Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода (часть 1)




Гуманитарное образование является естественной сферой применения кейс-метода. Оно ориентировано на обучения знаниям о человеке и среде его обитания. Среди гуманитарных вузовских дисциплин выделяются философия, политология, социология, педагогика, психология, культурология, исторические, правовые и литературоведческие дисциплины. Особенность этих дисциплин заключается в том, что их знание характеризуется отсутствием жесткой обусловленности. Для него свойственна неоднозначность и ситуативность. Действительно, человеческая и общественная жизнь отличается вероятностью, стохастичностью, многовариантностью реализации.

Наибольший опыт ситуативного обучения накоплен в педагогической науке. При этом все педагогические ситуации могут быть трех видов: ситуации, в которые попадает педагог, ситуации, в которых оказывается учащийся и смешанные ситуации. Предлагаем вам классификацию педагогических ситуаций.

«Ситуации учителя», среди которых выделяются ситуации по оценке поведения учащихся и ситуации выбора варианта поведения, используются для обучения будущих педагогов. Что касается «ситуаций учащихся», то они применяются учителями в учебно-воспитательном процессе. При этом учителя моделируют отношения между самими учащимися, их отношения к родителям и отношения к другим людям. Наконец, смешанные ситуации включают отношения между учителями и учащимися, а также отношения между учителями, учащимися и другими людьми.

С точки зрения содержания мир педагогических ситуаций очень многообразен. К наиболее интересным среди них относятся такие:

- ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений; самооценки; самокритики и самосозерцания;

- ситуации выдержки и проявления вежливости в отношениях, пренебрежения и неуважения других;

- ситуации выбора профессии; стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам; стимулирования самостоятельности в разрешении конфликта; воспитания самостоятельности принятия решений; стимулирования к самовоспитанию; стимулирования ко лжи; соперничества;

- ситуации выбора наиболее преемлемого варианта действия и др.

Рассмотрим ситуацию создания успеха и обеспечения роста достижений, которую приводят А.А. Реан, Н.В. Боровская и С.И. Розум в своем учебнике «Педагогика и психология»:

«Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Олег Иванович выбрал Кузина Мишу. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат...

Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию. Услышав, что его вызывают, Миша так растерялся, что еле-еле встал из-за стола. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернулся к карте.

Учитель, видя его состояние, подошел к нему, положил руку на плечо и ласково произнес:

«Не волнуйся, все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же знаешь...», — Олег Иванович старался внушить подростку уверенность.

Кузин медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария... он оказался у Западного. В классе нарастал шум.

«Минуточку, друзья, не будем мешать человеку, — сказал учитель. — Миша сейчас сам разберется. Только, пожалуйста, спокойнее...»

Но Кузин стоял на прежнем месте. С ним явно происходило что-то неладное. Потом мальчик будет клясться и божиться, что он видел на карте не два, а одно полушарие...

Между тем Олег Иванович вел себя выдержанно. Другой бы на его месте сделал бы за время этой нелепой сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил Мишу на место. Но лицо учителя было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим.

Успокоив класс жестом, он подозвал к себе Мишу и сказал:

«Такие случаи бывают, Миша. Человек хочет рассказать очень важное, он хорошо подготовлен, но ему что-то мешает, скорее всего, волнение. Такое случалось даже со знаменитыми артистами: зная наизусть роль, они, едва выйдя на сцену, почему-то ее забывали, и положение спасал только суфлер... Пойдем к карте и хорошо подумаем...»

Взяв мальчика за руку, Олег Иванович подвел его к карте полушарий и сказал:

«Ответь-ка сначала, сколько полушарий? Ты же это наверняка знаешь...»

«Два — Западное и Восточное», — ответил Кузин.

«Вот видишь, хорошо! Я не сомневался, что ты ответишь. А теперь вспомни, в каком полушарии больше частей света?»

«В Восточном полушарии», — сказал Миша.

«Правильно. Подумай теперь, где нам искать Австралию? К какому из полушарий нужно подойти?»

Как впоследствии признавался Миша, только после этих слов перед глазами у него появились два круга, раскрашенных разными цветами, выплыла зеленая Австралия, которую он безуспешно искал в Западном полушарии.

И тут Кузин заговорил, заговорил как никогда бойко и уверенно... Олег Иванович, не двигаясь с места до конца ответа, чтобы не отвлечь его и не помешать, слушал Мишу с большим вниманием. Он не скрывал своей радости за успех Миши. Когда ученик закончил свой рассказ, Олег Иванович громко сказал:

«Молодец! Вот умница! Ты же все отлично знаешь, даже больше, чем написано в учебнике. Спасибо за ответ!»

Миша, раскрасневшийся, счастливый, смущенно глядел на носки своих ботинок. На перемене он ходил по коридору настоящим героем.

Вопросы и задания:

1. Опишите состояние школьника в данной ситуации.

2. Дайте мотивированную оценку характера взаимодействия педагога со школьником.

3. Зависит ли манера поведения и стиль отношений педагога от его возраста и стажа работы? Дайте аргументированный ответ.

4. Какое влияние на учеников класса может оказать такой стиль деятельности педагога?».

Данная ситуация представляет собой модель такого поведения учителя, которое обеспечивает «сотворение» школьнику успеха, выступающего двигательной силой развития личности. Модель носит демонстративный характер и в обучении она выступает предметом поиска ответов на сформулированные вопросы и выполнения предлагаемых заданий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: