Антропогенез. Место человека в мире. Душа и тело. Посмертие.




Правила по религии.

Поскольку наш игровой мир представляет собой художественный образ, фантазию на тему эллинистической Александрии, а не историческую реконструкцию, то и религиозная система его, не совсем отвечает своему историческому аналогу, хотя и похожа на него в достаточной степени.
В игре есть несколько религиозных систем, чьи приверженцы мыслят мироустройство по-разному.
1) Объединенный греко-египетский, эллинистический пантеон - Семерица, к соответствую с которым приведены и некоторые римские боги. – Египтяне, греки, римляне. – Общегосударственный культ, открытая и прозрачная система верований.
2) Элевсинские мистерии (Деметра). – межнациональный культ, но чаще всего эти убеждения разделяют греки. – Культ является тайным и малочисленным, многие знают о его существовании в принципе, но о подробностях – лишь посвященные в него – мисты.
3) Культ Иштар – межнациональный языческий культ, чаще всего Иштар поклоняются приезжие.
4) Митраизм. – солдатский культ Бога Солнца, Войны и Воинского Договора. – Известно, что он существует, но его представители о нем не слишком распространяются.
5) Зороастризм. (Этический Дуализм)– Парсы (персы), армяне, иногда – вавилоняне. Адепты из других этносов – возможны, культ является открытым и довольно прозрачным.
6) Монотеистическая религия – иудаизм. – Иудеи. Религиозная система является замкнутой, чужих (инородцев) в нее принимают крайне редко.
7) Новые веяния – могут возникать по ходу игры.

Вне зависимости от системы, для любой религии игрового мира есть общие черты.
1) Человек обязательно должен верить в Богов или Бога, демонстрировать атеизм – неприлично, человека неверующего скорее всего сочтут социально ненадежным, а то и вовсе – опасным.
2) Жречество является прямой проекцией управляющей государством системы, и чиновничьим аппаратом этой же системы, оскорблять жреца, даже если ты не веришь в того Бога, которому он служит – крайне опасно. Боги карают за обиды, нанесенные их жрецам.
3) Храм является убежищем, если жрец говорит человеку, что он предоставляет ему убежище в своем Храме, то никто не смеет его тронуть, покуда он не покинет пределов храма. Синагога, несмотря на то, что не является Храмом, юридически уравнена с ними в правах убежища.
4) Служить Богу в самом широком смысле означает заниматься тем делом, которому покровительствует божество. В случае с язычеством у всех занятий есть свои Боги-покровители. В случае с зороастризмом есть праведные дела, которым покровительствует Верховный Бог добра и света – Ахура Мазда, и этими делам заниматься дозволено, и есть греховные дела, которыми заниматься запрещено, как и поклоняться их покровителю – Ангро – Майнью. В случае с Иудаизмом Единый Бог – Яхве, создавший все занятия, но они также могут быть праведными или грешными, заниматься грешными – запрещено.
5) Перед свершением каждого важного дела, Богу-Покровителю этого дела приносится жертва (деньги), и, поскольку, Семерица является официальным государственным культом - то жертвы приносятся в обязательном порядке одному из семи государственных богов. Дополнительно – кому угодно, сообразно желаниям деятеля. У представителей зороастризма это в норме не вызывает проблем, поскольку большинство богов Семерицы воспринимаются ими Язатами (Ангелами) на службе у благого Ахура Мазды, и жертвовать им можно. У иудеев могут возникать проблемы.
6) Жертвой Богу всегда является эквивалент человеческих усилий – деньги, принесение в жертву животных отошло в прошлое (в зороастризме запрещено как таковое), человеческие жертвоприношения запрещены на уровне Государства.
7) Какому богу и какие жертвы необходимо приносить – входит в загруз каждой специализации. Остальные могут оценить это по справочной информации.
8) Отсутствие жертв перед свершением важных дел считается богохульным, любой жрец скажет, что Боги за это карают, от неудачи в делах, до ужасной смерти богохульника.
9) Попытка самовольно, без разрешения на это Живого Воплощения Бога, т.е. фараона, сменить систему богопочитания, одновременно считается и богохульством и государственным преступлением.

Справка по религиям.

Каков мир в глазах верующих разных систем?

1. Языческие Культы.

Верховным принципом мироздания считается Великий Мировой Закон, которому подчинен Мир, при этом Закон не является личностью, а представляет из себя набор принципов, которым должны соответствовать и Боги, и люди и вообще вся вселенная. В случае с египтянами этот закон называется Маат, и он по определению своему - справедлив, в случае с греками – Судьба, и Судьба непостижима, может быть и злой, и доброй и несправедливой.
Языческие Боги при этом не являются всесильными, не способны нарушать Мировой Закон, но могут многое творить по своему усмотрению, обладают личностью и характером, и могут взаимодействовать с людьми посредством своих жрецов или, в некоторых исключительных случаях, лично. Молиться богам, заключать с ними договора – обычная практика, ибо они могут как помогать людям, так и мешать им по своему усмотрению. Молится Великому Мировому Закону – бессмысленное занятие, его нужно просто почитать (как в случае с Маат), или опасаться и пытаться предугадать, но ни в коем случае не противоборствовать ему (как в случае с Судьбой).
Справедливость в мире творится сообразно Великому Мировому Закону, но руками Богов, связанными, как с определенной местностью (территорией), так и с определенным делом. Также можно сказать, что каждый бог олицетворяет часть Великого Мирового Закона в той области, которой «заведует», и эта часть уже является Личностью. Личность бога представляется приближенной к человеческой, но, по сравнению с ним – сверхсильной.
Сила языческого бога измеряется территорией, которой он управляет, и родом занятий, которым покровительствует. Так, например, бесполезно молиться на территории Александрии римским богам или просить Асклепия помочь в делах торговых.

Антропогенез. Место человека в мире. Душа и тело. Посмертие.


Египтяне.


С точки зрения египтян существует два правильных мира – Мир Жизни Во Глине (Кемет) и мир загробный, Мир Жизни после Смерти (мир духовной жизни, мир, с которого все началось, Дуат, Камышовые Поля), и один неправильный, мир Смерти – пустыня. Все миры были созданы Творцом сообразно Закону Мировой Справедливости – Маат.
В правильных мирах, предназначенных для людей и богов, - протекает Нил, в неправильном – лишь песок и разрушение, демоны, вампиры и чужеземцы.
Добрые и Справедливые Боги, созданные Творцом, помыслили людей, как часть Дуата, и создали для них Кемет, мир пригодный для жизни, априори иерархичный и правильный. Человек в нем, маленькая, но правомочная часть.
Если человек живет сообразно принципу Маат, отраженному в законах, принимаемых ребенком Богов – Фараоном, то он праведник, и посмертие его будет благим, он вернется в Дуат, на Камышовые Поля возле Нила, и жизнь его там будет похожа на жизнь в Кемет, но идеальную – без труда, горя и страданий. Если же человек нарушает принцип Маат (законы) – то будет осужден Владыкой Дуата (Владыкой Запада) за грех несоответствия божественному замыслу, а душа его отдана на съедение Амат, т.е. перестанет существовать.
Великим горем для египтянина является смерть и захоронение в землях, не омытых Нилом – Тень такого бедняги присоединится к злым духам пустынь, а Сияние – никогда не найдет дороги в Дуат.
Египтяне считают, что у человека три души, связанные воедино телом - Хат.
Сияние – это божественная часть души, состоящая из Ка и Ба, и обитающая в духовном сердце человека. (В голове).
Ба – жизненная сила (бог), дыхание Богов в человеке, дарующее ему жизнь, оживляющая его тело из глины.
Ка (Двойник) – божественный замысел, то, каким Боги помыслили человека, создавая его в Дуате.
Рен. Имя человека. Тайное имя, даваемое ребенку при рождении, в котором отражены его суть, требуемая социальная роль и социальные же устремления. Если человек не соответствует своему Рен – он нарушает Маат, и после смерти его Ка, Ба и Рен будут пожраны Амат. В Рен отображается разум человека.
Тень (Шу) – это сгусток жизненного опыта человека, впечатления и эмоции, его добрые и злые чувства, собранные вокруг него за прожитую жизнь, желания, связанные с обеспечением благоденствия Хат, своего рода «земная душа».

После смерти человека, его тело должно быть сохранено, мумифицировано, превращено в Сух – священную мумию, которая связывает ушедшие в Дуат Рен, Ба и Ка воедино. Шу – должна оставаться на земле, «привязанная» к Сух, в противном случае, негативный жизненный опыт может испортить загробную жизнь.
Считается, что до тех пор, пока Рен человека может быть вспомнено живыми людьми, разрушать Сух – богохульственно, так как души в загробном мире потеряют друг с другом связь, а Шу, лишившаяся мумии - дома, примется мстить живым за потерю.
Преступники специально лишаются Рен – в качестве дополнительного наказания, их Хат не становится Сух. У людей же значимых, Рен высекается в камне и даже делаются копии Сух – в виде статуй.
Считается, что уничтожение мумии с утраченным Рен не причиняет вреда, так как при потере Рен Шу исчезает, а Ка и Ба сливаются с Богами.
Разрушение гробниц начинается с уничтожения имен…

Греки.


Ни один грек не способен рассказать, как именно создан этот мир с теологической точки зрения, но все сходятся в одном:
1) Мир, задуманный некогда прекрасным, ныне испорчен, ибо прожил свои века от Золотого и Серебряного до Бронзового и Медного, а мы и вовсе живем в Железном.
2) Роль человека в масштабах мира – не существенна, человек – случаен, и далеко не все Боги считают существование людей необходимостью, даже в качестве развлечения. Человек не может оказывать влияние на Судьбу Мира, его роль не важна.
3) Боги – это сверхсущности, по многим возможностям превышающие людей, но их творение – ограничено, и, подобно людям, они подчинены Судьбе, к ним также безжалостной.
4) Судьба – не справедлива, Судьба – это просто причина всего, состоящая – из Хаоса и Порядка одновременно, как и Боги.
5) Боги не справедливы, они, подобно людям, имеют характеры – прихотливые и взбалмошные, по своему усмотрению становятся то добрыми, то злыми.
6) Герои, дети Богов – это люди, за счет собственных сил и «бравости» оказавшие влияние на судьбы людей (но не судьбы мира), или же люди, отличающиеся какими-то сверхсильными, сверхъестественными качествами. Герой может принести как много благ, так и много горя другим людям, но никогда не сможет изменить своей собственной Судьбы.
7) Несмотря на все эти представления, греки – люди довольно религиозные, если не сказать, что суеверные. В основном - из страха перед существами, обладающими силой, которые в отсутствии молитв и почитания (всем известно, что молитва – эта пища Богов), могут сделать путь человеческий, хоть и предначертанный Судьбой заранее – крайне тягостным.

Ответы вопросы о том, как именно создан мир, почему в нем все так плохо грустно и печально в изобилии предоставляют разнообразные философские и мистические учения. Представление о Душе человека также связано более с философией, нежели с религией.
Представление о душе.
Душа – это бестелесная сущность (часть человека), при жизни обитающая в его теле или рядом с его телом, но обязательно с ним связанная.
Платон, например, выделял три части человеческой души – разумную, обращенную к идеям (в нашем случае, она аналогична Сиянию), волевую, обращенную к действиям (Рен), и вожделеющую, импульсивную (аналогична Тени).
Аристотель, как известно, противник идей Платона, называл душу «человеческой целеустремленностью способной как ошибаться, так и находить истину», и выделял в ней великое множество не частей, но процессов, считая при этом, что смерть тела является благом и освобождением для души…
Но, вне зависимости от философских изысканий интеллигенции, общенародное мнение греков о посмертии более менее едино, и сводится к следующему (о том, что такое душа, и сколько у нее частей они не рассуждают, но уверены в ее существовании и бессмертии):
Со смертью человеческого тела, душа его отправляется в мир мертвых – Аид (А-Эйдос, не имеющий формы, бестелесный), где, после переправы через Стикс и глотка воды из Леты теряет всяческую память о земной жизни, и скитается вечно скорбной тенью, без желаний и устремлений. Участь же людей, не погребенных по правильному ритуалу, коим является захоронение либо кремация, более печальна – им предстоит скитаться терзаемым собственной памятью и нереализованными желаниями в окраинах Аида.
Специфической посмертной участи, вечных мук «удостаиваются» лишь души тех, кто при жизни ухитрился сильно разозлить Богов, или же герои, попадающие не в Аид, а на Острова Блаженных, где существование их подобно обыденному, земному.

Римляне.


Религиозные воззрения римлян сформировались за счет совмещения этрусских верований, таких как почитание богов местности и культ предков, и греческих культуры и философии. В эпоху поздней республики римская религия во многом слилась с греческой, (основной иерархический пантеон с Юпитером во главе, представления о всесильной Судьбе и т.д.), но в ней сохранилось особое место для родового культа.
Души ритуально правильно захороненных праведных предков превращаются в Пенатов – духов хранителей рода, защищают потомков от злых духов и дают советы, если потомок рода обратится к ним с помощью некроманта.
Во многом, именно с этим связан запрет на продажу родовой земли, где покоятся тела умерших предков, а также обычай передавать родовые имена из поколения в поколение.
Души людей захороненных неправильно, а то и вовсе оставшихся без погребения становятся нейтральными или злыми духами, преследующими живых – Ларами или Лемурами, для того чтобы умилостивить последних, римляне справляют в мае специальные празднества – лемурии.
Посмертная участь людей обычных – пребывать в мрачном и тягостном загробном мире – Оркусе, полном аналоге Аида.
Душа римлянина может также считаться трехчастной, представляя собой Тень, Родовое Имя и Сияние.
Философия накладывает на это свои представления – стоики говорят о загробном воздаянии, исходя из праведности или грешности человека, пифагорейцы – о реинкарнации, которая является более наказанием, чем благом, эпикурейцы – о смертности человеческой души вместе с телом. Впрочем, в Риме эпикурейцев недолюбливают.

Другой особенностью римской религии является ее крайняя юридичность – Рим, священен как государство. Договор о благоденствии Рима и римлян, в обмен на исполнение людьми определенных обязательств, был заключен с верховным божеством – Юпитером, первым царем – Нумой Помпилием, действует по сей день и распространяется только на граждан теперь уже Римской Республики. Остальные области, не являющиеся частью Римской Республики, действию этого договора не принадлежат, Юпитер не имеет над ними власти и римляне, не находящиеся на территории Республики могу смело молиться местным Богам, ибо это – разумно.

Что до мироощущения, место римлянина в мире измеряется величием его Республики, покуда Рим велик, велики и его граждане. Римляне мыслят расширение подвластной им территории, как дело богоугодное, благо для каждого окультуренного ими народа, устройство правильного (земного) миропорядка.


Александрия при Египте, эллинизированный Египет.


Несмотря на то, что Александром Македонским Александрия задумывалась,как столица его Империи и синтез культур Запада и Востока, с началом войн диадохов и установлением в Египте власти Птолемея 1 Сотера, культурная и религиозная система его сформировалась под воздействием двух основных направлений – египетского и греческого, так как число парфян и иудеев не имеет критической массы, и тем более их представители не входят в управляющий аппарат, а с римской александрийцы пока что не знакомы вовсе.
Эллинистический пантеон Александрии полностью сложился при Птолемее 3. Так как в традициях Египта совмещать жречество и чиновничий аппарат, а большинство назначений на руководящие посты получали именно греки, то и религиозная система Египта сильно изменилась, а жречество – грецизировалось. Исконно египетской Богиней, сохранившей значительной статус осталась только Исида, в остальных случаях боги стали греческими, с которыми египтяне вынуждены были соотнести своих, привычных им. Так и появилась Семерица. (Стоит отметить, что как часть культуры, большинство египетских древних представлений о мире и богах не исчезло, но превратилось в мифы, предания, сказки или же просто – речевые обороты).

Семерица.


Семь государственных богов Александрии при Египте официально именуются Старыми Богами, дабы подчеркнуть их древность, значимость, актуальность и всяческую легитимность. Взаимоотношения Богов со своими жрецами и с прочими людьми, а также жрецов и людей являются частью государствоуправляющей системы, сложившейся еще при исконно египетских фараонах, и дополненной наследниками Александра – Птолемеями.
Серапис.
Во главе пантеона стоит верховный бог – Серапис. Он олицетворяет собой государство, потому как является Верховным Богом, сельскохозяйственное плодородие, так как является Умирающим и Воскресающим Богом, Богом- Зерном, а также смерть, суд и загробную жизнь, так как государство, управляемое Сераписом лежит в двух мирах – Мире Живых и Мире Мертвых.
Египтяне отождествляют Сераписа с Осирисом и его священным быком Аписом – Умирающим и Воскресающим Богом, Владыкой Загробного Мира (Владыкой Запада) и Судьей, а также с Ра или Гором – государство. Фараон (царь) - считается живым воплощением Сераписа по аналогии – раньше фараон считался живым воплощением Ра, Гора или обоих сразу.
Греки отождествляют Сераписа с Дионисом, как с Умирающим и воскресающим Богом, прорастающей виноградной лозой, и с Аидом, как с владыкой загробного мира. Чертами Зевса-Громовержца Серапис не обладает.
Римляне отождествляют Сераписа с Юпитером, как с богом олицетворяющем государство (надо понимать, что Серапис олицетворяет конкретное государство – Египет, также как сам Юпитер – Рим, и просить Сераписа о чем-либо связанным с Римом – глупо), и с Плутоном, как с Владыкой загробного мира.
Серапис покровительствует государственным мужам, чиновникам, судьям, учителям, земледельцам, всем специалистам, связанным с погребальными культами, а так же убийцам.
Священное животное - бык.
Священное растение – злаковые, виноград.
Жрецами Сераписа могут быть как мужчины так и женщины, но в случае с женской частью культа они служат «мужу Исиды». Жрецы Сераписа ведут учетные записи о рождении и смерти горожан, составляют списки живущих в городе временно, проводят похоронные обряды для египтян (для греков – реже).
Верховный жрец Сераписа является министром церемоний, а также входит в состав суда, и обязан освящать каждое его заседание, без его освящения решение суда может быть признано недействительным.
Жрец Сераписа может проклясть того, кого сочтет богохульником.

 

Исида.


Верховная Богиня Египта, жена Сераписа. Она олицетворяет собой женскую мудрость, интуицию и пророческий дар, ее жрицы часто являются оракулами и предсказательницами. Вторая ее область – это деторождение и брак, она покровительствует девушкам, женам и матерям. Третья – мудрость и сокрытие тайн, Четвертая область – справедливая месть.
Эллинистическая Исида несколько отличается от Исиды изначальной, египетской, в ней сильно проступают черты некоторых греческих (и иногда, римских) богинь. – В частности, Исида в Александрии стала триединой, ее изменения связаны с фазами луны, она, подобно греческой Деа Матер (Деметре) предстает то девушкой – Корой (Персефоной), То Матерью (Деметрой), То Старухой (Гекатой).
Дева покровительствует женской красоте и занимается пророчествами.
Мать – браку и деторождению, а также плодовитости скота, физическому здоровью.
Старуха (постаревшая от горя женщина, или мудрая женщина) – разуму и молчанию, и также успокоению несчастных и справедливой, выдержанной мести.
Греки отождествляют Исиду с Деметрой, реже с Афродитой или Герой.
Римляне – с Венерой или Доброй Богиней (Бона Деа), реже – с Юноной. Также в Риме существует самостоятельный культ Исиды, но поклоняются ей исключительно женщины.
Священное животное: Птица Хат (Коршун), Корова.
Священные предметы: камни яшма и сердолик, музыкальный инструменты – систр и флейта.
Исида покровительствует: тайнам и их сокрытию, разведчикам, гадателям, женщинам вообще, детям, скотоводам (пастухам), музыкантам.
Устройство храма: Исида преимущественно женская богиня, мужчины обращаются к ней с просьбами нечасто. Служить богине в качестве жриц могут только женщины.
Жрица Исиды может проклясть того, кого сочтет богохульником.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: