Система диагностики результатов освоения младшими школьниками образовательной области «Окружающий мир».




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО»

Выполнила:

Чернова А.

 

 

Уфа – 2012


Содержание.

    Стр.
Введение  
1. Система диагностики результатов освоения младшими школьниками образовательной области «Окружающий мир».    
1.1. Основные принципы отбора методов (методик) диагностики содержательной линии «Человек и общество».    
1.2. Значение системы диагностики освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек и общество» в образовательной области «Окружающий мир».  
Выводы по первой главе  
2. Оценивание как основой метод диагностики результатов освоения содержательных линий.  
2.1. Оценивание метапредметных результатов освоения содержательных линий образования.  
2.2. Оценивание предметных результатов.  
Выводы по второй главе  
Заключение  
Список литературы  
       

 


Введение

Начальная школа – особый этап развития школьника. Обучение в начальной школе призвано стать фундаментом, основой дальнейшего успешного обучения ребенка в основной школе и получения профессионального образования.

Сегодня ведутся активные поиски педагогов в области эффективного внедрения новых стандартов начального образования, основной целью образования в которых определено личностное развитие ученика.

В результате перед современным начальным образованием встала задача выработки новых подходов к структуризации содержания образования путем выделения в нем содержательных линий.

Таким образом, в условиях смещения акцента целей образования с традиционных знаний, умений и навыков к метапредметным и предметным результатам образования, особую актуальность приобрела проблема диагностики уровня освоения содержательных линий младшими школьниками.

Изучив современное состояние решения проблемы мы обнаружили противоречие между необходимостью решения данной проблемы в контексте новых стандартов образования и недостаточной разработанностью методики диагностики освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек-общество».

Исходя из противоречия, мы определили цель исследования: теоретически обосновать и апробировать методику диагностики освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек-общество».

В соответствии с целью мы определили задачи исследования:

- определить теоретические основания диагностики освоения содержательных линий в начальной школе;

- выявить основные принципы диагностики освоения младшими школьниками образовательной области «Окружающий мир»;

- разработать методические рекомендации по разработке системы диагностики освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек-общество».

Исходя из цели и задач исследования, была выдвинута гипотеза о том, что решение проблемы диагностики результатов освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек-общество» будет эффективным, если:

- будет изучен теоретический и практический опыт решения проблемы диагностики результатов освоения содержательных линий в начальной школе;

- будут сформулированы принципы диагностики освоения учащимися содержательных линий образовательной области «Окружающий мир»;

- будут определены функции, направления и механизмы системы диагностики освоения содержательной линии «Человек-общество» в образовательной области «Окружающий мир».

Объект исследования – целостный педагогический процесс в начальной школе.

Предмет исследования – система диагностики результатов освоения содержательных линий младшими школьниками.

Теоретико-методологической основой данного исследования являются: системно-деятельностный подход, конструктивистский подход, идеи личностно ориентированного образования, идеи нравственного воспитания школьников, теории развития и социализации личности.

Для решения проблемы диагностики результатов освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек и общество» были использованы такие методы как анализ научной литературы по теме исследования, моделирование системы диагностики результатов образования.

Новизна исследования заключается в том, что определена специфика диагностики результатов освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек-общество».

Теоретическая значимость исследования: проанализирован и обобщен теоретический и практический опыт диагностики результатов освоения содержательных линий младшими школьниками.

Практическая значимость: разработана система диагностики результатов освоения содержательной линии «Человек-общество».

Результаты данного исследования были успешно апробированы на конференциях учебно-методического объединения учителей начальных классов Кировского и Октябрьского районов г. Уфы и могут использоваться педагогами в работе.

Работа состоит из двух глав, включающих по два параграфа каждая. Первая глава работы посвящена результатам освоения учащимися содержательной линии «Человек и общество», вторая – выбору методик диагностики результатов освоения учащимися содержания образования.


Система диагностики результатов освоения младшими школьниками образовательной области «Окружающий мир».

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Образовательная область «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

- мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;

- ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);

- базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);

- любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;

- базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);

- учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Программными предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин, являются:

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);

- сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;

- сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);

- сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;

- способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;

- способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.

- умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;

- способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;

- способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).

Таким образом, система диагностики освоения учащимися содержательных линий предмета «Окружающий мир» строится вокруг оценки предметных и надпредметных результатов образования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: