Самоуправления: собственные и делегированные полномочия




 

Местное самоуправление в системе властных отношений. Федеральный закон от б октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Взаимодействие органов власти субъекта РФ с органами местного самоуправления

 

Конституция РФ, признавая институт местного самоуправления как элемент гражданского общества, подразумевает самостоятельную деятельность населения непосредственно или через выборные органы местного самоуправления, а значит невхождение в систему органов государственной власти. Конституционная независимость не означает изолированность местного самоуправления от общественно-политических отношений, происходящих в государстве. Не входя в систему государственной власти, местное самоуправление не перестает оставаться зависимым от нее, так как полномочия органов государственной власти как федеральных, так и региональных структур распространяются на сферу действия местного самоуправления. Но вместе с тем, государственной и местной власти не следует строить отношения на принципе «власти-подчинения», а развивать их в русле взаимовыгодных отношений и сотрудничества. Это необходимое условие для решения общегосударственных задач, тем более, что органы государственной власти федерального и регионального уровней полномочны регулировать отношения в области местного самоуправления путем принятия законодательных актов.

Как было сказано выше, органы местного самоуправления взаимодействуют с органами государственной власти. Это реальная необходимость как для государственной, так и местной власти. Взаимоотношения осуществляются на федеральном уровне региональном, а кроме того, местное самоуправление имеет отдельные полномочия в различных областях жизнедеятельности государства.

Существуют две формы взаимодействия органов власти:

1) договорная (диспозитивная);

2) административная (императивная).

Договорная форма взаимодействия подразумевает разграничение полномочий по предметам совместного ведения и заключение договоров между органами власти о совместной деятельности.

Административная форма - это создание законов о взаимодействии или передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, опять же законодательно, которая влечет соответствующую передачу материальных ресурсов на их исполнение. Вариантом реализации данной формы взаимодействия может служить организация структурных подразделений органов государственной власти на местах.

Любые действия органов государственной власти по решению проблем обеспечения жизнедеятельности территории - это действия, так или иначе пересекающиеся с вопросами, находящимися в компетенции местного самоуправления. Следовательно, эти действия ведут к взаимодействию государственных и местных институтов власти.

Федеральный законодатель не конкретизирует порядок взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, кроме основных декларативных положений, закрепленных в конституции и федеральных законах. В законах ряда субъектов закреплены основные положения о взаимоотношениях государственной и местной властей, предусматриваются не только наделение государственными полномочиями органов местного самоуправления, но и возможность передачи вопросов местного значения органам государственной власти в случае отсутствия материальных и финансовых ресурсов. Построение взаимоотношений между разными уровнями власти не заканчивается на этом этапе. При отсутствии достаточного количества нормативных актов федерального уровня о взаимоотношениях властей региональные законодатели в данной сфере, пользуясь правом на предваряющее правовое регулирование, в ряде субъектов приняли свои законы о принципах разграничения полномочий по предметам совместного ведения между органами государственной власти области и муниципальными образованиями и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. К предметам совместного ведения отнесен перечень вопросов в различных отраслях жизни общества и определен порядок передачи полномочий.

Необходимо отметить, что взаимодействие органов осуществляется не только по предметам совместного ведения, но и по полномочиям, отнесенным им непосредственно законами, регулирующими отношения в различных отраслях жизнедеятельности общества.

Федеральный закон от б октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил закрытый перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ в области местного самоуправления. В ряде субъектов РФ действуют территориальные органы федерального уровня власти, которые, в свою очередь, осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти в регионах, а также органами местного самоуправления, образуя цепь взаимоотношений по управлению государством в целом. Понятно, что отношения между некоторыми органами государственной власти и органами местного самоуправления остаются напряженными.

Предложенный комплекс материалов рассматривается в свете отношений органов государственной власти субъекта Федерации с органами местного самоуправления по основным полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления, осуществляя которые госвласть вступает в непосредственный контакт с властью местной.

По своей специфике взаимодействие органов власти субъекта РФ с органами местного самоуправления происходит по следующим направлениям:

организации и координации, разработки и обоснования социально-экономической политики администрации области, приоритетных направлений развития экономики;

организации и координации работы комитетов, департаментов и управлений администрации области, федеральных территориальных органов исполнительной власти, экономических служб органов местного самоуправления по разработке комплексного прогноза социально-экономического развития Тюменской области, ее территорий, отраслей и секторов экономики на соответствующий период;

разработки сводного финансового баланса области, в том числе южной ее части, обеспечение экономического обоснования отдельных статей доходов и расходов областного бюджета, в том числе бюджетной заявки на финансирование поставок продукции для областных нужд, на реализацию областных и общеобластных программ;

осуществлении организационно-методического руководства и координации работ по формированию и реализации областных и общеобластных целевых программ;

анализе проведения экономической реформы, определение направлений и задач ее дальнейшего развития;

формировании основных направлений промышленной политики для обеспечения стабильного развития внутреннего рынка;

рассмотрении предложений по размещению на территории области, развитию и специализации предприятий и организаций и внесении соответствующих предложений и заключений;

подготовке предложений по основам ценовой политики и ее реализации, совершенствованию механизма регулирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги;

осуществлении государственного контроля за соблюдением норм законодательства по ценообразованию;

участии в разработке и осуществлении внутрирегиональной экономической политики, проведении анализа экономической ситуации в регионах области,

осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности.

Органы местного самоуправления, в целях развития рыночных отношений на территории муниципального образования,

оказывают поддержку малому предпринимательству. Их полномочия распространяются на ведение учета малых предприятий: формирование муниципального социального заказа с привлечением малых предприятий для его выполнения; разработку программ по поддержке малого предпринимательства, реализуемых, в основном, за счет бюджетов муниципальных образований и внебюджетных средств, а также предоставлении налоговых льгот в пределах их компетенции для субъектов малого предпринимательства. Одна из немаловажных функций органов государственной власти в данной сфере - создание Фонда государственной поддержки малого предпринимательства.

В связи с тем что планирование является одним их компонентов успешного управления экономическим развитием местного сообщества, в последнее время опыт внедрения программно-целевого планирования успешно внедряется на местном уровне. Хотя разработка и реализация целевых и комплексных программ и соответствующий механизм их исполнения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, органы государственной власти в связи со сложившейся ситуацией наделены некоторыми полномочиями, касающимися данной сферы. Например, это может быть непосредственная разработка программы органами государственной власти и внесение ее для рассмотрения органам местного самоуправления, также это может быть разработка социальных и финансовых норм и нормативов и, конечно же, оказание методической помощи.

 

  1. Реформа местного самоуправления в России:


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: