Информационные технологии в юриспруденции
Курс междисциплинарный: техническая часть, юридическая. Ну и проф ориентация на закуску от специалиста в сфере консалтингаaka лектора.
2 направления:
- Инф технологии для юриста. Под разными углами. Например, как сие работает в электронном государстве, электронном правосудии (привет сайту ВАС, который рассматривая 10% всех дел, имеет возможность юзать инф технологии), электронном парламентаризме (https://asozd.duma.gov.ru/). Инф технологии – средство упрощения отношений. Например, между гражданином и государством: принцип одного окна, электронные средства адм реформы и пр. Но если между гражданином и государством или государством и бизнесом нет доверия – инф технологии становятся только барьером. Начинается сие с истории развития инф технологий и базовых вопросов представления информации в электронном виде и бинарной логики. Далее инф технологии при организации проф услуг. Поиск персонала, консалтинг всякий, аудит, налоги. Поиск информации: поисковые системы и пр. Государству все сие не проконтролировать (например, спам) или ему все равно (стандарты языков, удаленная медицина) => активно развивается саморегулирование (кодексы этики при оказании телемедицинских услуг). Впрочем, в РФ саморегулирование работает всегда не до конца (привет третейским судам). Электронный документооборот и как не нужно его регулировать: ЭЦП (а нынче уже просто ЭП: позволяет убедиться, что информация действительно получена от отправителя и в нее не внесено изменений, однако все равно позволяет перехватить содержание сообщения), защита информации (а все по поводу криптографии и шифрования контролируется государством прямо как атомная промышленность),
- Юрист для информационных технологий: как право и законодательство регулирует информационную сферу (усеченное «информационное право»).Юрисдикция отношений, субъекты которых разнесены по разным концам земного шара. А юрисдикция и границы – это демонстрация власти в государстве. Но в инете столбики границ не поставишь. Система информационного законодательства: ФЗ «Об информации, информатизации и информационных технологиях», ФЗ «О персональных данных» (государство гарантирует всю защиту перс данных гражданина, но есть и бизнес, который сам решает, как защищать перс данные своих сотрудников: пока что государство обязывает ЮЛ защищать перс данные сотрудников, но это означает недоверие государства к бизнесу). Электронная коммерция и в каком объеме при этом должна раскрываться информация. Далее – нематериальные активы.
- Я ВАМ ПОКАЖУ, КТО ЗДЕСЬ ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ!!!!!!!!11 Юристы продают воздух. Но их советы, с другой стороны, индивидуальны.
Исторический день
История техники
Все началось в отношении логики и математики (логика – отрасль математических знаний), со счетных палочек. Сначала это было системой упрощения запоминания информации, а после их соединения в Древнем Риме, Греции и Китае (Абак) появляется первая счетная машинка.
400 лет до НЭ. Аристотель описал в нескольких работах начала математической логики. В сфере ораторской деятельности им было замечено, что с помощью логики можно одни и те же мысли излагать разным образом. Логика Аристотеля (логические операции) была основой для описания логических операций всего древнего мира.
Только в IX веке НЭ что-то меняется аль-Хорезми вводит понятия алгоритма и десятичной системы счисления. До этого разные народы разным образом изображали числа. Ему показалось неудобно иметь отдельные знаки для каждого числа, и обратив внимание на 10 пальцев на руках, им были придуманы цифры (арабские), благополучно достигшие Европы: начертания цифр соответствуют количеству углов. Эта система вытеснила Европейскую римскую систему счисления. При этом изначально у аль-Хорезми не было нуля, только с появлением этой цифры стало возможно считать слева направо, т.е. появляется позиционность.
После этого на несколько столетий мысль в этой сфере успокаивается. Видимо, человечки привыкали. В начале XVII века в Англии Джон Найпир придумал десятичную запятую, ибо до этого были проблемы с исчислениями долей (дробного обозначения тоже не было). Также таблицы логарифмов и счетные кости. Их нужно было определенным образом перекладывать и вращать, но всяко удобнее абакуса.
После этого пошел поток существенных обстоятельств, кот привел к нынешнем уровню развития техники. 1622 год – Виллиам Оутред придумал логарифмическую линейку. Это инструмент, который позволил повысить расчеты в банковской сфере и т.п.
1624 – Вильгельм Штекард – суммирующая машинка. Громоздкая, менее распространена, чем линейка.
1642 Блейз Паскаль – складывающая суммирующая машинка для сотрудников налоговой полиции Франции
1673 – Лейбниц – машинка с 4 операциями. Все до этого тупо складывали.
1659 – прорыв в теории. Исаак Ньютон описал основы математического анализа. У Аристотеля был логический аппарат, у аль-Хорезми – система счисления. И только теперь появляется механизм, позволяющий описывать в математических конструкциях события реальной жизни.
1819, 1833 – разностная машинка Шарля Беббиджа. Маленькая, в отличии от ранее складывающих. Также «аналитическая машинка» - средство математического обеспечения. Устройство, кот запоминало механическую последовательность действий. Функциональное деление операций на хранение, вычисления и управление + устройство ввода \ вывода (человеку должно быть удобно! – привет MS). Это все было описано как концепция и не реализовано. Реализовано сие было только через 80 лет.
1842 год – светская дама в Англии впервые предложила систематизировать и описать последовательность операций для вычислительных машин. Ею был создан инструментарий, который лег в основу всего программирования, ее именем назвали язык программирования Минобороны США – Ада. По сути, ею была заложена основа команд. Дополнительно ею была введена идея библиотек программ и подпрограмм: текст программы пишется обычно с разделением на базовые операции высокого уровня и более детальные операции, кот могут повторяться в разных задачах (подпрограммы). Возникла идея библиотеки подпрограмм, кот позволяла бы использовать их в различных ситуациях.
1844 – Самюэль Морзе опробовал средство передачи информации. На 58 километров в Вашингтоне было передано несколько простейших сообщений
1846 год – первый повод упомянуть Россию. А. Куммер придумал механический вычислитель, выпускавшихся до 70-х годов прошлого века. Большое количество квадратиков => удобно для крупных расчётов.
1876 – Канада и США. США принимает соц-экон решение: заимствование талантливых людей из иных стран мира. Таким стал и Александр Грехам Белл.
Еще одно направление развития – массовые прикладные решения. 1896 год Герман Холлерит придумывает специализированное расчётное устройство для выполнения задачи переписи населения. Позже им была основана IBM. В его машине стали использоваться первые электрические решения, что позволяло упросить представление и обработку информации. Им же было придумано использование перфокарт. Это стало реализацией концепции хранения информации в унифицированной (машиночитаемой) форме.
Затем множество модификаций. Но с Первой Мировой все несколько затихает: не до того.
1918 год в США разрабатывается двоичный калькулятор. До этого все было десятичным.
1919. Развитие электромеханики => в США разрабатывается триггерная система: вводится операция «если - то». Аппаратная реализация логики. Теперь с помощью электричества можно не просто вычислять, не просто линейно думать.
1927 – первый аналоговый компьютер в Массачусетском технологическом институте. В качестве элементов используются конденсаторы или вакуумные лампы. У него еще не было интерфейса: только приборная доска, с помощью которой осуществлялось программирование.
1937, Германия. Первая двоичная вычислительная машина. Как же лучше представлять информацию для вычислений: таки десятичная или двоичная?! Двоичное оказалось устойчивее к ошибкам вычисления и логичнее для природы вещей: есть электричество – нет электричества. А как бы оно было для десятичной: десять разных напряжений, а если что-то где-то скакнуло, то информация искажается.
1938, Германия. Компьютер Z1 – механическая программируемая машина, первый компьютер. Ставка на механическую тенденцию. Нужен для военных ведомств, подсчет поставок.
1939 – Тоновый генератор Хьюлерта и Паккарда.
Одновременно в Англии математик Алан Тюринг развил теорию алгоритмов, математическая модель компьютера. «Машина Тюрина» - аналог процессора с «бесконечной перфокартой», где лента двигалась туда-сюда.
1941 – компьютер Z3 – первый электронный программируемый компьютер. Годом позже первый цифровой компьютер в США => окончательная победа двоичной системы счисления.
1944 – IBM создает первый компьютер массового потребления «Mark-1» - одновременно первый коммерчески успешный продукт. А умел он вычислять 23 знака цифр, за счет чего и был нужен во всех сферах.
1945 Зюссе представил первый алгоритмический язык программирования, т.е. возможность описать универсальный язык программирования.
1945 же год. Язык программирования => возможность писать программы => ошибки в них. Первый «баг», сбой. А слово появилось из-за того, что настоящий жук залетел под корпус и нарушил электрическую схему.
1945 же еще раз. Вводится и реализовывается модель внешнего запоминающего устройства: перфокарта, но электрическая, многоразового использования.
1946 – американский компьютер на 30 тонн веса, быстродействие - 100.000 элементарных операций в секунду.
1948 – Bell Telephon придумали транзистор. Радиолампы работали медленно и были больших размеров.
1949 – Шенон – первый шахматный компьютер
1950 – система SAGE – компьютерная система, автоматизировано обрабатывающая информацию с радаров. Внедрена в ПРО. С тех пор Минобороны США активно развивает технологии, и случайно создало Инет.
1955 – IBM – компьютер с плавающей точкой, т.е. оптимизация вычислений: используется только нужное количество разрядов.
1956 – год массового выхода компьютеров на транзисторах. Ламповые умирают, только в СССР активно продолжают использоваться.
1958 изобретение интегральной схемы: проводники надо как-то рационально расположить.
1958: ПК «Сетунь»на троичной системе счисления.
История регулирования
3 этапа:
1. с начала 90-х до середины. Становление информационного права
2. 1996 – 2006 год. Появление специальных актов.
3. 2006 – наст время. Переосмысление концепции регулирования и изменение основ информационного права, инф законодательства.
Все началось с 1991 года и принятия закона о СМИ. Современная система регулирования, на тот момент. Очень прогрессивен, по сравнению с СССР. СМИ – это структура, кот субъектом права не является, что необычно для иностранцев. Со всеми поправками закон так и живет. Но немного устарел. Например, определение «электронного средства массовой информации - сайта» появилось только в 2011. Но зачем регистрировать его?! А проблема в том, что никто в 1991 году не думал, что любое лицо может массово генерировать информацию, нанося вред широкому количеству лиц: минимум затрат, максимум воздействия.
Закон «О правовой охране топологии интегральных микросхем» придумал конструкции, которые рынку не нужны. Топология – это пространственное решение проводников. Но продукт-то создается автоматически, защищать нужно методологическую структуру информации!
Закон «о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» 1992 года. Охраняются авторским правом. Программа = код + инструкции (логика работы) + интерфейс. База данных – структурированное представление информации в объективной форме, пригодное для обработки посредством средств ЭВМ. Патентным правом тут ничего не охраняется, в отличии от США. Возможно только депонирование кода.
1995 год 3 закона, кот предопределили взаимодействие государства и бизнеса. ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», ФЗ «О связи» и ФЗ «О рекламе».
В законе о рекламе впервые появилось субъективное деление на рекламодателя, рекламоизготовителя и рекламораспространителя.
Закон об информации впервые ввел основные понятия и принципы регулирования инф отношений. категории:
- Информация. Естественно научный термин в законе, чего быть не должно.
- Документированная информация (документ)
- Информационный ресурс – совокупность документов
- Информационная система – еще более высокий уровень.
Субъекты:
- Пользователь
- Владелец
- Собственник
Т.е. отношения рассматриваются как аналогичные собственности, что неправильно. Когда объективно есть в наличии информация, то ее уже просто так не отчудить, при передаче возникает новый объект.
Зато определяется конструкции доступа к информации: открытого и ограниченного (тайна). Понятие тайны есть, но они разнесены по разным актам (понятия служебной тайны вообще нет, насчитать их можно штук 20-30).
Информатизация – полит декларация внедрения информационных технологий.
Защита информации уже реально нужна. Развивается рынок защиты информации, и ей дали определение с правами и обязанностями.
Закон «о связи». Бум сотовой связи, начало развития инета. Субъекты: операторы и пользователи. И система гос контроля (лицензирование и сертификация) средств связи. Другое дело, что технологии развиваются быстрее СПИСКА лицензируемых услуг. А это значит, что на рынке легче, чем со старыми технологиями. Но и государство бдит: лицензии на IP-телефонию уже ввели. Зачем это государству нужно? А чтобы подслушивать в благих целях все сети связи.
С 1996 года законодательство пошло по пути точечного регулирования тех или иных сфер общественных отношений. Например, в 1999 ФЗ «О ГАС "Выборы"», акты о межведомственном взаимодействии и т.п.
С 1998 года пытались регулировать Инет. Первый законопроект Жириновского, но так оно и нее было принято.
Законодательство об электронном документообороте и электронной коммерции. ФЗ «Об электронной цифровой подписи» 2002 года. Вообще подписью может быть что угодно: не только парольные решения и ключи, но и простые подписи. Но тогда документам придали юр силу только при использовании лицензированной криптографии. Пока этого не было – можно было ссылаться на принятый сторонами обмен документами. С 2002 по 2006 институт удостоверяющих центров, требующих лицензии, вообще не было. Иная проблема – сертификация ПО ЭЦП. Сегодня действует ФЗ «О цифровой подписи»2006 года, кот только-только толком вступил в силу.
С конца 90-х начинает развиваться суд практика. В отношении Инета тоже: доменные споры.
В 2003 году принимается новая редакция закона «о связи». Система Пост Правительства с перечнем лицензируемых видов деятельности и правил оказания услуг связи. В одном из них о телематической связи (электронная почта) дается определение спама.
В закон «О рекламе» регламентируется реклама с использованием телематических каналов связи.
ФЗ «Защита детей от информации»
К 2006 году органы фед власти имели различные положения о публикации информации в инете => функция обеспечения деятельности.
С 2006 года происходит обновление базовых законов. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и информатизации». Уход от концепции собственности
2007 – ФЗ «О защите перс данных». Впервые оформлен институт неприкосновенности частной жизни.
Меняется система взаимодействия государства и общества. Государство оказывает услуги. С 01 января 2011 действует закон О гос услугах, основная модель оказания услуг – электронный документооборот.
Отдельно государство пытается поддерживать отрасль информационных технологий, инновации и пр.
ФЗ Об информации
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
А). понятия и принципы
Закон рассматривает отношения в связи с использованием информационных технологий. Действующее законодательство не считается удачным, критикуется и звучат там всякие идеи о создании информационного кодекса.
О чем закон. У нас есть информационные правоотношения. Это отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
Дается определение информации (философская категория в НПА!). Описываются права субъектов.
В частности, информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.
Организация регулирования информационных отношений. Принципы (ст. 3) – это вообще хорошо, но на них мало ориентируются. В частности, любой исполнитель ориентируется на инструкции. Но есть 1 интересный принцип: «недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами». Это чтобы к MS не привыкали как безальтернативной ОС. Хотя на практике предрасположенность к ней остается.
Понятие информационных технологий - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
А вот понятие информационного ресурса выпилили. Есть только информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Определения Интернета тоже, конечно же, отсутствует. Но пока, вроде, держимся.
Документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. Оборот информации по жизни опирается на оборот документов на мат носителях с теми или иными реквизитами.
Обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Как назвать субъектов и как определить их права на нематериальный объект?! Всяко не собственник. Ближе к ИС. Но основной акцент на то, кто обладает правом доступа.
С 1995 года информация:
- по категории доступа бывает общедоступной, а бывает и ограниченного доступа (доступ ограничен только ФЗ).
- По условиям распространения
- Платное \ бесплатное использование.
Право на доступ к информации.
Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Это режим информации. В нем существуют различные тайны. Причем общего режима конфиденциальности для разных тайн нет, объем полномочий и степень проработки прав и обязанностей друг от друга отличаются.
Отдельно существует режим перс данных.
Б) проблемы регулирования информационных отношений
1. длинная цепочка правоотношений: пользователь – провайдер – информационный ресурс – провайдер – владелец информации. Какое законодательство применять?! Самый разумный способ решения проблемы – межд договоры. Но договариваться в глобальном пространстве Инета не спешат, ибо любой договор – самоограничение. Есть договор в рамках СНГ – о противодействии комп преступности. А кому сие еще надо?! США считает, что все косвенно под их контролем =>DMCA провозглашает юрисдикцию по месту нахождения пользователя, т.е. руки правосудия США тянутся далеко за их пределы. Наш АПК о доменных спорах тоже провозглашает нашу юрисдикцию.
2. Особый статус посредников – провайдеров, кот создают техническую возможность установления отношений, но не инициируют их. Инициируются отношения при начале распространения или доступа к информации. Какова ответственность провайдеров?!
По ответу все страны можно разделить на 3 группы:
a) Провайдер вообще не несет ответственности за действия пользователя. США
b) Посредник, за искл отд случаев, несет ответственность за незаконные действия пользователя: Китай, Восток…
c) Развернутая система регулирования. Например, В ЕС про электронную коммерцию: лицо не несет ответственности, если не участвовало в правонарушении и не знало о противоправном характере деяния, а когда узнала – предприняло все действия для защиты прав.
Нелегальный контент вообще распространяется пользователями. На каких-то площадках, которые, тем самым, способствовали правонарушению.
У нас ФЗ Об информации в ч 3 ст 17 содержит основания для ГП ответственности. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:
1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;
2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации. До какой степени сие нужно отслеживать оператору площадки?!
3. проблема обеспечения доказательств. Наша система доказательств не исключает возможности использовать электронную информацию. Но как ее фиксировать?!