июня, пятый день пути. Днёвка.




Вс

Встаем часов в 9.

Макс нашел еще 2 дырки - итого 5. В процессе ремонта обнаруживаю еще 2! Потом - одну. В сумме - 8! Макс: Странника к байде не подпускать! Знаки: вырезаю длинную латку впрок, чтобы позже проклеить по стрингеру.
Выходим - через 15 минут. маленький порог. После него черпаем воду.
Перекус.
Природа напоминает Торжок - такие же запахи, марены, лес, цвет воды, комары.
Через пару километров - бетонный мост со сливом по центру. За ним стоячая волна. Пролетели как пуля. Вычерпали всю воду. Выдвинулись. Макс ушел вперед. 5 минут - и до нас доходит, что мы черпаем воду быстрее, почти тонем. Кричим Максу, подняв весла, - не слышит. Принимаю решение ремонтироваться здесь. Срочно ищем место высадки. Сначала - неудобный обрывистый берег. Потом - камыши и камень. Здесь можно с трудом вытащить байду.
Пробоина по шву заводской резиновой обклейки киля. Длина - сантиметров 12. Я в шоке и сомнениях. Решили проклеить и изнутри тоже. Пока снимали шкуру, стала все 20.
В 17 часов звонок. Я: нам нужно часа 3 на ремонт. Макс: не гони!
Разбираем байду.
Вокруг - туча пауков всех размеров и цветов.
Клеим внутри - получается криво, в основном, для усиления. Клеим снаружи. Как я и думал, уходит 3 часа.

ПРомок фонарь. Надя нервничает. Звоню отцу, говорю с Катей. Стало позитивней на душе, негатив разрядился от того, что описал мрачную ситуацию папе. Катюха - вообще молодец! Ставлю запасные батарейки.

Около 21-го собираем байду. Кильсон кривой, стрингеры вызмеились, шпангоуты поотлетали. Дека, дырявая во многих местах, порвалась еще больше: теперь в нее пролезет голова динозавра. Я смотрю на лодку и мне хочется плакать: как мы на ней пойдем в ночь через злой порог?! К ней же прикасаться страшно - не то, что идти трем человекам! Пауки со всех сторон. Комаров не берет никакой репеллент.

Отзваниваемся. Нас сопровождает Туча комаров. Около 22-х выходим.
Тоха, ты хотел быть капитаном? Так будь им! Тоха в полном ахуе. Нужно поднять боевой дух. Произноисм смелые тосты, под тамянку. Шаманю. Авторитет восстанавливается.
Идем под луной. Фонарь бесполезен вдвойне, т.к. над водой густой вечерний туман.

Шивера показалась через 20 минут. Макс сообщает лоцию: проход под правым берегом, фарватер уходит влево.
Принимаю командование, оставаясь спереди. Врываемся в поток. Язык не виден. Прилагая усилия, удерживаю лодку прямо. Периодически ползем по камням. Раза 3 ощутимо скребанулись. Отдаю короткие команды, но маневренность ограниченная. ПРошли. Не знаю, был ли там чистый фарватер? Мне не понравилось... Минуты три идем молча.
начинается мега-прикол.
Тоха: У нас вода!
Я: Уровень?
Тоха: По лапти.
Я: Хорошо.
Ясно, мы снова черпаем воду. Гребем. До Макса, по его словам, километр.
Я: У меня вода! Доложите уровень!
Тоха: Я в ней сижу!!
Фак! Я уже тоже в ней сижу!
К берегу! Навались!

Лодка, полная воды, ели идет, черпая воду через дыры в деке. Вкладывая в гребок нереальные усилия, с трудом удается двигать байду. Да, не долго же судно жило!
Со смехом, истерикой и матами подошли к обрывистому берегу.
- Выпрыгиваем!
Картина: мы стоим по грудь в воде, рядом с полной воды лодкой.
Я одупляюсь, что на голове у меня фонарь - он все еще светит.
- Телефон!
Надя достает из верхнего кармана рюка замотанный в мусорный кулек мобильник. Он работает!
Макс: Буду через 5 минут!
Мне показалось, прошло минут 15. Холодно - Зуб на зуб не попадает. Чтобы скоротать время и отвлечься от холода, звоню Киске. Она в шоке - мы орем в стиле *ржунимагу*.
Я: Привет! Как дела? Мы тут в воде! Все отлично!
Киска: Вы утонули?
Я: она сказала, мы утонули!! Ха-ха-ха! Все орут:-)
Киска: Вы промокли?
Я: Она сказала, мы промокли!! Ха-ха-ха! Все орут:-) Представляю, что там с нашими вещами.
Киска: У вас там все в порядке?
Я: Она спрашивает, все ли у нас в порядке!! ха-ха-ха! У нас все отлично. Только мы немного затонули и не можем двигаться. Стоим по грудь в воде, не можем даже выйти на берег!

Достаем красное вино - греемся.
Взбодрившись, чувствую в себе оптимизм. Любая безумная идея может стать спасительной. Через 5 минут начинаем толкать байду вплавь. Еще минут 5 и под ногами появляется дно. Через мгновенье из-за камышей появился Макс.
Макс приехал нас спасать. Надя садится в РЗ. Наша байда берется на буксир. Я стою в воде и наблюдаю это с иронией.
- Надя, залазь в байду! Залазит.
- Тоха, залазь в байду!
Тоха садится на корму и байда уходит под воду. Я не могу удержаться от истерического хохота: Это пи**ец! Я понял, надо идти пешком!

Заблудился, потерял дорогу. Трава по пояс. Остановился. Иду на фонарь. Реки не видно. Как бы не пропустить наш лагерь. Минут через 15 слышу голоса - это Макс с Тохой. Они отправили Надю пешком. Тоха идет на РЗ в лагерь, Макс остается. Я иду по берегу.
Догоняю Надю.
Идем с веслами, мокрые, холодные и злые. Друг на друга гоним. Вообще, заставить Надю хамить - не проблема, стоит только выбить почву у нее из-род ног.

Огибаем лес. Я чувствую, что-то не то. Кричу: Кира! Кира неожиданно отозвалась! Стоянка в поле. Подходим к костру. Кира дала тарелку с супом. Приходит Тоха - отдаю ему еду, а сам иду на лодке в рейд. Макс с Кирой проявляют участие.
Привозим с Максом байду.
Вскрываем пакеты с вещами - все промокло. Но мешок с носками и футболками сухой!! Книга и джинсы тоже сухие! Это чудо! Все правильно!
Ночуем все впятером в одной палатке.

30 июл
Утром - сушка вещей и штатная поклейка. Заклеили 2 дырки. одна из них - Г-образная. байда - жалкое зрелище.
К вечеру - дождь и тучи, остаемся на вторую ночь.
Первый опыт использования мобильной топки стал причиной разлитого ништяка - стакана вина.

Вечером пришли рыбаки, один из них в камуфляже. Мужики приглашали пожит у них на даче, прокатить Киру за пивом на "мацикле". Напоследок "рыбнадзор" одарил раками и рыбой.
Горячая водка с имбирем - в качестве лечения для Нади, и мне не помешает.

31 июл
Просыпаемся в 8.
В 13-15 удается выйти. Раков везем с собой.
Сразу - перекат.
Макс и Кира сели на камни. Рассказывая об этом, Кире удается посадить лодку второй раз!
Всего прошли за день 4 переката, 2 или три порога и один слив.
Байда с утра текла - вычерпывали воду.
Посетили монастырь в Городище.
Вялость. Пью пиво.
Тоха капитанит.
Макс: вы черпаете воду пробкой! Пришлось заткнуть ее футболкой.
Гребу, сидя на самом носу.

Знаки, связанные с топкой, продолжаются. Агрегат, похоже, нес негативную карму. Вычерпывая воду, Тоха упускает кружку от топки.

При отработке команды "левым 3 сильных!" левая лопатка повисает как сопля:-) Тоха идет по берегу в магазин за клеем с веслом. Мы с Надей гребем к мосту. Надя сзади.

Природа, как в Торжке. Все напоминает мне о нем. Облака размазаны по небу.
Люди - общительные и вежливые. Разговаривают с интересным акцентом.

На мосту стоит фигура. В последний момент различаю в ней Киру. Она настаивает, чтобы мы шли в правый слив. Я же расположен идти в левый. Говорю ей об этом, а она гнет своё: в правый, в правый; куда ты идешь, я тебе говорю? Я задумался. Пришлось остановиться. Я позволил втянуть себя в пустой спор и Вселенная не замедлила прореагировать.
Мы зацепились за мост, перебираем руками по крючьям и выводим байду поперек течения к левому сливу, идя задом вперед. Через секунду слышу писк... Поворачиваюсь и вижу как байда черпает декой воду, прижимаемая течением, о котором я и думать забыл. Разворачивается стандартная ситуация №138 из учебника водного туриста. Я профонарил фишку! Контроль уходит лавинообразно - лодку затаскивает под мост и одновременно опрокидывает. Носом она цепляется за опору - лопнул последний шанс ее выровнять. Под мостом я выпрыгиваю. Сознание переходит в автоматический режим. Надя вываливается. Синий матрас поплыл, кепку сорвало. Мое весло оказалось под водой. В нереальном усилии его выловить хватаюсь за фальшборт и подтягиваюсь к лодке, придерживая второе весло. Забрасывая первое весло назад и держа второе, наваливаюсь сбоку на байду и буквально в нее впрыгиваю. Хватаю второе весло и выруливаю на язык. Надя, тем временем, хапрыгнула на корму как жабка. Кира подняла челюсть и орет: Правым, правым! Выгребаю к берегу. Обидно за кепку... Смотрю, виднеется что-то в потоке. Плыву за этим предметом - насилу догнал - оказалось, кепка!
Стою, воду вычерпываю, мокрый и злой.
Идут Макс с Тохой. Они в магазине встретились.
Деревня называется Устье.
Да, шуточки с отработкой спасения лодки после переворота понемногу воплощаются:-) Байда прошла порог и устояла! Идем на двух веслах. Я сзади.

Прямо по курсу - заходящее солнце. В районе 20-ти часов - порог второй категории, под мостом, как и предыдущий. Это Бельчаки. Оценивая ситуацию с моста, сразу понял, где надо проходить. РЗ прошел чисто, мы,как всегда, ползли. Но в язык влетели отлично, попав прямо в ворота!
Не заметив удочку, порвали лесу. Извинились.

Пошли красивые места. Зеленые холмы. Лошади. Река делает огромный правый поворот вокруг переходящего в лес луга. Высаживаемся на правый берег. Сумерки. Холодно. надя одела мою теплую куртку.

Мы - в фэншуйном месте. Внизу пляж. Затем берег поднимается и становится лугом. дальше - опушка леса (береза, сосна, орех). Ставим палатку на лугу под одинокой грушей. На левом берегу - скала, холмы и полоска леса.
Из камней сложили гламурную топку. Выпавшая роса убрала мой спальник. Спаливаю свои тапки.
Ревизия приносит результат: сухие лишь джинсы (!), мастерка и футболки.

Пиво с раками и каша.

Дырка всего одна, сантиметров 5 длинной. Что характерно, после прохождения порога вода прибывать перестала: дыру перекрыл стрингер! Это где-то двенадцатая. Ни дня без дырки!

Да, впечатлений хватит на 10 частей репорта!

1 авг
Сегодня мы днюем.
За лесом - поля и хутор. Валялись в стогу, пока не прогнали:-)
Ремонтим байду.
Массаж с дыбой.
Хотел спокойно повтыкать, но не получилось. Весь день проглотила суета.

На лодке ходили за водой. Нам подсказали, что в нашем месте есть уникальный родник. Мы его отыскали. Вода очень вкусная. Надя присосалась к ней как к молоку матери. Высосала литра 2! Собираем орехи.
Чай готовим из земляники, чабреца, зверобоя и чего-то еще.

Купаюсь. Вторая попытка приготовить глинт в походной топке на шышках заканчивается курьезным провалом. Дело в том, что в конце приготовления я водрузил ее на котел. Она благополучно стояла минут 5. В определенный момент я понял, что пришло время ее снимать - глинтвейн готов, но внешних признаков не было и я решил подождать. Секунда - и перевернутая фляга лежит на земле.
Расстроившись, я пошел спать. Этикетки от бутылок рвутся. Все падает из рук. Я взбешен. В таком состоянии труднее всего работать - надо сначала успокоиться.

Мои потери в походе: фонарь, телефон, тапки. Вокруг меня разрушение. Фак! Сплю без снов.

Новоград-Волынский - районный центр Украины, родина поэтессы

 

Леси Украинки. Город красиво расположен на высоком скалистом

 

берегу. В черте города крупные валуны подчас перегораживают реку,

 

образуя порожистые протоки. Наиболее безопасный проход - вдоль

 

правого берега. У железнодорожного моста нужно остановиться и

 

провести разведку. При низкой воде здесь предстоит обнос 600-700

 

м. В 7 км ниже моста, у села Александровка, непроходимый порог,

 

обнос 200 м по правому берегу. Еще один короткий обнос отвесного

 

водослива в селе Чижовка.

 

Ниже почти 12 км Случь спокойно течет в живописных берегах.

 

Местами к реке подходит лес с хорошими площадками для стоянок. У

 

поселка Курчица - низкогабаритный мост, далее высокие стоячие

 

волны.Очередное препятствие - сложная шивера в 4 км ниже, у

 

плотины старой мельницы. Возле городка Городница островок и два

 

несложных переката. От Городницы до села Бычеги препятствий нет.

 

В Бычегах низкогабаритный мост проходится, в зависимости от

 

уровня воды, только после разведки. Далее Случь протекает в узкой

 

долине с крутыми скалистыми берегами. Перед поселком Сосновое

 

долина расширяется, на высоком правом берегу видны развалины

 

замка XIII- XIV веков.

 

За Сосновым берег становится ниже, лес сменяют луга,

 

скалистые участки редки, препятствий мало. У поселка Березно мост

 

с сильным прижимным течением. В 5 - 6 км ниже река разветвляется

 

на три рукава, наиболее удобный - левый. В Великую Отечественную

 

войну по левому берегу Случи проходила линия обороны, встречаются

 

взорванные доты, следы земляных укреплений.

 

Маршрут заканчивается в Сарнах, городе и станции

 

железнодорожной линии Ковель-Коростень. Путь можно прервать в

 

Новограде-Волынском, в 83 км от начала маршрута, или в Сосновом,

 

связанном регулярным автобусным сообщением с Ровно. В последнем

 

случае протяженность маршрута составит 185 км.

 

Желательно иметь с собой примус: на Случи, как и на

 

большинстве южных маршрутов, на отдельных участках плохо с

 

дровами.

 

Литература:

 

1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные

 

Описание водного путешествия по реке Случ
(г. Новоград-Волынский - г. Сарны).
Описание на сайт www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины» прислала Nikisha (Киев) в 2003 г.

15.06, первый день пути.
г. Новоград-Волынский - с.Чижовка
Пройдено 20 км, ходовое время 3 часа 50 минут (в т.ч. 1 час 55 минут - преодоление препятствий - проводка, обнос, разведка и прохождение порогов)

Утром из дома учащейся молодёжи двумя ходками переносим байдарки и рюкзаки к музею Леси Украинки (ф.1). Хотя был выходной день, директор - Римская Зинаида Анисимовна - согласи-лась открыть его для нас и провести экскурсию (стоимость экскурсии 5 грн., входные билеты 1 грн. для взрослых и 50 коп - для школьников). После экскурсии двигаемся по переулку вдоль забора консервного завода, который находится напротив музея, к реке. Выходим на берег в 200 м ниже автомобильного моста напротив островка. Здесь левый берег, на котором мы находимся, низкий, луг, место для сбора байдарок достаточно удобное В 12.30, закончив сборку и погрузку, начинаем дви-жение. Через 100 м после островка в русле беспорядочно разбросаны камни. Практически все они из-за высокой воды скрыты под водой, это облегчило прохождение, но требует повышенного внимания (по-видимому, это и есть упоминаемая в описаниях "труднопроходимая шивера", хотя и местные жители, и члены групп, бывавших здесь ранее отрицают наличие сложной шиверы в городе). Камни тянутся около 500м до правого поворота реки. Ориентиром окончания этого участка служит высокий скальный левый берег, на котором виден реставрированный фрагмент древнерусской крепости и памятный знак основания города - колокол.

Сразу за поворотом - несколько камней, расположенных поперек русла, находящихся на небольшой глубине, при низкой воде они могут представлять препятствие для движения Проход - по центру реки. Просмотреть этот участок можно совершая экскурсию по городу со смотровой площадки левого берега (возле памятного знака основания города). Через 200м проходим под Байтовым пешеходным мостом, а за ним вдоль берега - камни в воде, необходима осторожность, движение по центру реки. Через 100м проходим под ЛЭП и минуем спасательную станцию на правом берегу. Еще через 250м проходим остатки паромной переправы (трос поднят высоко над водой и не мешает движению). Далее 350м до быков разрушенного моста, проходим во второй слева пролет. Непосредственно перед быками в русле камни, которые при низкой воде могут создать сложности при прохождении. Через 15 минут подходим к красивому арочному железнодорожному мосту (ф.5). Проход под мостом с воды виден только при приближении к нему с небольшого расстояния, так как он скрыт за мысом левого берега.

Под мостом вся вода устремляется в единственный пролет - первый слева, поэтому в нем сильное течение. Сразу за мостом река делает правый поворот, на нем прижимное течение влево и отдельные камни. Через 300м - строящийся бетонный мост. Мост высокий, после окончания строительства он не будет представлять помехи для движения байдарок, но в настоящее время перед ним ус-тановлен понтонный мост.

Проводим просмотр, остановившись у левого берега в 100м от моста под колейными въездами на мост возможен проход байдарок, однако слева под въездом - камни, справа подводный камень возле берега, но по шивере остается достаточно места для прохода байдарки. Так как сразу за пон-тонным мостом (в 3 - 4м) установлен еще один понтон с оборудованием, который требует быстрого маневра влево, а сильное течение затрудняет маневрирование, организуем проводку байдарок тремя участниками, стоящими у входа под понтонный мост, за ним также находится страхующий участник на понтоне (его действия не понадобились). Просмотр и проводка байдарок заняли около 30 минут (долго, так как это первое препятствие). При прохождении необходима осторожность - пе-ред понтонным мостом (в 5-7м) и от понтона, стоящего за мостом, на левый берег натянуты на небольшой высоте тросы. Через 25 минут подходим к с. Александровка. Буруны порога и шум воды видны и слышны издалека. Ориентиром может также служить красное здание бывшей мельницы на левом берегу. Просмотр порога лучше провести с левого берега. Обнос при низкой воде также лучше делать по левому берегу (200м), хотя возможен обнос и справа.

Благодаря достаточному уровню воды - прошли дожди - оказалось возможным пройти порог. Порог трёхступенчатый. Первую ступень на входе в порог (начинается напротив направляющей стенки мельницы), проходим ближе к левому берегу (в 3-5м от левого берега). Здесь река разделена каменистым островком на два рукава, идём слева от него. Далее через 30м - вторая ступень и ещё через20м - третья. Вторую ступень порога также проходим вдоль левого берега. Перед третьей ступенью смещаемся вправо, так как по левому берегу - камни. Порог прошли все экипажи. Одно-временно с прохождением (байдарки при прохождении порога разгружаем, гребцы в спасжилетах, касках) делаем на левом берегу ниже порога перекус. Просмотр, прохождение и перекус заняли около 2-х часов. Много времени (около 1 часа) ушло на приготовление пищи - мало дров, сыро после дождя.

На участке Новоград-Волынский - Александровка правый берег преимущественно луговой, левый - высокий, покрытый лиственным лесом. Через 500м от порога - остров в русле, обходим его справа, еще через 150м над водой перекинут трубопровод, проходим левым пролетом. Через 30 минут проходим линию электропередач, пересекающую реку на левом ее повороте и входим в село Чижовка. На повороте, на высоком правом берегу виден двухамбразурный ДОТ. Делаем остановку и осматриваем его. ДОТ сохранился, имея две амбразуры со станинами и остатками шаровых креплений крупнокалиберных артиллерийских орудий. Вход через вертикальный люк (лестница из металлических скоб сохранилась) или амбразуру. При осмотре нужен фонарь.

Чижевской картонной фабрике (в настоящее время не работает, здание типичной промышленной дореволюционной застройки на правом берегу). Плотина находится прямо возле этих зданий, но слив сверху почти не заметен, требуется повышенное внимание. Причаливаем к левому берегу возле плотины. Водослив около З м, прохождение невозможно, поэтому обносим по левому берегу. Для спуска байдарок есть место сразу за плотиной, но при этом есть опасность задеть проложенную под водой на небольшой глубине трубу (о ней сказали местные жители). Кроме того, время уже требует постановки бивуака. Поэтому проносим байдарки по грунтовой дороге, проходящей рядом вдоль берега, 150м до луга, а затем по нему 50м вправо к берегу реки, где и останавливаемся на ночлег. Воду берем в домах в селе Чижовка на левом берегу реки, дров хотя и немного, но для приготовления пищи достаточно. На ночлег стали в 18.05.

16 нюня, второй день пути
с.Александровка - порог у с.Лобтов (заброшенного)
Пройдено 22 км, ходовое время 4 часов 25 минут (в том числе 2 часа 10 минут - преодоление препятствий - порога и слива)

Начали движение в 9.00. Через 100м проходим в средний пролёт под высоким автомобильным мостом, при этом двигаемся ближе к небольшому покрытому зеленью островку, так как справа камни. Через 500 м проходим 30-ти метровый участок стоячих волн. Далее течение ускоряется, ширина ре-ки 15-25 м, берега высокие, поросшие кустарником и вербой, за которыми - луга. Через 35 минут подходим к деревянному, низкому (высота пролёта над водой 1.2 м) автомобильному мосту. Проходим его в байдарках, пригнувшись, в четвёртый справа пролёт. Под мостом препятствий нет. На обоих берегах реки - с.Вербовка (ранее с.Могильное), а не Береговое, как обозначено на карте.

Сразу за порогом на правом берегу становимся на ночлег. Здесь, по-видимому, стоит много групп, но дров вполне достаточно, на левом берегу реки - дом и сарай заброшенного села Лобтов, которое стояло возле мельницы (порог - остатки ее плотины). Подошли к порогу в 16.40. Закончили прохождение и стали на ночлег в 17.50.

Река становится шире, до 50-100 метров, течение слабое. На левом берегу - лес, справа лес местами. Через 35 минут лес на левом берегу лес отходит от реки, слева появляются три дома. Река делает левый поворот, справа холм, поросший лесом. Слышен шум падающей реки, видны барашки. Причаливаем к правому берегу в 20 метрах от порога. Просматриваем порог с двух точек - напротив первого перепада и снизу. После просмотра и разгрузки байдарки группы идущей поход 1 к.с. обнесшие порог и одна из них становится ниже порога, обеспечивая подстраховку. Один из участников сигнализирует с камней правого берега, корректируя направление движения на первой сту-пени, а со страхующей байдарки корректируют движение на второй ступени порога. Порог прошли все байдарки группы, совершающей поход второй категории сложности.

17 июня, третий день пути.
с.Лобтов (заброшенное) - сосновый лес в 2км ниже пгт.Городница
Пройдено 22 км, ходовое время 2 часа 30 минут.

Начинаем движение в 9.45.Через 800 м в воде у левого берега - большой камень. Он может служить ориентиром участка беспорядочно разбросанный по руслу подводных и частично затопленных камней, которые требуют внимания и маневрирования. Увеличиваем интервалы, снижаем скорость. Длина участка - около 150 м. Через 25 минут после порога на правом берегу хорошие места для ночевки или дневки - смешанный лес, хороший выход к реке, у отдельно стоящего дерева прямо над рекой - родник с питьевой водой. Еще через 15 минут - шивера длиной 100 м, проходится по высокой воде легко, но требуется аккуратное и точное маневрирование. Отсюда 10 минут до с. Ма-лая Анастасиевка на левом берегу (с. Анастасиевка с реки почти не просматривается). Ещё через 10 минут проходим под нитками ЛЭП. Справа - холм, поросший смешанным лесом, на вершине видна вышка с триангуляционным знаком, вправо продолжается село. Огибая холм, река поворачивает на право и открывается пгт.Городница - церковь с зелёными куполами, труба фарфорового завода, дома.

Через 300 м справа на холме кладбище, напротив него начинаются заросли камыша, идем вдоль правого берега, где наиболее сильное течение. Через 20 минут после того, как увидели Городницу, останавливаемся на правом берегу в 250-ти м выше автомобильного моста (в 11.15). Оставив дежурных, идём вдоль берега, затем вправо вверх по переулку, который выводит к церкви, а затем к фарфоровому заводу. Завод - один из старейших в Украине, в следующем году ему исполняется 200 лет. По разрешению директора завода - Горбань Михаила Павловича - посещаем музей заво-да, а так же осматриваем цеха, где изготавливают фарфоровую посуду. Экскурсии в музее Городницкого. Рядом с заводом - магазины (есть хлеб, кондитерские изделия, крупы, рыбные консервы, чай), аптека, отделения связи. В сквере - памятник красноармейцам, расстрелянным поляками в 1920 г. Возвращаясь, осматриваем небольшой порог перед мостом и проход под ним, пополняем запас воды.

Возобновляем движение в 14.30. Камни, расположенные напротив собора поперёк русла проходим ближе к правому берегу (виден достаточно четкий язык). Через 50 м - высокий бетонный мост (4 пролёта). Хотя в описаниях рекомендуется прохождение через левый пролет, мы после просмотра с моста и с берега, а так же учитывая высокий уровень воды, решаем проходить по (?)

На входе в него установлена веха, которую оставляем слева от себя. В более низкую воду прохож-дение здесь, повидимому, действительно будет затруднено или невозможно, из-за малой глубины. Через 300 м - шивера - перекат возле островка Сильный шум падающей воды создаётся потоком в правом рукаве, но мы идём влево. Здесь надо двигаться по центру протоки, затем на траверзе нижней оконечности островка смещаемся по струе вправо, обходя отмель, поросшую камышом. Через 200 м - перекат с камнями в русле. Идём слева, затем смещаемся вправо (струя достаточно чётко заметна). Ориентиром может служить высокая наблюдательная пожарная вышка лесничества на правом берегу. Через 100 м - еще" один перекат. Идём немного левее центра. Ещё через 300 м - четвёртый, самый простой перекат, проходим его по центру. Далее встречаются отдельные камни в русле, но река в основном спокойная, течение быстрое. Ширина реки 25-30 м. По правому берегу смешанный, местами сосновый лес. Через 2 км от пгт. Городница начинается сосновый лес н на левом берегу. Здесь крутой поворот влево. Через 200 м от него возле ложбины - русло пересохшего ручья на опушке леса становится на ночлег. Дров достаточно. Стали на ночлег в 15.30, что связано с жаркой погодой и необходимостью сушки вещей после вчерашнего дождя.

18 нюня, четвертый день пути.
Сосновый лес в 2км ниже пгт.Городница - с. Маринин
Пройдено 34 км, ходовое время 3 час 35 минут.

Из-за дождя выходим на маршрут в 12.00. Через 50 м проходим островок, обходя его слева. Через 10 минут проходим под ЛЭП, на обоих берегах - дома с. Лучище. Через 50 м после ЛЭП - деревянный пешеходный мостик, проход свободный. Через 15 мин после с. Лучище - 50-ти метровый перекат. Слева видны камни, поэтому двигаемся по правой стороне. Ещё через 7 минут проходим границу Житомирской и Ровенской областей. Непосредственно на ней - крутой правый поворот реки, на которой находится 100-метровый порог. Проходим его вдоль правого берега. Порог состо-ит из трёх ступеней со сливами, но линия движения четко просматривается с воды.

В 200 м ниже, в Случь впадает правый приток, а ещё через 500 м возле островка, - высокий пра-вый берег с сосновым лесом, есть места для выхода на берег - неплохое место для ночлега. Через 15 минут проходим устье левого притока Случи и входим в с. Устье (слева на холме). От первых домов села до второй ЛЭП - 300-метровый перекат. Через 200 м после него - деревянный пешеходный мостик. Мост трехпролётный низкий. По словам местных жителей, в правом и среднем пролётах под водой находятся балки с гвоздями, есть опасность повреждения. Кроме того, струя течения среднего пролёта несёт прямо на полузатопленную балку в 5-ти метрах ниже моста. Левый пролёт низкий, но струя чистая и сильная. На выходе из-под моста - стоячие волны. Сняв с от-дельных байдарок высоко лежащий груз, проходим мост (в касках) через левый пролет, лежа в байдарках. Просмотр и прохождение заняли 35 минут. Через 400 м на повороте - небольшой перекат, через 300 м (за 100 м перед ЛЭП) - камень справа, идти следует по центру или левее. Через 15 мин после моста - на правом повороте реки, слева на горе сосновый лес, два отдельный дома Справа - луг, холм со скалами - валунами. Напротив начала леса на холме на левом берегу и через 200 м напротив его окончания - перекаты с камнями вдоль берегов. Через 10 м на левом берегу - дома и трубы Бельчаковского заготовительного цеха Березнянского фарфорового завода. Отсюда 500 м до правого поворота, сразу за которым автомобильный мост с каменно-деревянными опорами и деревянным настилом. Мост четырёхпролетный, но 2 левых - непроходимы из-за камней. Во втором пролете справа - высокие стоячие волны. Решаем идти по правому пролёту. Здесь сложность состоит в наличие на выходе из пролёта валуна слева и подводного камня справа, однако, струя при точном попадании в неб несет байдарку между ними. За мостом - стоячие волны. После разгрузки байдарки проходят мост. При этом на мосту выставляем сигнальщика, который корректирует движение байдарки, помогая ей попасть в струю.

После прохождения (заняло 20 минут), делаем перекус, пополняем запас воды. Хотели докупить хлеб, но в магазине его не оказалось. По предложению местных жителей осматриваем местный цех Березнянского фарфорового завода, где заготавливается сырьё. В 17.00 уходим от моста. Через 100 м по правой протоке обходим островок, а ещё через 500 м начинаются высокие берега. Через 30 мин на левом берегу - дома с. Маринин. Сразу за ЛЭП напротив села и скал левого берега - пе-рекат, проходим его по центру. Ещё через 5 мин - снова ЛЭП и в 50 м за ней - небольшой перекат. Через 10 минут на правом повороте реки - левый приток, возле его устья бетонное сооружение, напоминающее отстойник. После поворота на левом берегу - смешанный лес, а на правом че-рез 100 м - песчаный берег, за ним луг. В глубине берега в 100 м - холм со скалистыми выходами, смешанный лес. Так как завтра планируется днёвка, во время которой наметили тренировку на скалах, а место достаточно удобное и красивое, становимся на ночлег. Дров много в лесу на холме со скальными выходами, есть неплохая поляна. Не успели поставить лагерь, как около 18.15 начал-ся ливень, продолжался более часа! Переждали под тентами. После его окончания разбили лагерь. Весь вечер шел дождь переменной силы, лишь временами - небольшое затишье. Около 1.00 - сильнейший шквал, ветер штормовой силы. Как стало известно нам в последующие дни по району ночью прошел ураган, повредив линии электропередач, дома, но нас он зацепил лишь краем.

июня, пятый день пути. Днёвка.

Весь день идет дождь, временами переходящий в ливень. Лишь временами - небольшое затишье, которым пользуемся для пополнения запаса дров, мелкого ремонта палаток после вчерашнего ура-гана из-за дождя не удалось провести запланированную тренировку на скалах.

20 июня, шестой день пути.
с.Маринин - с.Быстричи
Пройдено 22 км, ходовое время 1 час 30 минут

Несмотря на продолжающуюся дождливую погоду, собираем лагерь и в 10.40 начинаем движение. Места чрезвычайно красивые и живописные - высокие лесистые берега, скалы. Несколько краси-вых каменистых ручьёв-притоков слева. Много возможных мест стоянки. Делаем остановку возле руин замка, поднимаемся к церкви, за ней школа и чуть дальше магазин. Докупаем хлеб и продол-жаем движение. Отсюда 15 минут до с. Сосновое (движение замедляет сильный встречный ветер). В Сосновом реку пересекает высокий автомобильный мост, прохождение которого не представляет труда. Проходим по центральному пролету. Через 900 м от моста - небольшой перекат, река начи-нает петлять. Несмотря на значительную ширину реки - достаточно сильное течение. Через час после моста на левом берегу показались дома сел Ивановка и Быстричи (они практически слились и граница между ними с реки абсолютно не заметна). Еще через 30 минут обходим по правой протоке большой остров напротив с.Быстричи и через 7 минут выходим к автомобильному мосту. Слышен сильный шум воды, но проход не виден. Делаем разведку, причалив к правому берегу. Выяснилось, что в результате высокого уровня воды, проход или даже проводка под мостом невозможны - вода полностью заполнила пролёты. Но одновременно она залила подходы к мосту с левого берега и там, по-видимому, возможен проход. Проходим ближе к левому берегу между зарослями кустарника, находящегося по центру потока, и камнями у левого берега По словам местных жителей, мы про-шли над залитой насыпью дороги, ведущей к мосту. За мостом по левому берегу - центр с. Быст-ричи, видна церковь, корпуса Быстрицкого механического завода. В селе есть магазин, школа, поч-та, детский сад, кафе. На школе установлена мемориальная доска руководителю Полесской Сечи в годы второй мировой войны Бульбе-Боровцу, первому организатору УПА (ОУН С.Бандеры позднее позаимствовала это наименование у Бульбы-Боровца), который здесь родился. Через 100 м - быки старого моста. Пришли сюда в 13.50. Учитывая штормовой ветер, непрекращающийся дождь и не-благоприятный прогноз (по словам жителей по радио дано штормовое предупреждение), принима-ем решение по возможности остановиться на ночлег в селе. Директор механического завода предос-тавил нам несколько комнат в пустующем общежитии завода (второй этаж здания магазина), одна из жительниц - бывшая учительница разрешила оставить байдарки во дворе своего дома, стоящего у реки и приготовить у нее еду.

21 июня, седьмой день пути
с.Быстричи - сосновый лес ниже с.Витковичи.
Пройдено 35 км, ходовое время 4 часа 25 минут.

Начинаем движение в 11.00. Проходим быки старого моста Проход свободный. Двигаемся вдоль с. Быстричи, которое тянется по левому берегу. На этом участке сильное течение, несмотря на значи-тельную ширину реки (до 70 и). Правый берег - луга, левый - луг, за ним село. Через 300 м - широкий плес шириной до 100 м, на котором глубина уменьшается до 30 см (несмотря на очень вы-сокий уровень воды), через 10 мин проходим группу мелких островков, а на левом берегу начинает-ся с. Колодезное. Село тянется вдоль реки, издалека видна его церковь, возле которой находится деревянный автомобильный мост. Проход под мостом невозможен, но так как вода затопила низкий правый берег, стал возможен проход байдарок поверх дороги ведущей к мосту правого берега. Река по-прежнему широкая, течение заметное. Через 20 мин на левом берегу - с. Прислучь, в котором выделяется двухэтажное белое здание школы. Напротив неё сразу за крутым правым поворотом ре-ки - низкий деревянный мост. Благодаря высокому уровню воды проходим его аналогично преды-дущему мосту. Через 8 мин - запив правого берега, подходящего к самому лесу в стороне. Ориен-тиром может быть белый песчаный холм на опушке леса. Через 200 м после залива на правом бере-гу - церковь, кладбище, дома с.Хотин. В 100 м за церковью - ЛЭП и деревянный пешеходный мост. Высота достаточная для прохода байдарок, пролёты свободны. Отсюда 35 мин до пгт Моквин. Перед Моквином - остров, который обходим справа. От острова 5мин хода до зданий бумажной фабрики на левом берегу. Возле фабрики - крутой поворот реки с песчаным перекатом, особенно мелкими у правого берега.

Далее река петляет между практически голых берегов, лишь местами встречаются кустарники. От Моквина около 1 часа до пгт. Берёзное. Берёзное расположено на левом берегу, в конце посёлка - высокий бетонный автомобильный мост. Проходим его в 2-3-й пролёты слева. Необходимо учиты-вать сильное свальное течение влево. За мостом справа луг, есть выходы на берег.. Река на участке ниже Москвина сильно петляет, сёла несколько в стороне от реки. Проходим с. Городнище слева (15 мин от моста), Витковичи справа (45 мин. от моста). За Витковичами - остатки деревянного моста (сохранились лишь несколько пролётов у правого берега и отдельные сваи в центре. По сло-вам местных жителей, мост снесен нынешним паводком). Проходим вдоль сохранившейся части моста. Сразу за мостом на правом берегу - сосновая роща, но к ней нет выходов. Через 20 минут к реке на правом берегу подходит сосновый лес. Есть хорошие места для причаливания. Однако трудно сказать, насколько удобно будет использование этого места для ночлега при нормальном уровне воды - мы. Судя по всему, подошли к лесу частично по затопленному берегу. Становимся на ночлег. Много дров, удобные поляны. Стали на ночлег в 16.15.

22 июня, восьмой день пути.
Сосновый лес ниже с.Витковичи - г.Сарны.
Пройдено 45 км, ходовое время б часов 45 минут.

Начинаем движение в 9 часов 40 минут. Через 15 минут проходим под низким деревянным пеше-ходным мостом. Так как высокий уровень воды мешает проходу байдарок, проводим их вдоль бере-га (оказалось возможным провести их вдоль обоих берегов, что ускорило проводку, которая заняла всего 5 минут). Еще через 15 минут проходим мимо насыпи старой (еще польских времен) узкоко-лейной дороги, которая в этом месте пересекала реку. Местный житель-пастух сказал, что на левом берегу возле небол



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: