Чем вызвана необходимость нового закона.




Федеральный закон «Об образовании в РФ»

(информационное собрание 17.01.13)

Уважаемые коллеги, Президентом РФ Владимиром Путиным подписан Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Документ направлен на обновление российской системы образования и призван заменить целый ряд действующих на данный момент нормативных правовых актов в данной сфере (в том числе, Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I "Об образовании").

Документ вступит в силу с 1 сентября 2013 года.

 

Напомню предысторию разработки законопроекта. Подготовка нового федерального закона, который комплексно регулировал бы отношения в сфере образования, был одобрена в декабре 2004 г. Подготовка проекта закона была утверждена Правительством РФ в июне 2009 г., создана рабочая группа по разработке данного законопроекта. В мае 2010 г. на сайте Министерства образования и науки РФ была размещена рабочая версия проекта федерального закона, его активное обсуждение началось осенью 2010 г. По результатам обсуждения поступило большое количество предложений и замечаний, на их основе законопроект был доработан. По поручению президента в декабре 2010 г. началось открытое публичное обсуждение доработанной версии законопроекта, которое завершилось к февралю 2011 г., в результате обсуждения текст законопроекта получил более 11 тыс. отзывов.

3 августа 2012 года в Государственную Думу был внесен законопроект об образовании.

Одновременно с законопроектом «Об образовании» Правительством был внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в иные федеральные законы, связанные с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации», их количество составляет порядка 105-ти законодательных актов. В основном изменения вносятся в части упорядочивания используемой терминологии, синхронизации с нормами, содержащимися в отраслевом законодательстве.

Чем вызвана необходимость нового закона.

1. Действующий Закон РФ № 3266-1 «Об образовании» был принят практически двадцать лет назад, то есть в другой стране, при иных социально-экономических условиях. Но жизнь меняется, изменился мир, существенно поменялись технологии.

2. На протяжении 20 лет осуществлялась практика внесения изменений, поправок в закон об образовании, эта практика себя исчерпала, привела к сложности восприятия закона и к многим внутренним противоречиям, с иными федеральными законами.

3. Возникла необходимость урегулировать положительно зарекомендовавшие себя механизмы, которые уже фактически сложились в системе, но не получали должного законодательного обеспечения. Уже давно сложились схемы дистанционного обучения детей, закон наконец-то закрепляет эти схемы нормативно. Стала складываться система сетевого и межсетевого взаимодействия образовательных учреждений как между собой, так и учреждениями других ведомств, включая международное взаимодействие. Закон впервые на законодательном уровне закрепляет механизм сетевого взаимодействия.

4. Важно также отметить, что система образования должна была быть приведена в соответствие с требованиями Конституции, согласно которой у нас предусмотрена доступность и бесплатность дошкольного, начального и основного среднего полного общего образования, среднего профессионального образования и на конкурсной основе высшего образования.

5. Изменения должны были коснуться типология, видология образовательных учреждений, используемой в действующем Законе РФ № 3266-1 «Об образовании», которая всегда была предметом острой критики, поскольку строилась на разных основах, по уровню образования, например: учреждения общего образования, учреждения среднего профессионального образования, высшего профессионального образования; режиму функционирования образовательных учреждений. Существовал такой тип учреждений, как вечерне-сменное общеобразовательное учреждение, либо школы закрытого типа. Использовались типологии, зависящие от контингента учащихся: учреждения для детей-сирот, учреждения для детей с проблемами в развитии.

Такая типология препятствовало развитию образовательного учреждения и развитию гибкости образовательных услуг для населения. Приведу пример: общеобразовательные учреждения имели внутреннюю видологию, разделялись на школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи. На практике это приводило к тому, что зачастую лицей, гимназия или школа с углубленным изучением предметов не могли обеспечить потребности населения, проживающего вокруг школы, например, в специальных коррекционных образовательных программах. Или лицей не мог удовлетворить потребности населения в углубленном изучении предметов не естественно-научного цикла, а гуманитарного блока. Данный факт сдерживал развитие системы.

Основные изменения

1. Закон расширяет возможности создания образовательных подразделений в негосударственном секторе, на производствах. Закон предусматривает возможность осуществления не только производственного обучения, но и академического обучения в условиях реального производства, то есть на предприятиях через соответствующие системы договоров. Кроме того, к системе профессионального образования допускаются и непосредственно предприятия, при желании они также могут на своей базе осуществлять профессиональное обучение независимо от образовательной системы.

2. В этой части законопроект приводится в соответствие с гражданским законодательством. Используемый действующим Законом РФ «Об образовании» термин «образовательное учреждение» устарел и не соответствует ГК РФ, согласно которому «учреждение» является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации. С учетом этого в законопроекте применяется термин «образовательная организация», организация в этом случае является обобщенным понятием для различных организационно-правовых форм. Таким образом учитывается формирование государственных заданий негосударственным организациям или предоставление субсидий при взятии на себя негосударственной организацией обязательств по обеспечению государственных гарантий на получение образования.

3. Изменяется система уровней образования. Дополняется уровень дошкольного образования, устраняется уровень начального профессионального образования. Привычный для нас уровень начального профессионального образования войдет в систему среднего профессионального образования. В соответствии с законопроектом уровень среднего профессионального образования будет включать в себя два уровня образовательных программ: программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих – это программа начального профессионального образования, а также программы подготовка специалистов среднего звена – сейчас они являются программами среднего профессионального образования.

Новый закон «Об образовании» не предполагает конкурсности приема в эти учреждения, то есть каждый, кто пожелает в соответствующем субъекте получить среднее профессиональное образование, имеет возможность его получить, просто подав документы.

4. Уровни высшего образования: бакалавриат, специалитет и подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка). Законодательство РФ относит уровень бакалавриата к полноценному высшему образованию. Таким образом, на сегодняшний день его освоение предусмотрено только в учреждениях высшего образования. Хотя, в настоящее время в Российской Федерации проходит эксперимент по прикладному бакалавриату, который предусматривает возможности синхронизации в получении уровня бакалавриата между учреждениями среднего профессионального образования и вузами. На законодательном уровне эти темы могут быть закреплены только после окончания эксперимента, когда будут оценены все риски и положительные эффекты такой схемы получения бакалавриата.

5. По итогам длительного периода обсуждения принято решение отказаться от видов учреждений и унифицировать их типологию по уровням образования, используя единый подход. В контексте нового законопроекта это название не будет содержать указание на уровень и качество реализуемых образовательных программ. В РФ установятся типы образовательных организаций: Дошкольная ОО; Общеобразовательная организация; профессиональная ОО; ОО высшего образования. ОО, реализующие дополнительные образовательные программы: Организация дополнительного образования и организация дополнительного профессионального образования. Одновременно с этим упорядочиваются различные виды образовательных программ: основные образовательные программы (дошкольного, начального, основного, среднего общего образования); основные профессиональные образовательные программы (подготовки квалифицированных рабочих, подготовки специалистов среднего звена); основные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров и специализированные программы). Расширяется видовое разнообразие программ, обеспечивающее мобильность и гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда в рамках образовательных организаций различных типов. Законодательно закреплены разные формы реализации программ. Каждый учащийся может осуществлять обучение в различных формах: сочетание очного обучения, обучения в семье, использование при обучении дистанционных технологий, когда он может обучаться дома в силу особенностей личности. Регулируются и учитываются интерактивные и дистанционные формы получения образования, закон уделяет этому особое внимание; возможность получения образования не только в рамках образовательных учреждений одной страны, но и других стран, а также не только в рамках одного учреждения, но и нескольких.

6. Законодательно закрепляется введение кредитно-модульной системы организации образовательного процесса, что предусматривется ФГОС.

6. Закон в целом более внимательно подходит к правовому статусу участников образовательных отношений, как к детям, так и к родителям. Родителям в уделено большое внимание. Более подробно регламентируются их права на участие в образовательном процессе: на получение информации о происходящем с его ребенком в школе, на дачу согласия на участие в каких-либо обследованиях, экспертизах и т.д., которые будут производиться с участием ребенка. Также на участие в мерах, в оценке применения мер дисциплинарного воздействия на ребенка.

7. Совершенно по особому закон относится к правому статусу педагогического работника в обществе, который теперь законодательно закреплен. Закреплена обязанность государства по созданию системы гарантий, обеспечивающих его труд, в том числе право на достойное вознаграждение. Важно, что подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников. Также более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Так, оплата труда учителей не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе.

8. Закон много уделяет внимания и потребителям образовательных услуг в области профессионального образования, работодателям. Предусматриваются механизмы участия работодателей в формировании содержания образовательных программ, в оценке качества подготовки выпускников, в оценке эффективности деятельности образовательных учреждений. Расширяются схемы частно-государственного партнерства.

 

 

Коротко об основных изменениях нового закона «Об образовании в РФ». Его обсуждение в форме круглых столов планируется в феврале и марте этого года. Текст закона Об образовании, а также Памятки, разработанные Министерством образования и науки РФ, в которых даются ответы на популярные вопросы по проекту федерального закона вы можете для ознакомления взять в ИМЦ (они выдавались заведующим кафедрами).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: