К концу XV в. до н. э, значительно обострилась обстановка внутри страны. Уже в течение ряда лет назревал конфликт между высшей знатью и жречеством, с одной стороны, и царской властью, опиравшейся на средние слои населения, — с другой. Борьба за ведущую роль в стране к началу XIV в. до н. э. при фараоне Аменхотепе IV вылилась в открытый конфликт.
Разрыв происходил под видом религиозных несогласий: Аменхотеп IV, желая подорвать значение жречества, объявил всех богов ложными и провозгласил единым истинным богом Атона — солнечный диск.
Недостаток сведений не позволяет проследить все происходящее в то время в Египте, однако взятый царем Аменхотепе IV поворот, глубокий и крутой, очевидно касался многих вопросов. Ломались самые разные традиции. Так, для официальных документов был принят разговорный язык взамен еще сохранившегося древнего, фактически давно уже ставшего только книжным. Резко изменился и путь развития искусства.
Естественно, что здания для культа нового бога были иными: поклонение самому светилу не могло происходить в глубине храмов. Святилища Атона — это большие открытые дворы с множеством мелких жертвенников и одним большим, на котором жертвы приносит сам царь,.сын бога, которому было открыто истинное познание божества. Двор разделяли небольшие пилоны, около которых иногда пристраивались павильоны со статуями фараона. Стены были покрыты цветными рельефами, кое-где инкрустированными вставками из фаянсов и различных камней и позолоченными. И статуи, и рельефы поражали совершенно новым подходом к передаче человеческих образов.
Этим новым стилем были отмечены статуи и рельефы еще в фиванском храме Атона, который царь успел выстроить в самом начале своего правления. Полным отказом от веками принятых форм проникнуты эти памятники. Царь показан без прикрас, со всеми индивидуальными особенностями этого болезненного человека: длинным лицом, тощей шеей, торчащими ключицами, одутловатым животом, пухлыми бедрами, тонкими щиколотками слабых ног. Лицо повторяет одни и те же черты — узкие полузакрытые глаза, длинный нос, большой рот с отвислыми губами, верхняя из которых выступает над нижней, выдающийся вперед подбородок. Но, несмотря на несомненную Хилость царя, его статуи в целом не производят этого впечатления: от них веет неудержимым фанатизмом глубокого убеждения в правоте избранного пути. Те же черты облика фараона повторены на рельефах, где еще отчетливее подчеркнуты сухожилия шеи, ее странный изгиб, необычный профиль лица и всей фигуры, слабость ног.
Новый стиль был введен сразу и имел явно полемический характер. Царь не желал быть похожим на изображения прежних богов, которые всегда выполнялись по всей строгости древних канонов, как и фигуры царей. Этот стиль был одним из решительных мероприятий в той яростной борьбе со жречеством, которая предельно обострилась в самом же начале царствования нового фараона. Вспомним, что все шло почти одновременно — перенос столицы, запрещение старых культов, наконец, принятие новых имен царем и царицей. Фараон стал называться Эхнатон (Благой для Атона), его жена Нефертити — Нефер-нефру-Атон (Прекрасен красотою Атон).
Для храмов, дворцов, жилищ знати требовалось множество скульптур, рельефов, росписей, следовательно, в город было доставлено достаточное количество скульпторов и художников. Раскопками было обнаружено несколько скульптурных мастерских, где сохранились поистине замечательные памятники.
Лучше из них — это портреты Эхнатона и Нефертити. Для них характерно отсутствие той утрировки индивидуальных черт, которой были отмечены статуи и рельефы храма Атона в Фивах. Достаточно сравнить колоссальные скульптуры фараона из этого храма с двумя его же портретами, найденными в мастерской начальника скульпторов Тутмеса в Ахетатоне, чтобы в этом убедиться. Это уже иной этап развития искусства. И портреты Эхнатона, и портреты Нефертити показывают особое, необычное решение.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ РЕЛЬЕФ
Большое место среди памятников Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов.
Существовало два вида рельефа: более распространенный барельеф и врезанный рельеф, при котором поверхность камня, служившая фоном, оставалась целой, а углублялись контуры изображений. Были известны и два вида стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, черная из сажи, красная — из красной охры, желтая — из желтой охры, зеленая — из тертого малахита, синие тона — из кобальта, меди, тертого лазурита. Кисти изготавливались из травы.
Новое царство. Амарнский период. XIV в. до н. э.
Рельефы в заупокойных и солнечных храмах V-VT династий являются крайне важным материалом для оценки искусства Древнего царства. Чтобы представить себе все значение этих произведений, достаточно указать, что только в пирамидном ансамбле Сахура цветные рельефы занимали 10 000 квадратных метров площади. Стены залов, молелен ж коридоров были точно сплошь завешаны гигантскиг ми картинами, разделенными цветными обрамлениями. На светлом голубовато-сером фоне четко выделялись кирпично-красные тела мужчин и желтые женщин, белизнаодежд, зелень нильских зарослей, голубая водареки с черными зигзагами струй, красный парус большой ладьи, усеянный желтымирозетками и звездами. Нижнюю часть стен, окрашенную в черный цвет, отделяли от рельефов чередовавшимися красными, желтыми и черными полосами.
Тематика рельефов в царских пирамидных ансамблях определялась их назначением: следовало прославлять фараона как сына бога и могучего владыку, а также воспроизвести все то, что могло обеспечить ему посмертное благополучие. Отсюда становится понятным наличие изображений богинь, кормящих царя грудью, царя среди богов, далее — сцен битв, привода пленных и добычи, удачных охот и, наконец, принесения даров и жертв для загробного существования фараона и совершения различных заупокойных обрядов.
В соответствии с назначением рельефов, главным действующим лицом в каждой композиции являлся фараон, которого, как и богов, изображали выше человеческого роста. Поэтому цари и божества сразу же привлекали внимание, намного превосходя размерами все остальные фигуры.
Причиной появления некоторых новых сюжетов были изменения в ремесле и сельском хозяйстве. Мы видим теперь, как раздувают горн ножными мехами, изготавливают колесницы, новые образцы керамики и торевтики, ткут на вертикальном ткацком станке. На сценах пахоты мы видим новый плуг.Использование лошади как средства передвижения также вызвало появление новых эпизодов (охота на колесницах).
Рассмотрим геометрические особенности древнеегипетской живописи и рельефа, связанные со стремлением передать зрителю геометрию объективного пространства на плоскости, в следующем порядке: 1 — использование метода ортогональных проекций; 2 — условно-чертежные приемы: а) условные повороты плоскостей изображения, б) разрезы, в) разномасштабность, г) сдвиги; 3 — знаковый характер изображений.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО
В течение Древнего царства большое значение получило художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня — алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерева — кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины — таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые вырабатывались в период Древнего царства. Изделиям художественного ремесла свойственны такие же строгие и простые, законченные и четкие линии, которыми отличается стиль всего искусства этого времени.
Художественное ремесло сыграло большую роль в развитии искусства Древнего царства. С одной стороны, обработка ряда материалов впервые осваивалась именно на изделиях художественного ремесла, показывая тем самым широкие возможности декоративного использования данных материалов; так, красота полированных поверхностей камня и цветных фаянсов сначала была использована именно в ремесле, а затем уже в скульптуре и зодчестве. С другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством, являлись постоянными проводниками его животворящего влияния на произведения профессионального искусства. Среднее царство было временем высокого расцвета художественного ремесла. Усиление роли отдельных номов и общий рост городской жизни обусловили развитие художественного ремесла в различных местах страны. В значительной степени способствовало этому развитию и возросшее в результате захватнических походов богатство знати, а также усилившиеся поступления золота, слоновой кости и ценных пород дерева.
В основном художественное ремесло Среднего царства продолжало раз-вивать формы, найденные мастерами Древнего царства. Однако в целом ряде случаев мы встречаем новые формы. и новые технические приемы. В этом отношении необходимо учитывать ту роль, которую играли тесные отноше-ния Египта с соседними странами — Сирией, Двуречьем, Критом. Находки египетских памятников в Сирии и, наоборот, сирийских и вавилонских памятников в_Египте показывают, каким живым, был обмен между этими странами.
Характерны изменения, происходящие в это время в орнаменте. С одной стороны, растет декоративность: сдержанность узоров времени Аменхотепа П сменяется богатством сложных растительных и геометрических мотивов.
Погребальная утварь
Из всей погребальной утвари самым главным предметом, естественно, являлся саркофаг. Неферхотеп еще при жизни неоднократно посещал мастерскую, где изготовляли саркофаг для его мумии.
Фараону и знати было недостаточно одного гроба. Мумия Псусеннеса, уже защищенная золотой маской, покоилась в серебряном гробу, повторяющем очертания мумии который, в свою очередь, стоял в саркофаге из черного гранита, тоже похожем на стилизованную мумию. А этот саркофаг был помещен в прямоугольный каменный ящик, украшенный изнутри и снаружи божествами, в чьи обязанности входило охранять мумию. На выпуклой крышке был изображен лежащий фараон с атрибутами Осириса, а с внутренней ее стороны — богиня неба Нут со всеми ее ладьями и созвездиями. Изображение ее стройного, грациозного тела находилось всего в нескольких сантиметрах над саркофагом из черного гранита, и фараон своими каменными глазами всегда мог созерцать красоту богини.
Богатство и разнообразие погребальной утвари зависели, конечно, от средств хозяина гробницы.
Кроме саркофага в погребальную камеру ставили деревянный или каменный ящик с четырьмя сосудами, которые называются канонами. Они предназначались для различных органов, вынутых из тела перед бальзамированием и отданных под защиту четырех богов и четырех богинь. Один из этих богов, Амсет, имел человеческую голову; второй, Хапи, — голову павиана; третий, Дуамутеф, — голову шакала, а четвертый, Кебехсенуф, — голову сокола.
Мумии «любили» украшения не меньше, чем живые. К тому же часто на них были те же самые украшения, которые покойный носил при жизни, но нередко для мумий делали новые. Вот список всего необходимого для мумии фараона или знатного лица: золотая маска для фараона и царевичей, раскрашенная маска из папье-маше или гипса для частных лиц; воротник из двух жестких золотых пластин с перегородчатой эмалью, изображающих коршуна с распростертыми крыльями; одно или множество ожерелий из золота, драгоценных камней, фаянса в виде многорядных бусин, с одной или двумя застежками, которые иногда имели подвески из золота и граненых драгоценных камней, иногда их заменяли фаянсовые имитации; одно или несколько нагрудных украшений, пекторалей, подвешенных на цепочках. Наиболее распространенными были пекторали в виде крылатого скарабея с Исидой и Нефтис по бокам. На обратной стороне скарабея вырезали знаменитое обращение к сердцу; другие скарабеи, с крыльями или без крыльев, с надписями, но на сей раз без обрамления; лазуритовые сердца на цепочках с именем покойного; браслеты, гибкие или жесткие, полые или массивные, для запястий, предплечий и лодыжек; «напальчники» для рук и ног; кольца на каждый палец; сандалии; амулеты и статуэтки разных богов, которые вешали на шею или подвешивали к пекторали.
Список литературы
1. Бадак А.Н. История Древнего мира. М.: Харвест, 1998.
2. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2000.
3. Культурология для технических вузов. // Под ред. М.В. Буланова-Топоркова.– Ростов – на - Дону: “Феникс”, 2001.
4. Кравченко А.И. Культурология. М.: Трикста, 2003.