Основы семантической сети.




<…>

В семантической сети используется три вида объектов:

  1. Понятия. Сведения об абстрактных или физических объектах предметной области. Понятие интерпретируется как множество доменов. Понятия определяют пространства состояний предметной области.
  2. События. Это действия, которые могут внести изменения в пространство состояний предметной области. Для достижения целевого состояния может быть задана последовательность событий.
  3. Свойства. Это элементы языка, используемые для уточнения понятий, событий и других свойств и снабжают объекты предметной области дополнительными характеристиками.

Помимо объектов существуют отношения, которые их связывают. Различают следующие виды отношений, которые могут использоваться в семантической сети:

1. Лингвистические. В соответствии с правилами языка из делят:

· Падежные (агент – это отношение между событием и тем, кто или что его вызывает, объект – это отношение между событием и тем, над чем производится действие, условие – указывается логическая зависимость между событиями, место свершения события, время свершения события, адресат – объект, пользующийся результатом действия).

· Характеризация глаголов – время, число, лицо, залог, наклонение.

· Атрибутивные отношения. Определяют характеристики объектов (какой?).

2. Логические. Эти отношения служат для принятия решений и рассуждений. В простейшем случае используется алгебра логики (конъюнкция, дизъюнкция и тд).

3. Теоретико–множественные отношения. ISA – элемент множества, SUB – отношения (объединения, пересечения, вычитания множеств).

4. Квантифицированные отношения. Использование кванторов.

Пример: Если клиент оформил заказ и согласовал его со службой водоснабжения, то он должен выполнить предоплату. Если есть предоплата, то фирма начинает разработку проекта.

F1 – оформление.

F2 – согласование.

F3 – выполнить.

F4 – начинать.

F

 

Модель семантической сети работает в режиме ответа на запросы. В качестве запроса используется подграф, в котором в качестве переменных могут быть имя факта, вид отношения и понятия предметной области. Подграф запроса вкладывается в семантическую сеть путём перебора возможных вариантов. При изоморфном вложении, то есть при совпадении определенных элементов выполняется конкретизация переменных запросов. На основании этих значений переменных может строиться ответ на естественном языке.

Например, запрос почему фирма не начинает разработку?

Модель представления знаний на основе семантической сети:

 

Фреймовая модель.

Недостатком семантической сети является слишком произвольная структура, разнообразные типы вершин и связей, что требует различных процедур обработки информации, что усложняет программное обеспечение. Фреймовая модель имеет психологическое обоснование. Связана с понятием абстрактного образа. Понятие фрейма предложено в 1979 году ученым Минским, который используется для представления объекта или явления, обладающего следующим свойством: удаление из описания объекта любой его части приводит к потере свойств, характеризующих этот объект.

Фрейм – это абстрактный образ для представления некоторого стереотипа восприятия. Если понятия – это неформализованные знания о стереотипной ситуации, то фрейм – это формализованное понятие. Формирование понятий в формализованную ситуацию выполняются экспертом на основе опыта и знаний. Фрейм формально представляется как декларативно-процедурная структура, состоящая из следующих элементов.

F = {n(S1, d1, p1), (S2, d2, p2), ….}

n – имя фрейма.

S – имя слота.

d – значение слота.

p – процедура, связанная со способом получения данных слота.

Имена фреймов используются для создания сети фреймов. В модели представления знаний на основе фреймов используются следующие понятия:

  1. Фреймы – образцы (фреймы - прототипы). Элементы базы знаний, хранящие интенсиональное представления.
  2. Фреймы – экземпляры (примеры). Это элементы базы знаний, хранящие экстенсиональное представление знаний, то есть хранят реальные ситуации.

 

Значение слота может быть имя другого фрейма, что позволяет осуществить наследование фреймов и сетевое связывание.

 

Существует несколько способов получения значений во фрейме-экземпляре:

  1. По умолчанию от фрейма – прототипа.
  2. Через наследование свойств.
  3. По формуле.
  4. Через присоединённую процедуру.
    • Процедуры – демоны, которые активизируются каждый раз, когда данные попадают в слот либо удаляются из него.
    • Процедуры – слуги. Эти процедуры активизируются только по запросу.

Различают модели фреймов, которые адаптированы под определённые задачи:

v Фреймы – структуры.

v Фреймы – роли.

v Фреймы – сценарии.

v Фреймы – ситуации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: