Методические рекомендации




Комплекты заданий для контрольных работ

Учебный год

ТЕМЫконтрольных РАБОТ

 

ВАРИАНТ I
(буквы А — Д)

 

Тема 1. Конституция — Основной закон
Российской Федерации

 

1. Понятие и социальная сущность Конституции. Виды конституций в Российской Федерации.

2. Юридические свойства Конституции РФ. Прямое действие норм Конституции.

3. Основные этапы развития российских Конституций. Общая характеристика Конституции РФ 1993 г.

Методические рекомендации

 

При освещении первого вопроса данной темы необходимо раскрыть понятие Конституции как Основного Закона государства, ее связь с фактическими конституционными отношениями, сложившимися в обществе как результат соотношения основных социальных сил, своего рода баланса классовых, национальных, региональных, профессиональных и других интересов.

Следует раскрыть основные функции Конституции и ее соотношение с текущим законодательством, роль Конституции как ядра правовой системы, основы конституционной законности и правопорядка. В курсовой работе должен быть также рассмотрен вопрос о конституционной системе Российского государства, видах конституций в Российской Федерации, соотношении общефедеральной и республиканских Конституций.

При рассмотрении юридических свойств Конституции как Основного Закона государства студент должен показать особенности нормативной природы Конституции, ее особые учредительные и программные свойства. Следует остановиться и на вопросе о верховенстве Конституции в правовой системе Российского государства, ее высшей юридической силе, прямом действии норм Конституции. Необходимо проанализировать основные формы реализации норм Конституции, применения конституционных норм в деятельности правоохранительных органов.

И, наконец, тема не будет освещена достаточно полно без анализа истории развития российских Конституций, основных этапов конституционного развития России (Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг.).

Раскрывая преемственность в конституционном развитии Российского государства, следует вместе с тем обосновать необходимость коренной конституционной реформы в Российской Федерации, роль новой Конституции в становлении демократического, правового Российского государства, зрелого гражданского общества.

 

ВАРИАНТ II
(буквы Е — Л)

 

Тема 2. Конституционные институты
прямой демократии в Российской Федерации

1. Народовластие и основные формы его осуществления в Российской Федерации. Единство представительной и прямой демократии.

2. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в Российском государстве.

3. Конституционные гарантии прямого народовластия в Российской Федерации.

Методические рекомендации

 

Излагая первый вопрос плана работы, студент должен раскрыть понятие и содержание конституционного принципа народовластия, социально-экономические и политические основы полновластия народа в Российской Федерации. Особое внимание следует уделить анализу правовых форм осуществления народовластия в Российской Федерации, обоснованию единства непосредственных и представительных форм осуществления народовластия.

При ответе на второй вопрос следует обратить внимание на разнообразие форм непосредственного народовластия, характеристику различных институтов прямого народовластия: выборов, всенародных обсуждений, референдумов, собраний, сходов граждан и т.д. Особое внимание должно быть уделено подготовке и проведению референдума 12 декабря 1993 г. по проекту новой Конституции РФ.

При рассмотрении вопроса о конституционных гарантиях прямого народовластия в Российской Федерации необходимо проанализировать как объективные, т.е. социально-политические, так и специальные правовые гарантии народовластия. Особое внимание должно быть уделено законодательному, конституционному обеспечению прямого народовластия в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

ВАРИАНТ III

(буквы М — Р)

 

Тема 3. Гражданство Российской Федерации

 

1. Понятие и основные принципы российского гражданства. Морально-политическое и юридическое содержание гражданства Российской Федерации.

2. Правовое регулирование гражданства. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Приобретение и прекращение гражданства России. Гражданство детей.

3. Производство по делам о гражданстве в государственных органах Российской Федерации.

Методические рекомендации

 

Отвечая на первый вопрос, студент должен раскрыть понятие российского гражданства, его морально-политическое содержание и юридическую природу как субъективного права, правоотношения и правового института. Рассмотрение первого вопроса предполагает и анализ конституционных основ, принципов российского гражданства.

Освещая второй вопрос плана, необходимо проанализировать становление и развитие законодательства о российском гражданстве, детально рассмотреть основные положения действующего Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Анализируя соответствующие нормы Конституции и законодательства о гражданстве, студенту необходимо проанализировать установленный порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Третий вопрос курсовой работы должен содержать сведения о производстве и исполнении решений по делам о гражданстве РФ.

 

 

ВАРИАНТ IV

(буквы С — Ч)

 

Тема 4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

 

1. Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

2. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

3. Реализация и защита конституционных прав и свобод в Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: