Скульптура Нового Царства




К концу XV в. до н. э, значительно обострилась обста­новка внутри страны. Уже в течение ряда лет назревал конфликт между высшей знатью и жречеством, с одной стороны, и царской властью, опиравшейся на средние слои населения, — с другой. Борьба за ведущую роль в стране к началу XIV в. до н. э. при фараоне Аменхотепе IV выли­лась в открытый конфликт.

Разрыв происходил под видом религиозных несогла­сий: Аменхотеп IV, желая подорвать значение жречества, объявил всех богов ложными и провозгласил единым истин­ным богом Атона — солнечный диск.

Недостаток сведений не позволяет проследить все происходящее в то время в Египте, однако взятый царем Аменхотепе IV поворот, глубокий и крутой, очевидно касался многих вопросов. Ломались са­мые разные традиции. Так, для официальных документов был принят разговорный язык взамен еще сохранившегося древнего, фактически давно уже ставшего только книж­ным. Резко изменился и путь развития искусства.

Естественно, что здания для культа нового бога были иными: поклонение самому светилу не могло происходить в глубине храмов. Святилища Атона — это большие от­крытые дворы с множеством мелких жертвенников и од­ним большим, на котором жертвы приносит сам царь,.сын бога, которому было открыто истинное познание божества. Двор разделяли небольшие пилоны, около которых иногда пристраивались павильоны со статуями фараона. Стены были покрыты цветными рельефами, кое-где инкрустиро­ванными вставками из фаянсов и различных камней и позолоченными. И статуи, и рельефы поражали совершен­но новым подходом к передаче человеческих образов.

Этим новым стилем были отмечены статуи и рельефы еще в фиванском храме Атона, который царь успел вы­строить в самом начале своего правления. Полным отказом от веками принятых форм проникнуты эти памятники. Царь показан без прикрас, со всеми индивидуальными осо­бенностями этого болезненного человека: длинным лицом, тощей шеей, торчащими ключицами, одутловатым живо­том, пухлыми бедрами, тонкими щиколотками слабых ног. Лицо повторяет одни и те же черты — узкие полузакрытые глаза, длинный нос, большой рот с отвислыми губами, верхняя из которых выступает над нижней, выдающийся вперед подбородок. Но, несмотря на несомненную Хилость царя, его статуи в целом не производят этого впечатления: от них веет неудержимым фанатизмом глубокого убежде­ния в правоте избранного пути. Те же черты облика фарао­на повторены на рельефах, где еще отчетливее подчеркну­ты сухожилия шеи, ее странный изгиб, необычный про­филь лица и всей фигуры, слабость ног.

Новый стиль был введен сразу и имел явно полемиче­ский характер. Царь не желал быть похожим на изображе­ния прежних богов, которые всегда выполнялись по всей строгости древних канонов, как и фигуры царей. Этот стиль был одним из решительных мероприятий в той яростной борьбе со жречеством, которая предельно обострилась в самом же начале царствования нового фараона. Вспомним, что все шло почти одновременно — перенос столицы, за­прещение старых культов, наконец, принятие новых имен царем и царицей. Фараон стал называться Эхнатон (Бла­гой для Атона), его жена Нефертити — Нефер-нефру-Атон (Прекрасен красотою Атон).

Для храмов, дворцов, жилищ знати требовалось мно­жество скульптур, рельефов, росписей, следовательно, в город было доставлено достаточное количество скульпто­ров и художников. Раскопками было обнаружено несколь­ко скульптурных мастерских, где сохранились поистине замечательные памятники.

Лучше из них — это портреты Эхнатона и Нефертити. Для них характерно отсутствие той утрировки индивиду­альных черт, которой были отмечены статуи и рельефы хра­ма Атона в Фивах. Достаточно сравнить колоссальные скульп­туры фараона из этого храма с двумя его же портретами, найденными в мастерской начальника скульпторов Тутмеса в Ахетатоне, чтобы в этом убедиться. Это уже иной этап развития искусства. И портреты Эхнатона, и портреты Не­фертити показывают особое, необычное решение.

 

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ РЕЛЬЕФ

Большое место среди памятников Древнего царства за­нимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов.

Существовало два вида рельефа: более распространен­ный барельеф и врезанный рельеф, при котором поверх­ность камня, служившая фоном, оставалась целой, а углуб­лялись контуры изображений. Были известны и два вида стенной росписи: большинство росписей выполнялось тем­перой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах Краски были мине­ральные: белая краска добывалась из известняка, черная из сажи, красная — из красной охры, желтая — из жел­той охры, зеленая — из тертого малахита, синие тона — из кобальта, меди, тертого лазурита. Кисти изготавлива­лись из травы.

Новое царство. Амарнский период. XIV в. до н. э.

 

Рельефы в заупокойных и солнечных храмах V-VT ди­настий являются крайне важным материалом для оценки искусства Древнего царства. Чтобы представить себе все значение этих произведений, достаточно указать, что толь­ко в пирамидном ансамбле Сахура цветные рельефы зани­мали 10 000 квадратных метров площади. Стены залов, мо­лелен ж коридоров были точно сплошь завешаны гигантскиг ми картинами, разделенными цветными обрамлениями. На светлом голубовато-сером фоне четко выделялись кирпично-красные тела мужчин и желтые женщин, белизнаодежд, зелень нильских зарослей, голубая водареки с черными зигзагами струй, красный парус большой ладьи, усеянный желтымирозетками и звездами. Нижнюю часть стен, окра­шенную в черный цвет, отделяли от рельефов чередовав­шимися красными, желтыми и черными полосами.

Тематика рельефов в царских пирамидных ансамблях определялась их назначением: следовало прославлять фа­раона как сына бога и могучего владыку, а также воспро­извести все то, что могло обеспечить ему посмертное благо­получие. Отсюда становится понятным наличие изображе­ний богинь, кормящих царя грудью, царя среди богов, далее — сцен битв, привода пленных и добычи, удачных охот и, наконец, принесения даров и жертв для загробного существования фараона и совершения различных заупо­койных обрядов.

В соответствии с назначением рельефов, главным дей­ствующим лицом в каждой композиции являлся фараон, которого, как и богов, изображали выше человеческого рос­та. Поэтому цари и божества сразу же привлекали внима­ние, намного превосходя размерами все остальные фигуры.

Причиной появления некоторых новых сюжетов были изменения в ремесле и сельском хозяйстве. Мы видим теперь, как раздувают горн ножными мехами, изготавлива­ют колесницы, новые образцы керамики и торевтики, ткут на вертикальном ткацком станке. На сценах пахоты мы видим новый плуг.Использование лошади как средства передвижения также вызвало появление новых эпизодов (охота на колесницах).

Рассмотрим геометрические особенности древнеегипет­ской живописи и рельефа, связанные со стремлением пере­дать зрителю геометрию объективного пространства на плос­кости, в следующем порядке: 1 — использование метода ортогональных проекций; 2 — условно-чертежные приемы: а) условные повороты плоскостей изображения, б) разре­зы, в) разномасштабность, г) сдвиги; 3 — знаковый харак­тер изображений.

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО

 

В течение Древнего царства большое значение получи­ло художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня — алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердоли­ка и других полудрагоценных камней, а также из фаянсо­вых паст; художественная мебель из ценных пород дере­ва — кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изде­лия из меди, бронзы, глины — таков лишь краткий пере­чень тех разнообразных предметов, которые вырабатыва­лись в период Древнего царства. Изделиям художественного ремесла свойственны такие же строгие и простые, закончен­ные и четкие линии, которыми отличается стиль всего ис­кусства этого времени.

Художественное ремесло сыграло большую роль в разви­тии искусства Древнего царства. С одной стороны, обработка ряда материалов впервые осваивалась именно на изделиях художественного ремесла, показывая тем самым широкие возможности декоративного использования данных матери­алов; так, красота полированных поверхностей камня и цвет­ных фаянсов сначала была использована именно в ремесле, а затем уже в скульптуре и зодчестве. С другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством, яв­лялись постоянными проводниками его животворящего влия­ния на произведения профессионального искусства. Среднее царство было временем высокого расцвета худо­жественного ремесла. Усиление роли отдельных номов и об­щий рост городской жизни обусловили развитие художествен­ного ремесла в различных местах страны. В значительной степени способствовало этому развитию и возросшее в ре­зультате захватнических походов богатство знати, а также усилившиеся поступления золота, слоновой кости и цен­ных пород дерева.

В основном художественное ремесло Среднего царства продолжало раз-вивать формы, найденные мастерами Древ­него царства. Однако в целом ряде случаев мы встречаем новые формы. и новые технические приемы. В этом отно­шении необходимо учитывать ту роль, которую играли тесные отноше-ния Египта с соседними странами — Сири­ей, Двуречьем, Критом. Находки египетских памятников в Сирии и, наоборот, сирийских и вавилонских памятников в_Египте показывают, каким живым, был обмен между эти­ми странами.

Характерны изменения, происходящие в это время в орнаменте. С одной стороны, растет декоративность: сдержанность узоров времени Аменхотепа П сменяется богатством сложных растительных и геометри­ческих мотивов.

Погребальная утварь

 

Из всей погребальной утвари самым главным предме­том, естественно, являлся саркофаг. Неферхотеп еще при жизни неоднократно посещал мастерскую, где изготовля­ли саркофаг для его мумии.

Фараону и знати было недостаточно одного гроба. Му­мия Псусеннеса, уже защищенная золотой маской, покои­лась в серебряном гробу, повторяющем очертания мумии который, в свою очередь, стоял в саркофаге из черного гранита, тоже похожем на стилизованную мумию. А этот саркофаг был помещен в прямоугольный каменный ящик, украшенный изнутри и снаружи божествами, в чьи обя­занности входило охранять мумию. На выпуклой крышке был изображен лежащий фараон с атрибутами Осириса, а с внутренней ее стороны — богиня неба Нут со всеми ее ладьями и созвездиями. Изображение ее стройного, граци­озного тела находилось всего в нескольких сантиметрах над саркофагом из черного гранита, и фараон своими ка­менными глазами всегда мог созерцать красоту богини.

Богатство и разнообразие погребальной утвари зависе­ли, конечно, от средств хозяина гробницы.

Кроме саркофага в погребальную камеру ставили дере­вянный или каменный ящик с четырьмя сосудами, которые называются канонами. Они предназначались для различ­ных органов, вынутых из тела перед бальзамированием и отданных под защиту четырех богов и четырех богинь. Один из этих богов, Амсет, имел человеческую голову; второй, Хапи, — голову павиана; третий, Дуамутеф, — голову ша­кала, а четвертый, Кебехсенуф, — голову сокола.

Мумии «любили» украшения не меньше, чем живые. К тому же часто на них были те же самые украшения, которые покойный носил при жизни, но нередко для му­мий делали новые. Вот список всего необходимого для му­мии фараона или знатного лица: золотая маска для фарао­на и царевичей, раскрашенная маска из папье-маше или гипса для частных лиц; воротник из двух жестких золотых пластин с перегородчатой эмалью, изображающих коршу­на с распростертыми крыльями; одно или множество оже­релий из золота, драгоценных камней, фаянса в виде мно­горядных бусин, с одной или двумя застежками, которые иногда имели подвески из золота и граненых драгоценных камней, иногда их заменяли фаянсовые имитации; одно или несколько нагрудных украшений, пекторалей, подве­шенных на цепочках. Наиболее распространенными были пекторали в виде крылатого скарабея с Исидой и Нефтис по бокам. На обратной стороне скарабея вырезали знаме­нитое обращение к сердцу; другие скарабеи, с крыльями или без крыльев, с надписями, но на сей раз без обрамле­ния; лазуритовые сердца на цепочках с именем покойного; браслеты, гибкие или жесткие, полые или массивные, для запястий, предплечий и лодыжек; «напальчники» для рук и ног; кольца на каждый палец; сандалии; амулеты и ста­туэтки разных богов, которые вешали на шею или подве­шивали к пекторали.

Список литературы

 

1. Бадак А.Н. История Древнего мира. М.: Харвест, 1998.

2. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2000.

3. Культурология для технических вузов. // Под ред. М.В. Буланова-Топоркова.– Ростов – на - Дону: “Феникс”, 2001.

4. Кравченко А.И. Культурология. М.: Трикста, 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: