Оценивание предметных результатов.




 

Оценка предметных результатовпредставляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.

В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенным в Стандарте, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (далее — система предметных знаний), и, во - вторых, систему формируемых действий (далее — система предметных действий), которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

Система предметных знаний— важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

К опорным знаниям относятся прежде всего основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. На ступени начального общего образования к опорной системе знаний отнесён прежде всего понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и обучающимся эффективно продвигаться в изучении предмета.

Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.

Однако при оценке предметных результатов основную ценность представляет не освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно - познавательных и учебно - практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.

Действия с предметным содержанием (или предметные действия) вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково - символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно - следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. Однако на разных предметах эти действия выполняются с разными объектами, например: с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; с высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы; с музыкальными и художественными произведениямии т. п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмоввыполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску.

Поэтому, в частности, различен и вклад разных учебных предметов в становление и формирование отдельных универсальных учебных действий. Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов.

К предметным действиям следует отнести также действия, присущие главным образом только конкретному предмету, овладение которыми необходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего изучения предмета.

Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в способности обучающихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно - познавательных и учебно - практических задач.

Поэтому объектом оценки предметных результатовслужит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно - практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, например, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. При этом итоговая оценкаограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Диагностика предметных достижений в освоении содержательных линий образования может быть осуществлена с помощью следующих методик:

1) уровневые итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, включающие проверку сформировнности базового и повышенного уровня;

2) комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией.

Таким образом, предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

 

Выводы по второй главе.

Изучив теоретический и практический опыт применения различных методик психологической и педагогической диагностики, мы пришли к заключению о том, что оценивание является основным методом диагностики результатов освоения младшими школьниками содержательных линий образования.

Такое понимание метода оценивания связано с тем, что его предметом является оценка. В современных условиях начальной школы, сформировавших под влиянием нового образовательного стандарта, оценка преодолела свои узкие рамки как средства соотнесения знаний, умений и навыков ученика с никоим «эталоном». Поэтому система диагностики освоения младшими школьниками содержательных линий образования, основным методом которой является оценка, направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:

- характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

- определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

- систему психолого - педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития ребенка.

Диагностика результатов освоения содержания образования предполагает использование комплекса методик. В силу этой своей особенности, она сочетает в себе черты системы психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся и системы управления качеством образования. В связи с такой многоплановостью, система диагностики результатов освоения содержания программы должна осуществляться при строгом соблюдении морально-этических и правовых норм, предусмотренных как психолого-педагогическом сопровождении учебного процесса, так и в управлении качеством образования, а именно:

- сохранения конфиденциальности информации личного характера, полученной при диагностике результатов освоения содержания образования (особенно, надпредметных результатов);

- соблюдения прав и законных интересов ребенка.

Таким образом, диагностика результатов освоения учащимися содержательных линий образования является многоплановой системой и неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе.
Заключение.

Диагностика результатов освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек и общество» - важная задача начальной школы. В современных условиях преодоления рамок предмета, формирования метапредметных результатов образования результаты освоения каждой содержательной линии школьных предмета – это не только результаты деятельности конкретного ученика или учителя, это база, фундамент дальнейшего успешного обучения школьника.

Система диагностики результатов образования строится в соответствии с планируемыми результатами освоения содержательных линий предметов. Роль содержательной линии «Человек и общество» состоит в создании основания интеллектуального, патриотического и духовно-нравственного развития личности, основанного на системе понятий, ценностей и норм поведения.

Через интерес к содержательной линии «Человек и общество» происходит реальная социализация личности растущего человека, которая предполагает актуализацию и психолого-педагогическую поддержку проектирования жизненных планов, которые включают отношения к различным параметрам собственной уникальной жизни.

Поэтому диагностика результатов освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек и общество» предполагает гибкое использование различных методик оценивания в соответствии с современными принципами организации образования.

 


Список литературы.

 

1. Блонский П.П.. Избранные педагогические произведения. – М., 1961.

2. Голубева, О.Ю. Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности. Дис. канд. психол. наук 19.00.13. / О.Ю. Голубева. Казан, гос. ун-т. Казань Б. и., 2005. - 219 с.

3. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д. Изд-во Рост. Пед. ун-та, 2000.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании».

5. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. В сб.: Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения.- Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. – М., 1996.

6. Лернер П.С. Имиджелогическое проектирование содержания предметных областей общего среднего образования. – ИМИДЖЕЛОГИЯ-2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга: Материалы Четвертого международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2006, с. 160-164.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2006.

8. Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989.

9. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.

10. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В.. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. М., 2008.

11. Петерсон Л.Г., Куревина О.А.. Концепция образования: современный взгляд. М., 1996.

12. Представление и использование знаний: Пер. с япон. / Под ред. Х. Уэно, М. Исидзука. М.: Мир, 1989. – 220с.

13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. – М., 2010. (Стандарты второго поколения.)

14. Расторгуев С.П. Ребенок в информационной эпохе. – Мир образования – образование в мире, 2006, № 3 (23), с.3-13.

15. Смирнова, Е.О. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей / Е.О. Смиронова, В.М. Холмогорова // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 26-36.

16. Тюнников Ю.С., Мазниченко М.А. Педагогическая мифологема в профес-сиональном сознании современного педагога. – Философские науки, 2006, №1, стр. 97- 111.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

18. Фролов А.А., Фролова Ю.Н. Запредметная суть предметного образования. – Мир образования – образование в мире, 2006, №2 (22), с.141-151.

19. Хаблин Д. Формирование учебных навыков. / Пер. с англ.- М.: Педагогика, 1986.

20. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды. / В.Э. Чудновский. М.: Московский психолого-социальный институт - 2006. - 768с.

21. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности // В.Н. Шердаков. // Вопросы философии. 1996. №2. С. 27-31.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: