Список дидактических глаголов-действий для конструирования задач на развитие и оценку компетентности




Компоненты структуры задачи Определение, смысл Действия ученика Действия педагога Глаголы для конструирования задач
Ознакомление Воспроизводство или определение местонахождения конкретных элементов информации Отвечает, Воспринимает, Запоминает, Распознаёт Излагает Характеризует Описывает Руководит Управляет Направляет Рассказывает Сообщает Показывает Проверяет Сделать сообщение, перечислить, описать, воспроизвести, установить, что это, где это и т.п., сформулировать, узнать, запомнить, рассказать, изложить факты, повторить, определить
Понимание Усвоение смысла изложенного материала Объясняет Истолковывает Интерпретирует Доказывает Раскрывает Отождествляет Доказывает Слушает Спрашивает Сравнивает Сопоставляет Опрашивает Проверяет Измените,превратите, переформулируйте, опишите, объясните, сделайте обзор, расскажите, суммируйте, свяжите воедино, разъясните, сделайте заключение, вывод, изложите основную идею
Применение Использование правил, концепций, принципов, теорий, идей в новых ситуациях, «перенос» Решает новые проблемы, Доказывает Отбирает Организует Инициирует Вырабатывает Конструирует Показывает Фасилитирует Оказывает содействие Поддерживает Наблюдает Критикует Обсуждает Примените, попробуйте на практике, используйте, употребите, решите, докажите, покажите, проиллюстрируйте, сделайте отчёт.
Анализ Расчленение информации на составные части, выявление взаимосвязей Обсуждает Раскрывает Перечисляет Анализирует Разделяет на части Разбирает критически Исследует Руководит Стимулирует наблюдает Предоставляет ресурсы Проанализируйте, разделите на части, разыщите, найдите, определите, различите, проверьте, сравните, классифицируйте, опровергните
Синтез Создание из различных идей нового или уникального продукта или плана Обсуждает Обобщает Связывает Сопоставляет Резюмирует Суммирует Организует обр. связь(рефлексию) Расширяет Оценивает Развивает идею Дискутирует Создайте, изобретите, предскажите, сконструируйте, оформите, измените, вообразите, улучшите, предложите
Оценка Оценивание значения материала или идей на основе определённых критериев или стандартов Судит,оценивает Обсуждает,под- вергает сомнению Формирует,сос- тавляет Высказывает своё мнение Принимает,допускает соглашается,признаёт Раскрывает критерии Гармонизирует, со- гласовывает Составьте мнение, Придите к выводу, отберите, выберите, оцените, разберите, обсудите,проверьте, аргументируйте, рекомендуйте, определите, оправдайте, убедите

 

Создаваемые с помощью «Конструктора» задачи всегда должны быть таковыми, чтобы их можно было изложить с помощью «резюме задачи», определение которого было дано в начале статьи.

Пример 1: «ученик, опираясь на имеющийся у него уровень языковой и информационно-технологической компетентности доказывает в письменной форме (не более 150 слов), что Internet не может восприниматься как полностью объективная информационная система».

Пример 2: «ученик (группа), опираясь на имеющийся у него уровень социально-правовой и информационно-технологической компетентности, выясняет и представляет в виде ранжированного перечня наиболее актуальные проблемы взаимоотношений педагогов и учащихся в своей школе».

Пример 3: «ученик, опираясь на имеющийся у него уровень социально-правовой и языковой компетентности, проводит краткую устную презентацию (5-7 минут) работы (проекта), выполненного другим учеником (группой)»

Решая задачу, ученик «раскрывает» резюме, выполняя следующие действия (иногда некоторые, а в случае сложных, многоаспектных задач – все):

 

1) осознание проблемной ситуации и её вербализация;

2) поиск информации различными методами, включая диагностические процедуры;

3) перевод задачи в группу вопросов и необходимых действий;

4) покомпонентный и целостный анализ задачи;

5) конструирование способов решения задачи и выбор инструментария;

6) обоснование (аргументация) выбора инструментария;

7) оценка сформулированных решений и выводов (в т.ч. с опорой на «внешние» экспертные суждения);

8) установление соответствия предлагаемого решения этико-правовым нормам исследовательской и проектной деятельности;

9) Представление решения в видетекста, системы знаков (условных обозначений), таблицы, диаграммы, графика, рисунка, схемы, звуковой (видео-)информации или их сочетания.

10) учёт контекста (если необходимо) в форме комментария.

 

«КОНСТРУКТОР ЗАДАЧ»

Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
1.Назовите основные части… 8.Объясните причины того, что… 15. Изобра-зите информацию о… графически 22.Раскройте особен-ности… 29.Предло-жите новый (иной) вариант… 36.Ранжи-руйте… и обоснуйте…
2.Сгруппи-руйте вместе все… 9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 16.Предложите способ, позволяю-щий… 23.Проанали- зируйте струк- туру… с точки зрения… 30.Разрабо-тайте план, позволяю-щий (пре- пятствую- щий)… 37.Опреде-лите, какое из реше-ний является оптималь-ным для…
3.Составьте список понятий, касающихся… 10.Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… 17. Сделайте эскиз рисун- ка (схемы), который показывает… 24.Составьте перечень основных свойств…, характеризу-ющих… с точки зрения… 31.Найдите необычный способ, позволяю-щий…   38.Оцени-те значи-мость… для...
4.Расположи-те в пределён- ном порядке… 11.Постройте прогноз развития… 18.Сравните… и…, а затем обоснуйте… 25.Постройте классифика-цию… на основании… 32.Приду-майте игру, которая… 39.Определите возмож- ные кри- терии оценки…
5.Изложите в форме текста… 12.Проком-ментируйте положение о том, что… 19.Проведите (разработай-те) эксперимент, подтвержда-ющий, что… 26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… 33.Предло-жите новую (свою) классифика-цию… 40.Выска-жите кри- тические суждения о…
6.Вспомните и напишите… 13.Изложите иначе (переформу- лируйте) идею о том, что… 20.Проведите презента-цию… 27.Сравните точки зрения… и … на… 34.Напи-шите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… 41.Оцени-те возмо-жности… для…
7.Прочитайте самостоя-тельно… 14.Приведите пример того, что (как, где)… 21.Рассчитайте на основании данных о… 28.Выявите принципы, лежащие в основе… 35.Изложи-те в форме… своё мнение(понимание)… 42.Прове-дите экспертизу состояния…

 

Далее в статье будет представлен материал, позволяющий учителю-практику перейти к созданию собственных форм заданий в преподавании различных тем и для достижения различных типов образовательных результатов. Ниже приведён своего рода «словарь глаголов-действий», на которых имеет смысл строить соответстующие задачи (упражнения) в соответствии с базовой типологией учебных целей.

 

Ознакомление:

знать, классифицировать, цитировать, выбирать, проверять, определять, описывать, находить, группировать, полагать, отождествлять, относить к (какой-либо) категории, составлять список, определять место в системе, противопоставлять, называть, выдвигать, пренебрегать, обрисовывать в общих чертах, выискивать, указывать, брать в кавычки, напоминать, повторять вновь, повторять наизусть, устанавливать, восстанавливать, говорить, отбирать, показывать, сортировать, образовывать, констатировать, рассказывать, подсчитывать, слегка затрагивать, перемещать, подчёркивать, писать.

варианты заданий:

Воспоминание идеи или факта, в которых тот же материал отчасти уже был изучен.

Уроки вопросов и ответов

Сборники упражнений и таблицы

Плановые инструкции

Воспоминание вещей, ранее прочитанных, услышанных, увиденных

Игры

Поиски информации

Задания на чтение материала дома

Формулировка определений

Игры, направленные на развитие памяти

Проверочные опросы

Вопросы, содержащие один правильный и один неправильный ответ

 

Понимание:

понимать, изменять, переделывать, толковать, расширять, смягчать, квалифицировать, преобразовывать, обновлять, вносить разнообразие, интерпретировать, принимать во внимание, аннотировать, определять, демонстрировать, объяснять, разъяснять, делать выводы, обрисовывать в общих чертах, разбирать трудные места, экстраполировать, прогнозировать, вычислять, ожидать, выдвигать, проектировать, предполагать, планировать, доказывать

варианты заданий:

Передача идеи новым или каким-либо другим образом

Формирование взаимосвязей (аналогии, сходства)

Прогнозирование последствий, изменений

Объяснение используемого метода

Инсценировки «а что, если…»

Демонстрации, выступления и пересказы

Осуществление малых проектов

Оценка «предположим, что…»

Система взаимного обучения учащихся

Применение:

применять, перенимать, извлекать выгоду, извлекать пользу, потреблять, формировать, классифицировать, приводить, приводить в соответствие, выделять, развивать, оказывать воздействие, разрабатывать, трактовать, мобилизовывать, манимулировать, заниматься, вводить в действие, вводить в употребление, пользоваться, устанавливать связь, решать, пытаться, обсуждать, использовать, обладать, организовывать, действовать в соответствии.

варианты заданий:

Использование знаний в различных областях для нахождения решения проблем

Применение идей в новых или необычных ситуациях

Имитация, игра в роли, смена роли

Издание

Интервью

Моделирование

Групповая презентация

Проведение экспериментов

Осуществление классификаций

Решение проблем посредством использования уже известной информации

Применение полученных знаний на практике

Обсуждение фактического использования идей

Анализ

проверять, подразделять, контролировать, обсуждать, дифференцировать, анализировать, рассматривать, выводить, изображать схематически, исследовать, включать, детально изучать, делать выводы, разбирать, аргументировать, отделять, упрощать, выражать в форме силлогизма, разделять, делать обзор, искать, разбивать на части, делать критический обзор, сортировать, испытывать, раскрывать, доказывать, выявлять

варианты заданий:

Раскрытие уникальных особенностей

проведение различий между фактами и предположениями

Оценка уместности данных

Выявление логических ошибок в рассуждениях

Выявление необоснованных допущений

Анализ организационной структуры произведения (в области музыки, живописи, литературы)

Сравнение и противопоставление

Наброски в общих чертах материала в письменном виде

Выявление проблемы

Составление перечня свойств

Морфологический анализ

 

Синтез

смешивать, строить, создавать, комбинировать, компилировать, составлять, конструировать, вызывать, учреждать, постигать, развивать, проектировать, разрабатывать, совершать, формировать, формулировать, порождать, делать, доводить до полного развития, комплектовать, модифицировать, давать начало, производить, планировать, регистрировать, реорганизовывать, переделывать, перестраивать, пересматривать, структурировать, представлять

варианты заданий:

Разработка исходного плана

Создание гипотез

Написание хорошо структурированной темы

Написание рассказа, стихотворения или песни

Выдвижение плана для эксперимента

Интегрирование знаний в различных областях в одном плане для решения проблемы

Формулирование новой системы классификации объектов

Выявление новых комбинаций

Постановка целей и задач

Демонстрация того, как идея или продукт могут быть изменены

 

 

Оценка

расценивать, испытывать, принимать, оценивать, присуждать, выносить осуждение, награждать, классифицировать, осуждать, критиковать, заключать, описывать, решать, отличать, выделять, распоряжаться, определять, объяснять, сортировать, интерпретировать, оправдывать, распознавать, отдавать приоритет, устанавливать, исчислять, ранжировать, отрицать, урегулировать, обобщать, поддерживать, взвешивать, сравнивать

 

варианты заданий:

Формирование суждений о фактах или идеях, суждений, которые основаны на внутренних или внешних условиях или критериях

Оценка идей

Принятие или отрицание идей, которые соответствуют каким-либо принятым нормам

Оценка логической последовательности материала, изложенного в письменном виде

Оценка степени адекватности, с которой выводы подтверждаются фактами

Оценка значимости произведения (в области живописи, музыки, литературы) посредством использования внутренних критериев или внешних стандартов мастерства

Выработка критериев оценки

Осуществление оценок групповых заданий и театральных представлений

Осуществление оценки качества собственных продуктов и идей.

 

Приложение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: