных органов. К ней подключаются с использованием специальных криптосредств. После вхождения в сеть брокер имеет возможность по нашим каналам передать информацию в любую таможню страны, то есть декларирование не привязано к оформлению.

Для СЭД необходимо ведение полной базы данных по всем документам, которые используются в таможенной службе. Для этого, в частности, используется центральная база данных, созданная на основе СУБД Oracle. Она находится в главном вычислительном центре. Ее объем на сегодня составляет 7,5 ТБ информации – это одна из крупнейших государственных баз Европы. Кроме Oracle, также используются решения SAP, Microsoft, HP и IBM.

Для обеспечения информационной безопасности и конфиденциальности получаемых данных всё закупаемое ПО проходит специальные испытания в соответствующем отделе главного ВЦ.

Для обеспечения защиты информации таможенные каналы связи оборудуются специальными криптосредствами.

Однако самым уязвимым местом информационной безопасности является человеческий фактор. Выявить то, что какой-то сотрудник таможни начал скачивание данных очень тяжело. Это одна из основных проблем в обеспечении безопасности вообще. Для предотвращения таких случаев может помочь информационная контрразведка внутри ФТС России.

Откозоустойчивость. Обеспечение надёжной работы всёй информационной системы таможни является очень важной и сложной задачей. Одним из основных методов повышения отказоустойчивости и стабильности работы является резервирование, т.е. использование дополнительных аппаратных ресурсов (каналов связи, информационных центров и т.д.) в случае выхода из строя основных. Например, в России 7 информационно-вычислительных центров. Если один из них даст сбой, его функции возьмет на себя главный вычислительный центр, располагающийся в Москве. Телекоммуникационная сеть это позволяет. Кроме того, при серьезных сбоях есть возможность восстановить как центральную базу данных из региональных, так и наоборот. В других странах, например, в США, существует один вычислительный центр, но он имеет четырехкратное резервирование всех информационно-вычислительных ресурсов.

Помимо этого, планируется ввести в эксплуатацию еще один вычислительный центр, который будет полностью резервировать главный. С его появлением можно будет не только минимизировать последствия сбоев, но и постепенно перейти к распределённой информационной системе. Делается это потому, что объем информации слишком большой – для обработки необходимы значительные вычислительные мощности. Поэтому создание агрегированных баз данных по различным критериям из основной базы позволит решить возникающие трудности. Естественно основная база никуда не денется.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: