- Социология личности: задачи и основные понятия.
- Марксистская теория личности.
- Ролевая теория личности.
- Социология личности: задачи и основные понятия
Проблемы личности имеют важное место в теории социологии и в практике социологических исследований. Личность является объектом изучения многих наук. Здесь важно определить, с какой точки зрения подходит социология к изучению личности. | |||
Социология личности | |||
Основная задача социологии личности состоит | |||
Социология также решает и другие задачи: | |||
Социология личности использует широкую систему понятий. В первую очередь необходимо разобраться с самой категорией "личность". | |||
Современная категория "личность" может носить разную смысловую нагрузку: | |||
- | |||
- | |||
- | |||
Для социологии важно последнее понимание личности, но его надо отличать от таких категорий, как "человек", "индивид" и "индивидуальность". | |||
Человек | |||
Индивид | |||
Индивиду-альность | |||
Идентификация | |||
Ролевая идентификация | |||
Самосознание личности | |||
Ценности личности | |||
В основе ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ценностей и ценностных ориентаций личности лежат потребности и интересы. | |||
В систему понятий социологии личности входят также такие категории, как | |||
Социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга методологическими подходами. Коротко рассмотрим две крупнейшие теории, получившие признание в мировой социологии: марксистская теория личности и ролевая теория личности. | |||
- Марксистская теория личности
В марксистской теории личности главный аспект исследования посвящен | ||||||
При этом общественная сущность человека раскрывается тремя основными тезисами: | ||||||
1) | ||||||
Этот тезис выдвинут очень давно и противопоставляется односторонней биологической интерпретации человека. Человек является биологическим существом, но в то же время он - существо социальное, так как его существенные свойства возникают в процессе общественной жизни людей, имеют социальную природу. | ||||||
2) | ||||||
Труд обусловил кооперацию, способствовал развитию мышления и языка. Он является организующим элементом социальной жизни людей. | ||||||
3) | ||||||
Биологические свойства человека меняются в течение веков, а социальные - в исторически короткие сроки. | ||||||
Итак, предметом социологического анализа является не абстрактный, стоящий вне социальной структуры человек, а личность, которой присущи определенные социальные качества (типовые). Однако личность - не пассивный результат общественного развития, не механический продукт социального окружения. | ||||||
Каждый человек обладает неповторимыми индивидуальными чертами и определенной индивидуальной структурой, которые формируют его поведение. | ||||||
Социология должна показать социальное содержание личности, выявить, как определенные социальные факторы отражаются в ее структуре и действиях, поскольку понятно, что каждый человек проходит индивидуальный путь развития. | ||||||
Под влиянием социальной среды, непосредственных отношений с другими людьми, групповых отношений личность усваивает принятые в обществе нормы, ценности, привычки. | ||||||
Проникновение личности в общество, осознание ею своего места в социальной структуре характеризует процесс интеграции. | ||||||
Интеграция личности в обществе | ||||||
Выделяют четыре уровня интеграции личности в обществе. | ||||||
1. Интеграция в социально-экономических отношениях | ||||||
Данный вид интеграции начинается еще в детстве - опосредованно, через родительскую семью, школу и другие социальные институты. | ||||||
2. Функцио-нальная интеграция | ||||||
Индивид выполняет в обществе множество функций, каждая из которых обладает своими особенностями, правилами, требует от человека определенного поведения. | ||||||
3. Нормативная интеграция | ||||||
В итоге создается внутренняя структура личности, система побуждения к действиям. | ||||||
4. Межлич- ностная интеграция | ||||||
Межличностные отношения во многом регулируют поведение людей, групп. Измерениями форм межличностных связей занимается социометрия. | ||||||
Близким к понятию "интеграция" является понятие "социализация". | ||||||
Социализация | ||||||
В процессе социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. | ||||||
Социальная адаптация | ||||||
Адаптация означает приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным общностям, слоям, группам, институтам, организациям, условиям функционирования различных сфер общества. | ||||||
Интериоризация (от латинского intezioz - внутренний) | ||||||
На основе взаимопереходов биогенных и социальных свойств формируются внутриличностные образования, в которых оказываются срощенными генетическое своеобразие и социальные качества личности. | ||||||
Марксистская теория предложила наиболее адекватное определение категории «личность». | ||||||
Личность | ||||||
К элементам системы личности относят следующее: | ||||||
- | ||||||
- | ||||||
- | ||||||
- | ||||||
- | ||||||
- | ||||||
- | ||||||
- | ||||||
- | ||||||
Только устойчивая взаимосвязь этих элементов образует систему личности. | ||||||
Одно из направления марксисткой теории личности является ее типологизация. | ||||||
Социальная типология личности | ||||||
Выделение типов личности аналогично типологии социальных общностей, сохраняется и некоторый идеологический отпечаток. | ||||||
1) в зависимости от общей социально-экономической системы, общественно-экономической формации | P | |||||
2) в зависимости от социального слоя, класса | P | |||||
3) в зависимости от национальных особенностей | P | |||||
4) в зависимости от профессиональных особенностей | P | |||||
5) в зависимости от социально-демографических особенностей - пола, возраста, семейного положения и т.д. | P | |||||
6) в зависимости от других характеристик - территория проживания, принадлежность к политическим партиям, трудовым коллективам и т.д. | P | |||||
Важно учитывать, что один и тот же человек обладает типичными свойствами различного порядка и, следовательно, может относиться к различным социальным типам. | ||||||
- Ролевая теория личности
Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. | ||
Социальный статус | ||
Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один из них определяет его положение в обществе. | ||
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. | ||
Совокупность требований, предъявляемых со стороны общества индивиду в соответствии с его статусом, образует содержание социальной роли. | ||
Социальная роль | ||
Каждый статус обычно включает несколько ролей. | ||
Т. Парсонс предложил описывать роли с помощью пяти характеристик: | ||
1) эмоциональной | ||
2) способом получения | ||
3) масштабом | ||
4) формализацией | ||
5) мотивацией | ||
Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств. | ||
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: | ||
Если кто-то не играет роли в соответствии с общественным ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. | ||
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть, так называемый, | ||
Рассмотренные теории личности не являются противоположными, антагонистичными. Они, скорее, дополняют друг друга, описывая личность с разных исследовательских позиций. | ||