Утреня (пение «по-красному»).




ПАРАСТАС

Схема совершения в субботу 2-й седмицы Великого поста

(2017 г.) [1]

Утреня (пение «по-красному»).

Открывается завеса. Царские врата закрыты.

Священник перед престолом произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш…».

Чтец: Аминь. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. «Царю Небесный…». Трисвятое по «Отче наш». «Яко Твое есть Царство…» и далее утреня по чину (см. часослов).

Священник во время чтения 19 и 20 псалмов (начальных псалмов утрени) совершает каждение всего храма.

Трисвятое по «Отче наш».

Тропари из Часослова

Священник произносит сугубую ектению перед престолом, совершая каждение: «Помилуй нас, Боже…» Возглас: «Яко Милостив…»

Возглас: «Премудрость».

Хор: «Благослови».

Возглас: «Сый благословен…»

Хор: Аминь. Утверди, Боже…

Возглас: «Слава Святей…» (совершает крест кадилом перед престолом).

Чтец читает Шестопсалмие.

На последних стихах последнего псалма духовенство исходит на середину храма при открытых Царских вратах для совершения заупокойных песнопений у тетрапода[2].

Великая заупокойная ектения (произносится у тетрапода на середине храма с каждением). Ектению см. в требнике в последовании Панихиды.

Вместо обычного «Бог Господь» - «Аллилуиа» со своими заупокойными стихами (см. требник, последование Панихиды). Каждение прекращается.

После четвертого «Аллилуиа» на 2-й глас, тропари:

«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (дважды).

«Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди…»

«И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…»

Кафизма 16 обычно опускается.

Сразу после пения тропарей начинается чтение 17 кафизмы.

В руках священнослужителей зажжённые свечи.

Первые 2 стиха запевает хор. Затем к стихам первой статии, которую читает (по традиции) священнослужитель, хор поет припев: «Благословен еси, Господи».

Окончание статьи первой и второй допевается хором (2 последних стиха[3]): «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой…»

После первой статии – малая заупокойная ектения с кадилом. Хор: «Господи, помилуй» (единожды). Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поются запевы второй статии. Текст ектении см. в требнике: последование панихиды.

Сразу после ектении начинается пение двух первых стихов второй статии 17 кафизмы: «Твой есмь аз, спаси мя…». Затем к стихам второй статии, которую читает (по традиции) священнослужитель, хор поет припев «Спасе, спаси мя».

Во время пения стихов иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны)[4].

После второй статии поются тропари по непорочнах: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обрете…». Совершается полное каждение храма.

Произносится малая заупокойная ектения с кадилом. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» (каждение прекращается).

Поется седален: «Покой, Спасе наш…» Слава и ныне: «От Девы возсиявый миру…»

Читается 50-й псалом. Духовенство во время чтения уходит в алтарь. Царские врата затворяются. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (святителя Порфирия) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди – на 10

В храме святого – канон Минеи (святителя Порфирия) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (святителя Порфирия) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы.

По 3-й песни:

Катавасия – ирмос последнего канона (в храме Господском и Богородицы – ирмос 3-й песни из канона свт. Порфирию, а в храме святого – ирмос 3-й песни из канона храма).

Малая ектения обычная, не заупокойная. Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…».

Кондак святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава и ныне» - Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни:

Катавасия – ирмос второго четверопеснца из Триоди (духовенство исходит на середину храма к тетраподу при открытых Царских вратах).

Малая заупокойная ектения с кадилом. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…»

и сразу поется кондак: «Со святыми упокой…» (совершается малое каждение) и икос: «Сам Един еси…».

Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются. Продолжается канон (7-ая песнь).

По 8-ой песни катавасия – «Хвалим, благословим…» и ирмос второго четверопеснца из Триоди.

На 9-й песни: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» и поем обычное «Честнейшую».

Совершается каждение всего храма.

По 9-ой песни:

Ирмос второго четверопеснца из Триоди. Поётся «Достойно есть…»

Малая ектения (не заупокойная). Возглас: «Яко Тя хвалят…».

Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 4-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя»

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы (см. Часослов на утрени) читаются (до стиха на 4).

На хвалитех стихиры из Октоиха (мученичны), глас 4-й - на 4. «Слава» - мертвен Октоиха глас тот же: «Где есть ми́ра пристра́стие?..», «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Еди́на Чи́стая…».

«Тебе слава подобает» - не читается, но сразу: «Слава, тебе, показавшему нам свет» и читается вседневное славословие.

Просительная ектения (см. служебник последование утрени).

Стихиры на стиховне:

Из Октоиха («покойны гласа» со своими, заупокойными, стихами), глас 4-й.

«Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Словесе́м после́дующе…».

Читается «Благо есть» (см. в Часослове после славословия)

Трисвятое по «Отче наш». «Яко Твое есть Царство…».

 

Далее существуют 2 варианта окончания утрени:

Вариант 1 [5]:

Царские врата отворяются. Духовенство исходит на середину храма к тетраподу.

Тропари: «Со духи…» и прочие тропари заупокойной литии (см. требник)

Ектения заупокойная сугубая. «Боже духов» и «Яко Ты еси Воскресение…»

Премудрость. Благослови.

Возглас: Сый благословен…

Аминь. Утверди, Боже…

Свящ.: Пресвятая Богородице спаси нас!

Хор: «Честнейшую…».

Возглас: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава и ныне.

Отпуст как на панихиде: «Живыми и мертвыми обладаяй…».

Возглас: «Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды). Малое каждение. Царские врата и завеса закрываются.

И сразу – «Приидите поклонимся» и Первый час.

На часах: тропари: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – «Помяни́, Господи, яко Благ…»; кондак: «Со святыми упокой…»

«Взбранной Воеводе…» в конце поется.

Отпуст обычный. Многолетие.

 

Вариант 2:

По Трисвятом тропари: «Глубиною мудрости…»; «Слава и ныне» - Богородичен: «Тебе и стену…»

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже». Возглас: «Яко Милостив…»

Возглас: «Премудрость».

Хор: «Благослови».

Возглас: «Сый благословен…»

Хор: Аминь. «Утверди, Боже…» Завеса закрывается

Первый час.

На часах:

Тропари: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – «Помяни́, Господи, яко Благ…»; кондак: «Со святыми упокой…».

«Взбранной Воеводе…» - поется в конце по обычаю.

Отпуст. Многолетие.

Духовенство исходит на середину храма к тетраподу при закрытых царских вратах и завесе.

Заупокойная лития:

«Со духи…» и прочие тропари

Ектения заупокойная сугубая. «Боже духов» и «Яко Ты еси Воскресение…»

Премудрость. Пресвятая Богородице спаси нас!

«Честнейшую…».

Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Слава и ныне. Отпуст как на панихиде: «Живыми и мертвыми обладаяй…».

«Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды). Малое каждение.

 

На Литургии свт. Иоанна Златоуста:

По входе:

«во святых Дивен Сый…»

Тропари, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…», «Помяни́, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…».

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе...», стих: «Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния...»; и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Апостол и Евангелие – субботы 2-й седмицы и заупокойные.

Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззва́ша пра́веднии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».Отпуст обычный: «Христос истинный Бог наш…»

 

После Литургии совершается Панихида на середине храма у тетрапода. Порядок совершения обычный. Ирмоса «Яко по суху…», а не как в некоторых храмах: «Воду прошед…». (см. требник «Панихида»)

И бывает по обычаю освящение приношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: