Тематика практических (лабораторных) занятий




Компетентностные задачи, решаемые дисциплиной «История искусства», предполагают широкое использование современных образовательных технологий, направленных на активизацию познавательной активности студентов, удовлетворение их индивидуальных образовательных потребностей, формирование осмысленной гражданской позиции и прочных мировоззренческих установок.

Лекционный курс основывается на сочетании классических образовательных технологий и технологий проблемного обучения. В силу специфики содержания дисциплины практически все лекции классического типа (как информационные, так и обзорные) предполагают освещение проблемных вопросов.

Все лекционные занятия проводятся с использованием информационно-коммуникационных технологий (комплекты анимированных слайдов подготовлены по проблематике всех разделов дисциплины) или учебных фильмов. В том случае, если в ходе лекций комплекты анимированных слайдов не применяются они обязательно включены состав электронного пособия – ридера для самостоятельной работы студентов.

Количество учебного времени, отведенного на практические занятия (22 часа) достаточно для изучения, поставленных вопросов. Типология практических занятий, а также виды образовательных технологий, применяемые при их проведении, ориентированы на достаточно высокий уровень научной и функциональной подготовки студентов. Поэтому среди семинарских занятий преобладают семинары исследовательского типа, семинары в формате дискуссий и дебатов и классические семинары в форме эвристической беседы.

Семинары исследовательского типа строятся на применении комплексных индивидуальных и групповых учебных заданий, предполагающих предварительную самостоятельную подготовку с помощью пособия – ридера, а в ходе аудиторной работы требующих применения разнообразных видов познавательной деятельности (пространственно-временной, структурно-функциональный, сравнительный и герменевтический анализ, типологизация и классификация, интерпретация, аргументация и обоснование). Ключевое значение придается вовлечению студентов в полемику по теоретическим проблемам античного искусствоведения.

Специализированные семинары в формате дебатов и дискуссии планируются для освоения тем «Культура древнего Крита», Искусство поздней классики и эллинизма» и «Искусство Этрурии и раннего Рима ».

Самостоятельная работа студентов планируется исходя из двух основных задач – подготовки к практическим занятиям и выполнения дополнительных учебных заданий, связанных с текущим контролем и промежуточной аттестацией.

В качестве «среза знаний», без дополнительной подготовки планируется написание контрольной работы по основным понятиям и персонажам античного искусства.

Для более глубокого проникновение в историю искусства античности и творческое освоение материала все обязательно студенты готовят доклады-презентации по разработанным темам, которые впоследствии могут перерабатыватся в творческие учебные проекты (курсовые работы).

 

Тематика практических (лабораторных) занятий

Тема 1. Культура древнего Крита. (2 часа).

1. Открытие минойской цивилизации. Деятельность А.Эванса, М.Вентриса, Сп. Маринатоса.

2. Художественный мир дворцовых комплексов.

3. Сюжеты и технология фресковой живописи Крита.

4. Керамика Крита: классификация и технология.

Литература.

1. Акимова Л.П. Искусство Древней Греции. Геометрика и архаика. СПб., 2007.

2. Андреев Ю.В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы. Л., 1989.

3. Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. СПБ., 2002.

4. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990.

5. Андреев Ю.В. Цена гармонии и свободы. Спб., 1998.

6. Пенделбери Лж. Археология Крита. М., 1950.

7. Удивительные Эгейские царства. М., 1997.

 

Тема 2. Искусств культур Эгейского бассейна. (2 часа).

1. Причины формирования и характер островных цивилизаций. Кикладское искусство.

2. Г. Шлиман и открытие центров Эгейской культуры на материке. Проблемы Трои.

3. Микены и Тиринф. Особенности микенской художественной культуры.

Литература.

1. Акимова Л.И. Искусство дворцов Эгейского мира. М., 1999.

2. Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. СПБ., 2002.

3. Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.

4. Блаватская Т.В. Ахейская Греция во втором тысячелетии до н.э. М., 1966.

5. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976.

6. Блаватский В.Д. Античная расписная керамика. М., 1953.

 

Тема 3. Архитектура Греции периода архаики и классики. (2 часа).

1. Формирование основных греческих ордеров.

2. Храм Зевса в Олимпии. Храм Афины в Эгине.

3. Архитектурный ансамбль Афинского акрополя.

Литература.

1. Акимова Л.П. Искусство Древней Греции. Геометрика и архаика. СПб., 2007.

2. Акимова Л.П. Искусство Древней Греции. Классика. СПб., 2007.

3. Блаватский В.Д. Архитектура античного мира. М., 1939.

4. Врунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т.2. М., 1935.

5. Врунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973.

6. Врунов Н.И. Эрехфейон. М., 1938.

7. Колобова М.М. Древний город Афины. Л., 1961.

8. Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Судьба Парфенона. М.. 2000. 347 с.

9. Сидорова Н.А. Афины. М., 1984.

10. Соколов Г.И. Дельфы. М., 1972.

11. Соколов Г.И. Олимпия. М., 1981.

Тема 4. Скульптура Эпохи классики. (4 часа).

1. Истоки развития типов обнаженной фигуры.

2. Эгинская школа.

3. Сложение классического стиля. Пифагор Регийский. Мирон.

4. Афинская школа. Фидий, Поликлет.

5. Развитие живописных тенденций в скульптуре. Рельефы. Алкамен. Каллимах. Пэоний.

6. Расширение традиционных жанровых рамок: Пракситель, Лисипп.

Литература.

1. Акимова Л.П. Искусство Древней Греции. Классика. СПб., 2007.

2. 2Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

3. Античная скульптура из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина. М., 1987.

4. Блаватский В.Д. Греческая скульптура. М., 2008. 290 с.

5.

6. Вальдгауэр О.Ф. Мирон. Берлин, 1923.

7. Ганина О.Д. Античные бронзы из Песчаного. Киев, 1970.

8. Зайцев А.И. Культурный переворот в древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л., 1985.

9. Зеест И.Б. Пракситель. М., 1941.

10. Кобылина М.М. Аттическая скульптура. М., 1953.

11. Колпинский Ю.Д. Искусство Греции эпохи расцвета. М., 1937.

12. Колпинский Ю.Д. Скульптура древней Эллады. М., 1963.

13. Недоеич Д.С. Поликлет. М., 1939.

14. Соколов Г.И. Мирон и Поликлет. М., 1961.

15. Чубова А.П. Фидий. М.-Л., 1962.

Тема 5. Керамика и вазопись архаической и классической эпохи. (4 часа).

1. «Геометрический» стиль и переход к «ориентализирующему» направлению. Дипилонские вазы и их художественная значимость.

2. Чернофигурный стиль и его творцы. «Мелкофигурные килики».

3. Краснофигурные вазы: Андокид, Эпиктет, Евфроний.

4. Вазопись высокого стиля. «Мастер Клеофана», «мастер шуваловской амфоры».

Литература.

1. Акимова Л.П. Искусство Древней Греции. Геометрика и архаика. СПб., 2007.

2. Акимова Л.П. Искусство Древней Греции. Классика. СПб., 2007.

3. Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953.

4. Виноградов Ю.А. Большой калаф Ксенофанта. СПб., 2007

5. Горбунова К.С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983.

6. Горбунова К.С., Передольская А.А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.

7. Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л. 1967.

8. Ксенофонтова И.В. Панеафинейские амфоры из коллекции Государственного музея Востока // ВДИ №4 2000. С.181-185.

9. Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись М., 1966.

10. Шталь И.В. Свод мифоэпических сюжетов античной вазовой росписи. М., 2004.

Тема 6. Искусство поздней классики и эллинизма. (2 часа).

1. Скульптурные искания в эпоху поздней классики. (Скопас, Лисипп)

2. Понятие эллинизма и основные подходы к его изучению. И.Дройзен, М.И.Ростовцев, А.Б.Ранович, французская школа.

3. Особенности менталитета и художественного вкуса в эпоху поздней классики и эллинизма.

4. Основные школы эллинизма: Александрийская, Пергамская и Родосская.

Литература.

1. Акимова Л.П. Искусство Древней Греции. Классика. СПб., 2007.

2. Бикерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985.

3. Вальдгауэр О.Ф. Лисипп. Берлин, 1923.

4. Дройзен И.Г. История эллинизма. Т.I-III. М., 1890-1893.

5. Левек Л. Эллинистический мир. М., 1989.

6. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л., 1950.

7. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949.

8. Чубова А.П. Скопас. М.-Л., 1959.

9. Эллинизм. Восток и Запад. М., 1992.

10. Эллинизм: политика, экономика, культура. М., 1990.

Тема 7. Искусство Этрурии и раннего Рима. (2 часа).

1. Этрусская архитектура и монументальная живопись.

2. Терракотовая и каменная скульптура. Этрусские бронзы.

3. Южноиталийская и Этрусская керамика.

4. Проблема синтеза этрусской и италийской культур.

Литература.

1. Античная бронза. Л., 1973.

2. Витрувий. Десять книг по архитектуре. М., 1936.

3. Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и древнего Рима. М., 1982.

4. Культура и искусство Этрурии. Л., 1972.

5. Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Искусство Этрурии и древней Италии. М., 1988.

6. Мир этрусков. Л., 1990.

7. Немировский А.И. Этруски: от мифа к истории. М., 1983.

8. Сидорова Н.А. Новые открытия в области античного искусства. М. 1965.

9. Сидорова Н.А., Тугушева О.В. Забелина В.С. Античная расписная керамика из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. М. 1985.

10. Соколов Г.И. Искусство этрусков. М., 1990.

11. Ходзя Е.Н. Декоративный терракотовый рельеф.// СГАЭ. Л., 1975. Вып. 39.

12. Чубова А.П. Этрусское искусство. М., 1972.

Тема 8. Архитектура и живопись Древнего Рима.. (2 часа).

1. Монументальная римская архитектура.

2. Римская декоративная живопись.

3. Помпеи и Геркуланум: результаты исследований последних лет.

Литература.

1. Блаватский В.Д. Архитектура древнего Рима. М., 1930.

2. Древнеримская живопись. Л.-М., 1966.

3. Кривченко В.И. Помпеи. Геркуланум. Стабии. М., 1981.

4. Наппо С. Помпеи. М., 2001.

5. Пальмира. Варшава, 1968.

6. Помпеи: сгинувший город. М., 1997.

7. Почников А.Л. Помпеянские росписи. М.-Л., 1937.

8. Рончевский К. Римские триумфальные арки. М., 1916.

9. Ростовцев М.И. Эллинистическо-римский архитектурный пейзаж. СПб., 1908.

10. Северкина И.И. Древняя Пальмира. Л., 1971.

11. Стрелков А.С. Файюмский портрет. М.-Л., 1936.

12. Цирес А. Архитектура Колизея. М., 1940.

13. Шуази О. Строительное искусство древних римлян. М., 1938.

Тема 9. Римская скульптура периода республики и империи. (2 часа).

1. Период жесткого реализма в портрете

2. Психологическая тенденция в портрете. Портрет Юлия Цезаря

3. Рельефы периода республики

4. Римский скульптурный портрет 1 в. н.э.

5. Портрет времени правления Адриана

6. Портрет времени правления Траяна

7. Острый психологизм в портрете

Литература.

Античная скульптура. Рим. Л., 1965.

Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. М., 1975.

Вальдгауэр О.Ф. Римская портретная скульптура в Эрмитаже. Пг., 1929.

Вальдгауэр О.Ф. Этюды по истории античного портрета. М.-Л., 1938.

История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: учебник / кол. авт. ин-та им. И. Е. Репина Акад. художеств СССР; под. ред. А. П. Чубовой. 5-е изд., перераб. Москва: Сварог и К, 2008. 376 с.

Рим: эхо императорской славы. М., 1997.

Римский портрет Л., 1974.

Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. Т. 1, 2 / Н. М. Сокольникова. 3-е изд., стер. Москва: Академия, 2009. 208 с.

Сто великих скульпторов / Авт.–сост. С. А. Мусский. Москва: Вече,2002. 480 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: