Имитационные игры и кейс-метод




Под игрой обычно понимают занятие с целью развлечения, основанное на известных условиях и предполагающее подчинение определенным правилам. Обычно игру считают непродуктивным занятием, следствием которого не является производство какого-либо продукта. Но подобный подход совершенно не объясняет то, что игры издавна выполняли очень важные роли в обществе. Игра является непродуктивным видом деятельности формально. Она не создает реальный продукт, но, несомненно, воздействует на играющего. И в этом смысле игра очень продуктивна.

Любая игра имеет два результата. Вторичный её результат связан с выигрышем или проигрышем участников, с возможным наказанием или наградой. Часто более ценен первичный результат игры, который заключается в её воздействии на участников, когда игра выступает в виде специфической формы социализации людей, обретения ими опыта, знаний и навыков.

Изучение игры учеными позволяет демокомпозировать «эффект игры» на составляющие.

· Игра дает свободу: она не задача, не долг, не закон. Это свободное развлекательное действие. По приказу играть нельзя, игра идёт только добровольно.

· Игра разрушает надоевшую повседневность, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.

· Игра дает выход в другое состояние души. Она снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает человек в реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

· Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

· Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, но противоречия стремятся к разрешению.

· Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

· Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

· Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

· Игра дает понятие о чести. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

· Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.

· Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

· Игра дает стойкий интерес к знанию, поскольку ролевая игра создается методом его моделирования.

· Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.

· Игра дает развитие психологической пластичности. Это не одно лишь состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.

· Игра дает радость общения с единомышленниками. Она представляет собой способ группового воспитания и образования.

· Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно мысленно.

· Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Деловая игра представляет собой имитационный управленческий процесс, т.е. процесс выработки и принятия решения для конкретной ситуации в условиях поэтапного уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой в ходе игры. Наиболее важными признаками деловой игры выступают:

Типичность, т.е. она отражает, моделирует типичные ситуации, случающиеся в практике. Это и определяет её практическую ценность.

Проблемность, т.е. отражение реальных трудностей, встречающихся в практике, проблем вплоть до конфликтов.

Использование скрытых резервов, их мобилизация. Речь идет по сути дела о двух видах резервов. Прежде всего, игра вскрывает резервы в управляемой системе (материальные, финансовые и др.). Но эти резервы мобилизуются и используются благодаря резервам самой личности, которая посредством игры повышает свой профессиональный потенциал и расширяет поле своих возможностей.

Имитационная игра представляет собой модель реальной типичной проблемной ситуации. Она представляется не просто моделью, а такой моделью, с которой идет экспериментирование. По сути дела она является модельным экспериментом. Обычно имитационные игры могут преследовать две цели. Либо они проводятся с целью познания и ситуаций, либо применяются в качестве эффективного средства обучения.

Свойственная для игровых технологий полифункциональность приводит к постоянному нарастанию их многообразия. При этом наибольший интерес представляют инновационные, деятельностные, обучающие, организационно-мыслительные, проективные игры.

Деловая игра представляет собой многоструктурное образование. В ней можно выделить, по крайней мере, шесть взаимосвязанных и взаимообусловленных структур.

1. Ролевая структура игры, которая включает в себя: роли, моделирующие профессиональную деятельность лиц, входящих в имитируемую социально-производственную систему; роли, необходимые для оперативного управления ходом игры (руководитель, группа обеспечения, посредники); роли, вводимые в игру для повышения эмоционального напряжения участников; роли экспертов, которые необходимы для преодоления трудностей с оцениванием.

2. Временная структура игры, представляет собой разчленение её на некоторые временные этапы: подготовительный этап, вводная часть, собственно деловая игра и анализ результатов.

3. Методическая структура игры, в которую входят методика проведения игры (сценарий), руководство по применению системы оценивания деятельности участников, технические средства обучения и наглядные пособия. В методологической структуре деловой игры сочетаются методы управленческого консультирования и методы групповой динамики. При этом консультанты по управлению предлагают участникам игры специальные вопросники, поддерживают наиболее перспективные высказывания и идеи относительно ситуации, а групповые психологи обеспечивают активизацию участников через стимулирование их ролевой деятельности.

4. Организационная структура игры, в которую входят система подготовки к проведению деловой игры (подготовка руководства игры, методического и технического обеспечения, формирования состава групп); управление деловой игрой (создание состязательности, творчества, отработка навыков работы в группе, оперативное изменение структуры игры, управление графиком игры и т.д.). Кроме того, сюда входит деление участников на различные группы и подгруппы с целью получения наибольшего эффекта при решении конкретной задачи.

5. Логическая структура деловой игры, которая включает в себя логику анализа ситуации, выделения комплекса актуальных проблем, разработку проектов желаемых и возможных перемен, определение программы реализации проекта.

6. Коммуникативная структура деловой игры, которая включает в себя различные виды обязательных и желательных коммуникаций между игроками и наблюдателями.

В отличие от социальной деятельности, которая ставит своей задачей преобразование социальной реальности, игра имеет совершенно иное назначение. Она выполняет тренировочную, исследовательскую и проверочную функции. Социальный смысл её заключается в том, что она готовит субъекта к социальной деятельности, к преобразованию общества. Это и определяет роль в обществе игровых технологий.

Необходимость разработки этих технологий диктуется усложнением социальной деятельности, возрастанием опасности деформаций и потерь от непрофессионализма, стремлением повысить эффективность деятельности. Игровые технологии позволяют «тренировать» самые различные качества субъекта, формируют умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях, дают возможность лучше понимать и ощущать действия, исправлять ошибки, получать новые знания об объекте и среде его обитания. Наиболее значимой сферой применения игр является обучение управленческих кадров.

Технология имеет отношения к деловым или имитационным играм в двух ее проявлениях: как технология разработки игр, которая представляет собой разновидность творческой проектировочной технологии, и технология применения игры в обучающей деятельности, которая обычно моделируется сценарием игры. Проектирование игры представляет собой довольно сложный творческий процесс, при котором определяются участники, цели и задачи, правила, проблемы, стратегия и тактика игры.

Деловая игра является довольно эффективным методом обучения. Она требует значительного времени и средств на подготовку и проведение, как правило, проводится в несколько этапов и состоит из пленарных заседаний по каждому из них. В ходе пленарных заседаний заслушиваются сообщения групп (количество групп и их участников зависит от содержания и сложности проблемы, которая решается) с обязательным использованием аудиовизуальных средств, проводится рецензирование выполненной работы другими группами и преподавателем.

Комплексная оценка группы включает усредненные значения самооценок, оценок групп-участников и преподавателя с учетом качества сообщений и выполненной работы, в общем, использование аудиовизуальных средств, правильности и полноты ответов на поставленные вопросы, а также этики делового общения. Целесообразно для итоговой оценки приглашать ведущих специалистов из числа бывших студентов. Например, в игре по внешнеэкономической деятельности как эксперты выступают специалисты таможни, брокерской фирмы, отделов больших компаний. В ходе игры студентам представляется необходимый дидактический материал (сценарий и спецификация игры, образцы экспертных писем, методические помощи).

После осмысления сущности деловой игры, рассмотрим взаимодействие кейс-метода и деловых игр. Дадим их сравнительную характеристику.

Как видно из таблицы, деловая игра и кейс-метод являются принципиально родственными методами обучения, что создает благоприятные возможности для их сочетания в процессе обучения. На наш взгляд, возможные варианты такого сочетания таковы:

1. Деловая игра включается в описание кейса, решение которого предполагает предварительное проигрывание ситуации с целью получения дополнительной информации.

2. В деловую игру обязательно включена ситуация или даже несколько

ситуаций. В процессе её разыгрывания возникает необходимость формирования описания ситуации, т.е. по сути дела создания кейс-метода. Заранее подготовленный кейс можно использовать в качестве средства, способа введения участников в деловую игру. При этом его осмысление создает своеобразный интеллектуальный, проблемный фон деловой игре.

Интеграция в процессе обучения деловых игр и кейс-метода, несомненно, благотворно сказывается на содержании учебного процесса, придает ему новый потенциал интереса и творчества. Однако, несомненно и то, что такое сочетание требует более высокой квалификации преподавателя и приводит к дополнительной интеллектуальной нагрузке на студентов.

Следует подчеркнуть и то, что имитационная игра позволяет решать свои образовательные задачи. Если кейс-метод формирует способность к аналитической деятельности, умение ориентироваться в ситуации, углубляться в её содержание, т.е. своеобразные мыслительные, духовные основы практической деятельности, то имитационная игра выступает еще одной существенной ступенькой при подъёме к практике.

Она закладывает навыки поведения в ситуациях изменения, вырабатывает динамику ролевого поведения. Игра представляется имитацией практики, а кейс-метод - имитацией ситуации, в которой развертывается практика жизни. Игра акцентирована на умения, навыки, тренинг, а кейс-метод - на поиск проблемы, заложенной в ситуацию и её мысленное разрешение. По сути дела, кейс-метод учит навыкам выработки стратегии поведения, а имитационная игра вырабатывает навыки тактики поведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: