Резервы устойчивого развития экономики региона.




Время подтвердило актуальность проблем устойчивости раз­вития территориальных образований. Производственные предпри­ятия, экономические структуры, институты власти регионов, го­родов и районов постоянно испытывают воздействие многочис­ленных дестабилизирующих факторов.

Не преодолены угрозы разрушения, в том числе физического, систем жизнеобеспечения населения — производственной и соци­альной инфраструктуры, снабжения продовольствием, топливом, электроэнергией и т.п. Чрезмерны региональные различия уровней социально-эконо­мического развития, прежде всего дифференциация доходов на­селения.

Рынок в конечном счете должен привести к относительному выравниванию территориального развития — посредством пере­лива капиталов, рабочей силы, технологий в регионы, где эффек­тивность их использования выше, и т.п. Однако на первоначаль­ном этапе его становления имеющиеся диспропорции, как пра­вило, усиливаются. Стремление к выживанию стимулирует тенденции автаркии, что, в свою очередь, сдерживает развитие рынка, ограничивает его пространство — территориальное, отрас­левое и др.

Специальные исследования показывают, что различия соци­ально-экономического развития субъектов РФ не только чрезмер­ны, но и проявляют тенденцию к возрастанию.

Если в 1990 г. среднедушевое производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в 10 наименее развитых регионах было меньше в 2,3 раза, чем в 10 наиболее развитых, то в 2002 г. этот разрыв составляет более чем 5 раз. Дифференциация средних показателей уровня жизни населения по регионам, измеряемых сред­недушевыми доходами, в 1990 г. составляла 1,5—2 раза, а в 2002 г. 10—12 раз, причем это далеко не всегда связано с эффективностью производства в республиках, краях, областях и автономных образо­ваниях страны. Органы власти многих субъектов Федерации имеют террито­риальные претензии. Ряд регионов страны оказался в значитель­ной степени зависимым от внешнеэкономических условий, поли­тики сопредельных государств.

Немало регионов, где подорваны основы воспроизводства. Остаются существенными различия институциональных преобра­зований, развития рыночной инфраструктуры, действенности методов управления, самоуправления и госрегулирования, взаи­модействия властей с новыми экономическими структурами и др.

Все это — критические факторы, представляющие угрозу эко­номической системе и государственности в целом. Обострение системного кризиса в августе 1998 г. сделало бо­лее масштабными проблемы надежности функционирования на родного хозяйства РФ и экономических комплексов страны в те­чение ближайшего периода, а также создания материально-веще­ственных и общественно-экономических предпосылок для пере­хода на модель устойчивого развития. Острая же потребность в этом переходе очевидна и стимулирует учреждающую научную проработку проблем формирования соответствующих условий (предпосылок, резервов, механизмов) устойчивого развития эко­номики регионов.

До 1991 г. приграничными регионами являлись около 10 россий­ских республик, краев и областей. В настоящее время таковыми яв­ляются 45 из 89 субъектов Федерации, где проживает около 32% населения страны.

Научные исследования, посвященные этой проблематике, имеют ярко выраженный конкретно-исторический характер. Та­кого рода задачи не могут быть решены раз и навсегда — на каж­дом новом этапе развития они становятся все более масштабны­ми и острыми.

Исследование путей формирования условий и механизмов ус­тойчивого развития экономики регионов России, функциональ­ного обоснования соответствующих рыночных и административ­ных методов еще не закончено в силу многих причин: утраты методологических ориентиров, неясности перспектив территори­альной социально-экономической организации России, отсут­ствия научной концепции перехода от преимущественно админи­стративных к рыночным отношениям и др.

Ряд научных проблем в рамках ранее сложившейся парадиг­мы должным образом разрешен быть не может, так как, согласно оценкам, она в значительной степени исчерпала свой потенциал и явно испытывает своего рода логистическое насыщение или же близка к нему.

Исследование проблем устойчивости и устойчивого развития остается ориентированным на изучение частных вопросов или вопросов в различных, иногда мало связанных друг с другом об­ластях теории и практики. Лишь в последнее время выполнены работы, в которых предприняты попытки разрешить эти вопросы с позиций общесистемных представлений, в частности научного обоснования концепции формирования условий устойчивого раз­вития экономики региона.

Научная концепция устойчивости и устойчивого развития эко­номики регионов, а так же городов и административных районов, на наш взгляд, должна включать:

• теоретическое представление об устойчивости как универ­сальном свойстве социально-экономических систем, заклю­чающемся в их способности выполнять свои функции в ус­ловиях негативного воздействия — в определенных преде­лах по силе и времени — внешних и внутренних факторов, а также активно адаптироваться к позитивным изменениям;

• указания на то, что истоки этого качества кроются в объек­тивном существовании разнообразных пропорций; это мож­но рассматривать как специфический ресурс, имеющий оп­ределенный потенциал, соответствующим образом воспро­изводимый, в особых формах проявляющийся и используемый;

• выделение устойчивого развития экономики региона в ка­честве специфического объекта управления в рыночной модели хозяйствования;

• критерии и индикаторы устойчивого развития, а также обо­снованные цели и задачи управления для регионов разной таксономии и типов развития;

• обобщенные выводы о перспективных методах стабилизаци­онной деятельности федерального центра, субъектов РФ, структур местного самоуправления, а также путях оптими­зации внутренних и внешних экономических пропорций;

• обоснование путей преодоления методологических барьеров, возникших в связи с тенденциями абсолютизировать эколо­гическое содержание устойчивости и устойчивого развития; сохранение во многом абстрактных воззрений на проблемы устойчивости территориальных социально-экономических систем, сложившихся под воздействием более синергетики, чем практики региональной организации; указания

при соответствующих условиях могут из возможных стать реальными.

Например, стратегия регионов, специализирующихся на добыче природных ресурсов, особенно невоспроизводимых, жестко связана с данными геологоразведки. Полученные новые сведения могут корен­ным образом изменить представления о минерально-сырьевой осно­ве и, соответственно, о перспективах экономики. Потенциал устойчивости и устойчивого развития есть резуль­тат противоречивого взаимодействия множества факторов и усло­вий, векторы которых во многих случаях разнонаправлены.

Особое значение имеет инерция векторов развития, заданная объективно сложившимся территориальным разделением труда и характерная, в частности, для российского Севера, Дальнего Во­стока, зоны Черноземья и др. В этом заключены не только пре­имущества (как и во всяком разделении и специализации обще­ственного труда), но и недостатки. Известно, в частности, что рыночные критерии эффективности делают весьма проблематич­ными цивилизованное хозяйственное освоение новых территорий страны, их ориентацию на комплексное социально-экономичес­кое развитие, трактуемое традиционно. Основная причина кроется в удорожаниях и неконкурентоспособности, возникающей вслед­ствие этого. Положительное же заключается в том, что можно использовать преимущества регионов — природно-ресурсные, эко­номические, инфраструктурные и т.п. Этим определяется потен­циал устойчивости и устойчивого развития, величина которого определяется параметрами этих преимуществ, прогнозными оцен­ками общественных потребностей, точкой на кривой жизненно­го цикла данных ресурсов и т.п.

Рассмотрим потенциал устойчивости развития применитель­но к разным экономическим районам и зоне Севера.

Перспективы устойчивости экономики регионов, входящих в Северный экономический район РФ, заключаются в имеющихся возможностях наращивать добычу ценнейших природных ресур­сов, развивать топливно-энергетический комплекс. Потенциал такой территории определяется минерально-сырьевой базой, ди­намикой цен на внешних рынках, ситуацией и платежеспособно­стью регионов-потребителей, экологической безопасностью гео­логоразведочных и эксплуатационных работ и др.

Перспективы устойчивости экономики областей Северо-Запад­ного экономического района связаны с реализацией их особого геополитического положения, развитием инфраструктуры, транспорта и связи, осуществлением конверсии мощностей ВПК, перестройкой структуры лесоперерабатывающего комплекса, уве­личением доли изделий высокой готовности в общем объеме про­изводимой продукции.

Текущие и перспективные проблемы устойчивости регионов Центрального экономического района специфические. Здесь нет возможности наращивать генерирующие мощности, затруднен сбыт продукции отраслей специализации на внешних и внутрен­них рынках. Стагнация обрабатывающей промышленности, затя­нувшаяся сверх меры, сохранилась и в начале XXI столетия.

Устойчивость экономики здесь во многом обусловлена наличи­ем столицы, привлекательной для инвесторов. Стабилизацию про­изводства в ней специалисты обусловливают поддержкой предпри­ятий посредством предоставления налоговых и кредитных льгот и других мер; созданием условий для получения работающими достаточных доходов; надежностью инфраструктурных систем города; комплексным решением транспортных проблем; переключением финансовых ресурсов на стимулирование секторов экономики, гарантирующих надежную отдачу от затрат и форми­рующих благоприятные условия для иностранных инвесторов, и др.

На Западно-Сибирский экономический район приходится боль­шая часть добычи нефти, более 90% природного газа. Нефтегазо­вый комплекс Западной Сибири и Кузбасса в значительной сте­пени гарантирует энергетическую безопасность Российской Фе­дерации и обеспечивает большую часть валютных поступлений.

Повышение устойчивости, темпов и качества развития регио­на, согласно оценкам специалистов, обусловлено:

-обеспечением топливно-энергетического комплекса (ТЭК) высокоэффективным оборудованием, в том числе посред­ством развития партнерства предприятий ВПК, машино­строения, структур нефтяной и газовой промышленности;

-внедрением технологий глубокой переработки топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов;

-вводом мощностей по добыче и производству железной и свинцовой руды;

-стабилизацией производства электроэнергии и покрытием ее дефицита посредством перегона из Восточной Сибири;

-развитием машиностроительного комплекса темпами, пре­вышающими средние по РФ;

-усилением специализации региона по выпуску прогрессив­ных полимерных материалов.

Таким образом, рассмотренные попытки вычленить резервы устойчивости и устойчивого развития регионов, городов и райо­нов, опирающиеся на ранее выполненные теоретические разработ­ки региональной экономики, концепции территориального раз­мещения производительных сил, единого народно-хозяйственного комплекса, упрощенное понимание целостности экономическо­го пространства и т.п. должны быть обогащены современными представлениями о потенциале устойчивости регионов как специ­фических социально-экономических систем.

Региональные «точки роста». Существенные подвижки в сфе­ре экономики (возрастные роли региональных аспектов в разви­тии территориальных хозяйственных образований, значительные изменения в функционировании производственных и непроизвод­ственных структур под воздействием научно-технических новаций и т.п.), усиливающиеся тенденции глобализации и интеграции в экономике, политике и других сферах побуждают к развитию и теоретической базы практической региональной политики.

Среди современных региональных теорий все более заметную роль играет концепция полюсов, или центров роста.

Согласно разработкам Ф. Перроу, экономическое пространство правомерно определять как силовое поле, напряженность кото­рого неравномерна. В направлении к полюсам действуют опреде­ленные центростремительные силы; существуют и силы центро­бежные. Эти полюсы как бы группируют нововведения, однако вокруг определенной лидирующей отрасли, и в результате обра­зуют территориальные концентрации. Последние характеризуют­ся, в частности, тем, что четко прослеживается связь между про­изводимым совокупным доходом и инвестициями, экономичес­ким и социальным уровнем развития и т.п.

Таким образом, региональный полюс роста представляет со­бой сочетание развивающихся и расширяющихся отраслей, спо­собных вызвать экономический рост в зоне своего влияния1.

Исследователями также установлено, что возникновение тер­риториальных «точек роста» обусловлено:

• неравномерностью масштабов и эффективности производ­ства;

• наличием особо удобных территорий для размещения пред­приятий нескольких сопряженных отраслей;

• набирающей силу тенденцией смещения инноваций из крупных городов в малые и средние, где имеется высоко­технологический потенциал, и другими причинами.

Например, потенциал устойчивости и устойчивого развития спе­цифических анклавов (технополисов, наукоградов, свободных эконо­мических зон и т.п.) находится в прямой зависимости от их геогра­фического положения; преимуществ производственного и социального инфраструктурного комплекса по сравнению с аналогичными комплек­сами потенциальных инвесторов; степени развития рыночных инсти­тутов; наличия относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы; степени преодоленности правовых, политических и админист­ративно-бюрократических препятствий при организации новых пред­приятий, в том числе с участием иностранного капитала, и др. Концепция «точек роста» применительно к территориальной организации РФ и ее регионов, а во многих случаях городов и районов может стать на практике весьма продуктивной. Это оп­ределяется тем, что цивилизация движется к постиндустриальной фазе и «локомотивами» и экономики, и социальной сферы, и общественно-политических механизмов все более становятся про­рывы в технике и технологии. Они, однако, во всех существующих отраслях произойти одновременно не могут.

Для Российской Федерации это имеет особое значение. До­стигнутая к началу 1999 г. депрессивная стабилизация экономи­ческого развития и сама по себе неустойчива, и может изменить­ся к худшему, и не гарантирует экономического роста. Наконец, в России нет средств для обновления производственного аппара­та (согласно расчетам, необходимо повысить коэффициент ввода и выбытия машин и оборудования почти в три раза), инвестиции в 1999 г. снизились до рекордно низкого уровня — 9% от ВВП при норме для стабильной экономики в 23—25%.

Трудно надеяться на многочисленность и мощность зарубеж­ных инвесторов. Они, однако, могут рискнуть вложить средства в «территориальные точки роста», где имеются инновационно-технологические возможности.

Опыт реализации этих возможностей показывает, что в одних случаях осуществляется стратегия преследования, т.е. освоение конкурентоспособной продукции и укрепление своих позиций на соответствующих рынках за счет имеющихся ресурсов, в том числе инновационного и интеллектуального потенциала региона. Может быть осуществлена и стратегия передовых рубежей, когда ориен­тируется на использование достижений научно-технического про­гресса (НТП) для создания новых продуктов и технологий, фор­мирования спроса, новых рынков и т.п.

В тех случаях, когда есть в достатке природные ресурсы, можно осуществлять стратегию их освоения и экспорта, привлечения инвестиций, использования доходов для социальных нужд реги­она и развития производств, проектирования на локальный ры­нок.

На сочетание таких стратегий ориентированы многие субъекты РФ, в том числе Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Нижегородская, Самарская, Пермская, Омская, Новосибирская и другие области.

Стратегия устойчивого развития городов и населенных пунктов. Программа действий — это «Повестка дня на XXI век». Она была принята Международной конференцией ООН по окружающей среде и развитию производительных сил, стимулировала поиски применения этой глобальной задачи к различным сферам жизни и деятельности, в том числе по населенным пунктам, обустрой­ству территории и т.д.

 

В Градостроительной хартии СНГ сформулированы принци­пы устойчивого развития населенных пунктов:

-суверенность и демократичность, сбалансированность соци­ального, экономического и экологического развития обще­ства, гуманности среды обитания;

-достаточность, определяющая необходимость перехода об­щества от избыточного потребления к рациональному ис­пользованию природных и других видов ресурсов исходя из минимального достаточного их потребления и др.

Определены цели устойчивого развития населенных пунктов:

-улучшение условий жизни нынешнего поколения без ущерба для будущих поколений;

-комплексное развитие и экологическая реконструкция го­родских, сельских и других населенных пунктов, урбанизи­рованных и межселенных территорий государств;

-улучшение жилищной обеспеченности и условий прожива­ния населения;

-совершенствование систем социальной инфраструктуры, включая организацию современных мест отдыха и систем оздоровления населения;

-формирование экологически безопасной производственной, транспортной и инженерно-технической инфраструктур;

-сохранение и возрождение объектов историко-культурного наследия каждого города и др. Определены также основные элементы механизма управления переходом к модели устойчивого развития населенных пунктов и обустройству территории:

1. Создание системы национальных и межгосударственных нормативно-правовых документов, обеспечивающих регулирова­ние градостроительной деятельности, — на национальном, реги­ональном и местном уровнях.

2. Совершенствование системы управления градостроительной деятельностью.

3. Разработка и реализация программ и проектов по долгосроч­ному планированию и прогнозированию развития населенных пунктов и обустройству территории.

4. Создание системы информационного обеспечения градо­строительной деятельности.

5. Совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов органов управления, научных, проектных и педаго­гических кадров в области градостроительной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: