Глава 1 Понятие, сущность и особенности развития космического страхования




Глава1 Понятие, сущность и особенности развития космического страхования....................................................................................................................6

1.1Понятие и сущность имущественного страхования.............................................6

1.2 Историческая ретроспектива международного рынка страхования космических рисков......................................................................................................9

1.3Риски космической отрасли и страхование как метод защиты от них..............13

Глава2 Анализ рынка космического страхования в России...................................19

2.1 Современный рынок космического страхования России за 2013-2015 года................................................................................................................................19

2.2 СОГАЗ как основной страховщик космического страхования России...........................................................................................................................22

2.3 Основные направления развития рынка космического страхования...............26

Заключение...................................................................................................................32

Список литературы......................................................................................................34

Приложения..................................................................................................................35

Введение

 

Продвижение рыночных отношений в России в большей степени активизирует перспективы коммерциализации космической деятельности в Росси. В условиях выхода отечественных космических технологий на международный рынок космической продукции и услуг потребовало создания эффективной системы ее страховой защиты. Необходимость решения этой проблемы также во многом обусловлена тем, что сокращение государственного финансирования космических проектов в России негативно сказывается на качестве космической продукции. Таким образом, в настоящее время спрос на качество страховой защиты в отношении космических проектов значительно возрастает при ужесточении требований к ее качеству и полноте. Так как многие виды космической деятельности не получили бы такого развития, если бы страхование не обеспечивало финансовых гарантий возмещения случайного ущерба что и потребовало создания эффективной системы ее страховой защиты.

Объективная реальность такова, что освоение космического пространства характеризуется наличием повышенного риска, который заключается в потенциальной возможности нанесения значительного ущерба жизни и здоровью людей (космонавтов, обслуживающего персонала космической инфраструктуры и третьих лиц), экономическим интересам государства, участников космической деятельности и третьих лиц, а также окружающей среде. Специфика отечественных космических технологий предопределила наличие определенных особенностей космических рисков, поэтому проведение их всестороннего анализа в настоящий момент является необходимым и актуальным.

Целью исследования является теоретическое обоснование места, роли и значения страхования в общей системе страховой защиты космической деятельности с учетом экономических интересов государства и других ее участников, а также определении основных методических подходов к совершенствованию системы космического страхования в России и разработке практических рекомендаций по ее эффективному развитию. Достижение поставленной цели осуществлено путем постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:

- изучить понятие и сущность имущественного страхования;

- провести исследование исторической ретроспективы международного рынка страхования космических рисков;

- проанализировать риски космической отрасли;

- страхование как метод защиты от рисков;

- изучить современный рынок космического страхования России за 2013-2015 года;

- рассмотреть компанию СОГАЗ как основного страховщика космического страхования России;

- определить основные направления развития рынка космического страхования

Предметом исследования является совокупность экономических отношений, охватывающих систему космического страхования.

Объектом исследования является деятельность страховых организаций, осуществляющих страхование космических рисков, их взаимодействие с другими субъектами финансово-кредитных отношений, а также с основными участниками космической деятельности.

Методологической основой исследования являются диалектические принципы, системные и исторические подходы отечественных и зарубежных авторов, изложенные в научной литературе по избранной теме.

Основой исследования явились труды ведущих отечественных ученых в области страхового дела: Коломина Е.В., К.А.Боярчук, Р.С. Салихов, Н.А. Сеник, М.В Туманов, А.В. Карелин, Коньшина Ф.В., Райхера В.К., Рейтмана В.В., Архипов, А. П. и др. Информационную базу исследования составляют материалы отечественных и зарубежных участников рынка космического страхования.

 

 

Глава 1 Понятие, сущность и особенности развития космического страхования

1.1 Понятие и сущность имущественного страхования

Имущественное страхование является одной из отраслей страхования, которая ведет свой многовековой опыт и имеет свои традиции на протяжении всей истории.

Митричев И. А. автор научной статьи «Понятие имущественного страхования: правовые вопросы» приводит следующее определение: имущественное страхование - это одна из двух отраслей страхования, представляющая собой совокупность видов страхования, направленных на защиту определенных законом имущественных интересов, присущих в равной степени юридическим и физическим лицам.

Для отечественного страхового права характерно подразделение страхования в зависимости от объекта на личное и имущественное (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 – Отечественное страховое право

 

Страхователями в имущественном страховании могут выступать не только собственники имущества, но и другие юридические и физические лица, которые имеют права владения, пользования, распоряжения имуществом. Интерес владельца имущества может быть не только в самом имуществе, но и в ответственности за убытки, которые могут возникнуть в связи с владением, пользованием и распоряжением конкретного имущества.

В распределении, как во времени, так и в пространстве риска нанесения ущерба имуществу заключена экономическая сущность имущественного страхования. Экономическое назначение имущественного страхования — это возмещение ущерба, возникающего вследствие страхового случая. Основной особенностью такого вида страхования, как имущественное является то, что ему характерна только рисковая функция, раскрывающая возможный характер нанесения ущерба имущественным интересам страхователя в результате несчастных случаев и стихийных бедствий. Из чего вытекает компенсационный характер имущественного страхования.

Выделяют следующие имущественные интересы по договору имущественного страхования, которые могут быть застрахованы:

- риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества;

- риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц;

- риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности;

Вышеперечисленные объекты страхования (имущество, ответственность, предпринимательство) в ст. 929 ГК РФ являются основными видами имущественного страхования.

Страхование имущества проводится на случай его утраты (гибели), недостачи или повреждения. Обязательным условием этого вида имущественного страхования является наличие у лица, в пользу которого заключается данный договор, интереса в сохранении застрахованного имущества.

Договор страхования имущества может быть заключен в пользу выгодоприобретателя без указания его имени или наименования.

В соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством мы различаем правовладения собственностью: государственное, муниципальное и частное.

Следовательно, можно говорить о страховании имущества,принадлежащего предприятиям различных организационно-правовых форм (юридических лиц), и о страховании имущества, принадлежащего гражданам (физических лиц). [3]

В собственности граждан могут находиться: земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, рабочий скот и другие домашние животные, различные виды транспорта и оборудования, урожай сельскохозяйственных культур и многое другое. Количество и стоимость имущества, принадлежащего гражданам, не ограничивается. Предприятия (юридические лица) заинтересованы в сохранении своих основных производственных фондов и восполнении оборотных средств. Таким образом, можно предположить и многообразие имущественных интересов по защите этого имущества, подпадающего под страхование.

Вторым основным видом, определенным ГК РФ, является страхование риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, - риск гражданской ответственности.

Отнесение страхования ответственности к имущественному страхованию разрешает существовавшую проблему так называемого регресса по договорам страхования ответственности. Согласно действовавшей норме (ст. 965 ГК РФ) к страховщику переходило право требования к лицу, ответственному за причиненный ущерб, устанавливать суброгацию (регрессное требование) по всем договорам имущественного страхования. Гражданская ответственность носит имущественный характер: лицо, причинившее ущерб, обязано полностью возместить убытки материально потерпевшему, т. е. третьему лицу.

При страховании ответственности страховщиком осуществляется страховая выплата в пределах расходов лица, чья ответственность застрахована, возникающих в связи с обязанностью последнего возместить причиненные им потерпевшему убытки, а также уплатить неустойку.

Одним из видов имущественного страхования является страхование космических рисков.

 

1.2 Риски космической отрасли и страхование как метод защиты от них

 

Космическое страхование считается одним из важнейших элементов любого космического проекта в связи с тем, что космическая деятельность характеризуется повышенными рисками утраты или повреждения объектов федеральной и частной собственности. Потому что, как правило, особенностью космической деятельности является использование уникального оборудования, дорогостоящих образцов космической техники, сложных наземных и орбитальных систем и технологий.

Поэтому с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для возмещения возможных ущербов осуществляется финансовая защита космических проектов путем использования механизма страхования. С помощью страхования появляется возможность возместить ущерб, если имеет место инцидент во время разработки, производства, испытаний или эксплуатации ракетно-космической техники. Страхование является одним из условий гарантий инвестиций в космические проекты.

Страхование космических рисков является относительно новой деятельностью страхового бизнеса, особенности которой напрямую обусловлены высокотехнологичными и высокорисковыми аспектами космической технологии. Страхование космических проектов и программ непрерывно развивается и модифицируется в соответствии с потребностями изменяющейся технологии создания изделий ракетно-космической техники и расширением использования космического пространства.

Количество страховых компаний, которые предлагают страхование космических рисков невелико. Несмотря на это конкуренция в России среди страховщиков очень жесткая, и в основном ценовая. Характерной особенностью являются долгосрочные отношения страховщика и страхователя.

Отметим ряд лидеров в данном сегменте - это Военно-страховая компания, Русский Страховой Центр, Ингосстрах, СОГАЗ, Гражданский Страховой Дом, Мегарусс, МАКС. Также подключаются и другие страховые компании, которые представляют услуги бизнес-сектору, но они, по сути, со страховщики, а не лидеры. К их числу принадлежат Уралсиб, КапиталЪ Страхование, Росгосстрах.

Российскими страховыми компаниями накоплен большой опыт страхования рисков на всех этапах жизненного цикла объектов ракетно-космической техники. За последние 20 лет российские страховщики, в связи с гибелью ракетно-космической техники, выплатили страховое возмещение в сумме более 400 млн. долларов США. В настоящее время в отечественной практике применяются на регулярной основе, главным образом, два вида страхования космических рисков:

- страхование ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при запусках ракет космического назначения;

- страхование от рисков утраты или повреждения объектов наземной космической инфраструктуры, средств выведения и космических аппаратов (страхование имущества).[4]

Страхование ответственности перед третьими лицами при запусках ракет космического назначения.

Риск ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц возникает в соответствии с Договором Организации Объединенных Наций (ООН) «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» от 19 декабря 1966г. И Конвенцией ООН «О международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» от 29 ноября 1971 г.

Российская Федерация, являясь участником этих международных соглашений, как государство, осуществляющее космическую деятельность (запускающее государство), должна принимать необходимые меры по предотвращению наступления вреда или компенсации причиненного в результате космической деятельности ущерба третьим лицам.

Страховые суммы (лимиты ответственности) по данному виду страхования определяются исходя из прогнозируемого уровня максимально возможного ущерба, который может быть причинен третьим лицам при аварийных запусках космических аппаратов.

Основными факторами, влияющими на размер возможного ущерба, являются трассы полетов ракет-носителей с космическими аппаратами, тип и токсичность используемых компонентов топлива и масса ракеты-носителя.

Риски утраты или повреждения объектов космической инфраструктуры, средств выведения и космических аппаратов возникают вследствие того, что надежность ракетно-космической техники не является абсолютной.

Объекты космической инфраструктуры представляют собой уникальную многофункциональную базу для реализации политики государства в сфере космической деятельности. Разрушение ее наиболее дорогостоящих объектов, к которым, прежде всего, относятся стартовые комплексы, может привести к серьезным последствиям и оказать негативное влияние на развитие ракетно-космической отрасли в целом.

Страховые суммы (лимиты ответственности) по данному виду страхования определяются исходя из стоимости страхуемого имущества.

Следует отметить, что в России практика страхования рисков космической деятельности все еще носит ограниченный характер и не обеспечивает в полной мере защиту экономических интересов предприятий ракетно-космической отрасли и государства. [6]

Причиной этого является ограниченность нормативной базы и не достаточно проработанные вопросы финансирования страхования в рамках федеральных целевых программ.

Целью использования механизма страхования образцов ракетно-космической техники и объектов наземной космической инфраструктуры должно стать, в первую очередь, безусловное и качественное восполнение за счет страховых возмещений утраченных объектов, создаваемых и эксплуатируемых в соответствии с федеральными целевыми программами.

Необходимо отметить, что механизм страхования рисков космической деятельности сегодня является наиболее эффективным средством гарантированного обеспечения экономической защиты запусков ракетно-космической техники в интересах обороноспособности Российской Федерации. Он позволяет привлечь финансовые ресурсы страховых рынков для компенсации возможных ущербов.

Учитывая заинтересованность заказчика в результатах реализации федеральных целевых программ, оправданным является осуществление страхования за счет заказчика либо возмещение им соответствующих затрат на страхование, понесенных исполнителем.

На различных этапах разработки, изготовления, летных испытаний и эксплуатации ракетно-космической техники целесообразно предусматривать различные механизмы финансирования затрат, связанных с обязательствами страхователя, в том числе различные варианты договоров страхования,когда страхователем и выгодоприобретателем может выступать как заказчик, так и исполнитель.

Реализация возможностей механизма страхования в ракетно-космической отрасли при выполнении федеральных целевых программ позволяет обеспечить финансовую защиту государственных интересов, успешное и бесперебойное выполнение космических программ, а также будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в отрасль.

1.3 Историческая ретроспектива международного рынка страхования космических рисков

 

Индустрия страхования космических рисков была создана в середине 60-х годов ХХ века, когда в результате коммерциализации космической деятельности за рубежом возникла необходимость в компенсации убытков от реализации космических рисков - в частности, рисков гибели и повреждения космических аппаратов в периоды предстартовой подготовки, запуска на орбиту и эксплуатации на орбите.

В 1965 г. был заключен первый договор страхования ответственности перед третьими лицами в период предстартовой подготовки КА «EаrlyBird», а основные подходы к страхованию КА были выработаны к 1968 г., когда после шести запусков КА «Intelsat» (четыре запуска успешные) была застрахована следующая серия запусков КА «Intelsat-3».

В 1975 г. были выданы первые полисы страхования запуска без «привилегий» и полисы страхования КА в периоды изготовления и эксплуатации на орбите. Таким образом, стал страховаться весь период «жизненного цикла» КА, начиная с изготовления и до завершения эксплуатации на орбите.

В сентябре 1977 г. был застрахован на 29 млн.долл. КА «O.T.S.» (OrbitalTestSatellite), выводимый ракетой-носителем «Delta-3914». И РН и КА были разрушены при запуске.

В феврале 1979 г. авария третьей ступени РН «N-II» привела к гибели КА «E.C.S.» (ExperimentalCommunicationSatellite), страховое возмещение составило примерно 14 млн. долл. Следующий запуск по программе КА «E.C.S.-2» в феврале 1980 г. также был неудачным.

Более серьезный инцидент произошел в декабре 1979 г., когда из-за нештатной работы апогейного двигателя были потеряны КА «Satcom-3» и 77 млн.долл. Тем не менее, рынок страхования космических рисков продолжал развиваться.

Двумя годами позднее в результате различных отклонений погиб КА «Insat-1», который был застрахован на 69 млн.долл.

Несмотря на убытки страховых компаний, в 1982 г. был подписан ряд новых договоров. Авария в сентябре РН «Ariane» с застрахованным на 20 млн.долл КА «Marecs-B» не охладила энтузиазм страховщиков.[8]

В 1982 г. впервые на рынке страхования космических рисков сумма страховых возмещений превысила сумму страховых премий и в результате значительного количества аварий в 1977-1986 гг. выплаты возмещений превысили 919 млн. долл., в то время как суммарные страховые премии составили около 545 млн. долл.

В целом, за период с 1984 по 1989 гг. на рынке страхования космических рисков наблюдалась систематическая убыточность. Страховые возмещения превышали размеры собираемой страховой премии. Переломным стал 1989 г., когда премии и возмещения сравнялись, после чего вплоть до 1998 г. собираемые премии превышали страховые возмещения.

В период с 1989 г. по 1994 г. ситуация на рынке страхования космических рисков была стабильна.

24 января 1994 г. после серии из 28 успешных запусков РН «Ariane» потерпела аварию при запуске КА «Eutelsat-2F5» и «Turksat-1A». Страховое возмещение составило около 325 млн.долл. и стало самым значительным возмещением при запуске одной РН нескольких КА.

Ситуация на рынке в 1994 г. оставалась нестабильной из-за гибели КА «Telstar-402» в сентябре (страховое возмещение в 187.2 млн.долл.) и КА «Panamsat-3» в декабре (страховое возмещение в 214 млн.долл.).

1994 г. стал самым тяжелым годом с момента начала страхования космических рисков по итогам которого рынок понес убыток в 198 млн.долл..

В 1995 г. осуществлено 25 запусков. 160 млн.долл. страхового возмещения пришлось выплатить в результате неудачного запуска 26 января КА связи «Аpstar-2». Несмотря на гибель КА «Apstar-2», 1995 г. закончился для страховщиков с положительным итогом в 500 млн.долл.

В 1996 г. осуществлено 23 запуска. Совместный запуск на РН «Ariane-4» КА «Telecom-2D» и «Italsat-2» 8 августа позволил зарегистрировать наибольшую (к тому моменту) страховую сумму покрытия двойного запуска более, чем в 500 млн.долл.

В 1997 г. осуществлен 41 запуск. В январе при запуске «Ariane-4» с КА «GE-2» и «Nahuel-1A» был достигнут уровень страховой суммы в 491 млн.долл. 16 января РН «Delta» с КА системы GPS «Navstar-II-R28» потерпела аварию после серии из 62 успешных пусков, 1997 г. закончился для страхового рынка с положительным результатом в 534 млн.долл.

В 1998 г. рынок страхования космических рисков понес убыток порядка 563 млн.долл. При этом, совокупная страховая премия за период с 1-го января 1989 г. по 31-е декабря 1998 г. составила примерно 1.182 млн.долл. 1998 г. является одним из худших годов в истории страхования космических рисков.

В 1999 г. осуществлено 40 запусков. После трех месяцев положительных результатов с января по март 1999 г., положение на рынке ухудшилось в результате гибели КА «Ikonos-1» при запуске на РН «Athena-2» 27 апреля и «Orion-3» при запуске РН «Delta-3» 3 мая. В результате, в течение одной недели рынок получил страховые возмещения в размере 387 млн.долл.

1999 г. закончился с положительным результатом в 157 млн.долл. и с совокупной страховой премией примерно в 750 млн.долл.

В 1999 г. международный страховой рынок стал свидетелем первого успешного запуска по программе «SeaLaunch» (28 марта), за которым 10 октября последовал второй, в результате которого был выведен на орбиту КА «Direct TV», застрахованный на 171 млн.долл., и первого коммерческого запуска РН «Ariane-5» с КА «XMM».

В 2000 г. произошли три страховых случая, связанных с КА: «ICO-F1» погиб при запуске 13 марта на РН «Зенит-3SL» по программе «SeaLaunch». КА был застрахован на 225 млн.долл.; «Garuda-1» во время орбитальных проверок 11 мая получил повреждения, которые привели к страховому возмещению в 100 млн.долл.; «Quick Bird-1» погиб 20 ноября. Страховое возмещение составило 230 млн.долл.

Успешные запуски РН «Ariane-5» с КА «Astra-2B» и «GE-7», застрахованными на 431 млн.долл., «Протон» с КА «GE-6», застрахованным на 280 млн.долл. и «Зенит» с КА «Thuraya», застрахованным на 406 млн.долл. позволили страховому рынку заработать около 257 млн.долл.

В 2001 г. осуществлено 16 запусков.

В сентябре 2001 г. были объявлены: серийные отказы на платформах Boeing-702, затронувшие КА «Thuraya-1», «Panamsat-1R», «Galaxy-XI» и «ANIK- F1» и приведшие к страховым возмещениям в размере 1 млрд.долл.; гибель КА «Panamsat-7», возмещение в 253 млн.долл.; гибель КА «Orbview- 4» и «Quicktoms» при аварии РН «Taurus», приведшие к страховым возмещениям в 100 млн.долл.

В 2002 г. осуществлено 27 запусков, в том числе 21 успешный коммерческий запуск на геостационарную орбиту и выведено 24 КА, успешно проведены первые запуски новых РН: «Atlas-IIIB» c КА «Echostar-7», «Atlas-5» с КА «HotBird-6», «Delta- IV» с КА «Eutelsat-W5». 1 марта РН «Ariane-5 ESC-A» с КА «Envisat» успешно стартовала после аварийного запуска в июле 2001 г.

К неудачам года относятся: запуск 26 ноября РН «Протон-К» с КА «Astra -1K». Страховое возмещение составило 291 млн.долл.; аварийный запуск 11 декабря РН «Ariane- 5 ESC-A» с КА «HotBird-7» и «STENTOR». КА «STENTOR» не страховался, а КА «HotBird-7» был застрахован на 13.3 млн.евро; декабрь: повреждение КА «Astra -1G» - примерно 57 млн. долл. страхового возмещения.

В 2003 г рынок страхования характеризовался следующими особенностями: ставки на запуск оставались высокими - от 20-23% до 28-30%; cтавки покрытий риска эксплуатации на орбите – от 2.7 до 3.7%; размещение рисков сталкивалось с недостаточной емкостью рынка, что приводит к недоразмещению; перестраховщики были склонны придерживаться их рыночной доли независимо от страховой суммы; продолжилась тенденция ухода с рынка отдельных страховщиков космических рисков.

Общие количественные итоги развития международного рынка страхования космических рисков в 2005-2007 гг. Рынок получил следующие объемы страховой премии по годам: 2005 г. - 848 млн.долл.; 2006 г. - 830 млн.долл.; 2007 г. – 625 млн. долл. и следующие доходы по годам: 2005 г. - 655 млн.долл.; 2006 г. - 530 млн. долл.; 2007 г. – в стадии определения (2007 г. может оказаться первым убыточным годом за последние 6 лет). В таблицах 1-2 показаны примерные суммы страховых премий и возмещений в период 1968-2007 гг.

В 2008 году застрахован запуск спутника "Экспресса-АМ33" страховыми компаниями "Ингосстрах" и "СОГАЗ".Полный размер премии двух страховщиков насчитывал около 240 млн руб, страховая премия составила 13,7% стоимости космического аппарата.

2009 год страховая группа "СОГАЗ" страхует запуск и стыковку транспортного грузового корабля «Прогресс М-21М» №421 был застрахован на сумму в 1,439 млрд руб.

В 2010 году страхуется космический спутник Гонец-М №12, риски при запуске спутников и испытаниях на орбите застрахованы в четырех страховых компаниях на сумму 1,1 млрд рублей.

В 2011 г. российскими страховщиками застрахован космический аппарат «Луч-5А». Спутник застрахован от рисков полной и конструктивной гибели. Общая страховая сумма составила 2,1 млрд. руб. ($66,11 млн.). Кроме того застраховано семь космических аппаратов (КА): «Экспресс-АМ1», «Экспресс-АМ2», «Экспресс-АМ3», «Экспресс-АМ22», «Экспресс-АМ33», «Экспресс-АМ44» и «Экспресс-МД1». Общая страховая сумма - 8,4 млрд., рублей.

В 2013 году быласделана выплата страховой компанией "СОГАЗ" на сумму?73,09 млн., она была произведена в связи с частичной потерей спутника "Ямал-402".

В 2014 году был застрахован космический спутник «Ямал-401» на сумму 280 млн евро. 15 декабря 2014 года успешно выведен на орбиту. Аппарат подлежит страхованию на случай полной гибели, конструктивной полной гибели и частичной гибели в результате происшествия.

Также был застрахован запуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с космическим аппаратом «Союз ТМА-11М», который доставил на Международную космическую станцию один из ключевых символов Олимпиады «Сочи 2014» - факел Олимпийского огня. Общая страховая сумма по РН «Союз-ФГ» и КА «Союз ТМА-11М № 711» составила 2 121 538 000 рублей.

 

Глава 2 Анализ рынка космического страхования в России

2.1 Анализ рынка космического страхования в России за период 2014-2015 г.

 

Российские страховщики в 2015 году собрали 9 млрд рублей премии по страхованию космических рисков, а перспективы на 2016 год пока туманны. Интенсивное развитие страхования космических рисков в нашей стране обусловлено статусом России как одной из ведущих космических держав мира. Крупнейшие страхователи космических рисков в РФ – это предприятия-производители ракетно-космической техники (РКТ) России, заказчики космических комплексов, пусковые и другие организации, такие как: РКК «Энергия», НПО им. Лавочкина, ГКНПЦ им. Хруничева, НПО ПМ им. Решетнева, ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», Федеральное космическое агентство – Роскосмос, Космические войска, ГП «Космическая связь», ОАО «Газпром космические системы», ОАО «НПО Энергомаш», ФГУП «НПО Машиностроения», российско-французская компания «Старсем» и др.

Космический проект по своей природе характеризуется значительной капиталоемкостью и высокой степенью инвестиционного риска. Для снижения степени влияния рисков и неблагоприятных последствий неудачного запуска ещё на этапе бизнес-планирования проекта разрабатывается план управления рисками, в котором особое внимание уделяется организации комплексной страховой защиты. Страхование космических рисков является для всех участников проекта надёжной финансовой гарантией возмещения случайного ущерба. Несмотря на высокий уровень развития современных технологий производства ракетно-космической техники, вероятность аварии и повреждения изделий ракетно-космической техники сохраняется, особенно на этапах запуска РКН, ввода в эксплуатацию и эксплуатации КА на орбите.[12]

Согласно имеющимся данным, российские страховые компании в 1990–2014 годах обеспечили страховой защитой более 200 федеральных и международных космических проектов. По экспертным оценкам за последние 15 лет российские страховщики осуществили страховые выплаты по космическим проектам на общую сумму свыше 400 млн. долларов.

Первый крупный убыток для российских страховщиков произошел в 2000 г.: «Ингоccтpax» выплатил 24,4 млн. долларов ГП «Космическая связь» в связи с полной гибелью КА «Купон».

Среди других крупных страховых выплат российского страхового рынка можно отметить следующие: ОАО «Согаз» выплатило 50,5 млн. долларов по договору страхования космических аппаратов спутниковой связи и вещания «Ямал» в связи с полной конструктивной гибелью спутника «Ямал-101» в 2000 году; в 2002 г. «Русский Страховой Центр» осуществил выплату НПО «Энергомаш» в сумме 37,4 млн. руб. по случаю полной гибели ракетного двигателя и более 20 млн. рублей по нанесению ущерба третьим лицам в результате аварийного запуска РН «Протон-М» в 2007 г.

Выплата в размере 40 млн. рублей от «Русского страхового центра» за гибель российской автоматической межпланетарной станции «Фобос-Грунт», произошедшую 15 января 2012 года.

Космические риски относятся к особой группе рисков в силу своей относительной сложности с точки зрения андеррайтинга, документооборота, технической комплексности и высокой страховой стоимости объектов страхования, необходимости построения перестраховочной защиты с использованием профессиональных и устойчивых в финансовом отношении страховых компаний.

В 2012 году по страхованию космических рисков(включая страхование ответственности) лидером являлась страховая группа СОГАЗ, которая получила

2 432447 тыс.руб взносов и не сделала не одной выплаты, темп прироста взносов по сравнению с 2011 годом (224026 тыс.руб) составил 985,8%.

На втором месте по взносам (1234141 тыс.руб) и первая по выплатам (8700655 тыс.руб) страховая группа "Ингосстрах" темп прироста взносов составил -60.9%, а уровень выплат 704,4%.

Третье место по взносам занимает СОАО Русский Страховой Центр" (653405 тыс.руб) и второе место по выплатам, которые составляют 568000 тыс. рублей. Темп прироста взносов -41,2%, уровень выплат 86,9%.(см.приложение 1)

В 2013 году по страхованию космических рисков лидерами по сборам страховых взносов остаются страховая группа "СОГАЗ" и группа "ИНГО" с объемом страховых премий 953733 тыс.руб. и 582426 тыс.руб. соответственно, но по сравнению с прошлым годом взносов собрано значительно меньше темп снижения 60%.

Лидером по произведённым страховым выплатам является страховая группа "СОГАЗ", которая выплатила 3069959 тыс.руб, на втором месте по произведённым выплатам страховая группа "ИНГО" 321852 тыс.руб.

Третье место занимает ООО "Страховая компания "ТИТ", которая произвела выплаты на сумму 236069 тыс. рублей. За аналогичный период ЗАО СК "Мегарусс-Д" не совершила не одной выплаты, темп прироста страховых взносов по сравнению с прошлым годом 59,5%.(см. приложение 1)

По страхованию космических рисков (ответственность) в 1полугодии 2014 года лидером являлась страховая группа СОГАЗ которая собрала взносов на 8352 тыс. руб.

На втором месте страховая группа "ИНГО" 3810 тыс.руб взносов и темп прироста по сравнению с 1 полугодием 2013 года 228,4%.

Третье место занимает ООО "Страховая компания Арсеналъ" 2192 тыс.рублей собранных взносов.

СОАО "ВСК" собрала всего 360 тыс. рублей страховых взносов по сравнению с 1 полугодием 2013 года (1160 тыс. руб) темп прироста взносов -69%.(см. приложение 2)

В 2014 году по страхованию космических рисков (включая ответственность)в лидеры с большим отрывом ушла страховая группа "ИНГО" которая собрала 4359202 тыс. рублей взносов, темп прироста составил 2768,2%, а уровень выплат 19,7% (151968 тыс. рублей).

Второе место занимает страховая группа "Альфастрахование" 819225 тыс.рублей собранных взносов при отсутствии выплат.

Третье место за страховой группой СОГАЗ, собранные взносы 51140 тыс.рублей, темп прироста 37%,выплаты отсутствуют.

Самый высокий темп прирост взносов у ООО "Страховая компания "Арсеналъ" 11860 %, собранно 96045 тыс.руб взносов и выплачено 804 тыс.руб, уровень выплат 3,5%.

СОАО "ВСК" тоже имеет хороший прирост взносов 2289,1% и занимает 3 место по темпу приросту страховых взносов в целом. СОАО "ВСК" собрало взносов на 27593 тыс.руб, выплаты отсутствуют.(см.приложение 2)

 

2.2 СОГАЗ как основной страховщик космического страхования России

 

Страховая компания «СОГАЗ» («Страховое общество газовой промышленности») является одной из старейших страховых объединений, которая имеет многолетнюю историю успешной деятельности на национальном финансовом рынке. Это один из крупнейших универсальных российских страховщиков, предоставляющий самый широкий выбор страховых услуг физическим и юридическим лицам во всех регионах страны. Основной вид деятельности компании – страхование и перестрахование юридических и физических лиц.

Страховая компания «СОГАЗ» признана одной из крупнейших универсальных российских страховщиков. Компания предоставляет самый широкий выбор страховых услуг физическим и юридическим лицам во всех регионах страны.

На сегодняшний день деятельность страховой компании охватывает 8 федеральных округов РФ, на территории которых открыто 79 филиалов и 199 отделений.

Высокий уровень доверия населения. (В 2014 году «Эксперт РА» подтвердило рейтинг ОАО «СОГАЗ» на уровне А++ (исключительно высокий уровень надежности).

В 2013 году Национальное Рейтинговое Агентство (НРА) присвоило рейтинг надежности на уровне ААА (категория максимальной надежности)).

Компания имеет устойчивое финансовое положение (В 2012 году Международное рейтинговое агентство A. M. Best присвоило ОАО «СОГАЗ» рейтинг финансовой устойчивости на уровне В++ и кредитный рейтинг эмитента на уровне bbb (прогноз по рейтингам стабильный).

Страховая компания СОГАЗ осуществляет страхование различных видов ракетно-космической техники на всех этапах производства, транспортировки на космодром, предстартовой подготовки, запуска, летных испытаний и эксплуатации на случай гибели или частичного ущерба.

ОАО «СОГАЗ» возмещает:

На этапах наземных рисков:

- стоимость ремонта или замены отдельных частей застрахованного имущества;

- любые другие расходы, непосредственно связанные с выполнением ремонта или замены, включая тесты и квалификационные испытания только поврежденных частей;

- расходы, связанные с повторным запуском ракетно-космической техники.

На этапах запуска, летных испытаний и эксплуатации космических аппаратов:

- при полной гибели космического аппарата - страховую сумму;

- при частичном ущербе - долю от страховой суммы космического аппарата, пропорционально потери Рабочего Ресурса космического аппарата;

- все целесообразно произведенные расходы Страхователя по устранению или уменьшению убытка.

СОГАЗ осуществляет также страхование гражданской ответственности при осуществлении космической деятельности. По таким договорам страхования защитой обеспечиваются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших лиц при осуществлении космической деятельности.

В запросе предложений по заказу ОАО «Газпром космические системы» на право страхования четырех спутников «Ямал» участвовал лишь «СОГАЗ». Он страхует космические аппараты на орбите. Общая страховая премия составит 5.29 млн евро.

В запрос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: