Методические рекомендации по выполнению




Коммерческая деятельность

Программа дисциплины, темы курсовой работы и методические указания по её написанию для бакалаврантов II и III курсов направления 38.03.06 «Торговое дело» (профили «Коммерция», «Международная коммерция»)

Хабаровск 2014

ББК У 9 (2) 40 Х 12

Коммерческая деятельность: программа дисциплины, темы курсовой работы и методические указания по её написанию для бакалаврантов II и III курсовнаправления 38.03.06 «Торговое дело» (профили «Коммерция», «Международная коммерция») / сост. М. С. Порт. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2013. – 28 с.

 

 

Рецензент канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции ФГБОУ ВПО ТОГУ Е.С. Андреянов

 

 

Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов

 

 

ã Хабаровская государственная академия экономики и права, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие………………….…………………………………………………4

1. Содержание дисциплины……………………………………………….…..5

2. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ …….....13

3. Общие требования к оформлению курсовой работы…………………...16

4. Тематика курсовых работ……………………………………………….21

5. Библиографический список……………………………………………...25

 

 

Предисловие

Учебный курс «Коммерческая деятельность» относится к профессиональным дисциплинам плана подготовки бакалаврантовII и III курсов по направлению 38.03.06 «Торговое дело» (профили «Коммерция», «Международная коммерция»).

Целью дисциплины является формирование у студентов системы знаний и навыков в области коммерческой деятельности, необходимых для обеспечения профессиональной деятельности, направленных на обеспечение оптимального соотношения затрат, вложенных в организацию процесса купли-продажи с целью удовлетворения спроса потребителей, и полученного экономического результата.

В процессе выполнения курсовых работ по данной дисциплине студенты должны продемонстрировать знания:

· в области основ коммерческой деятельности в сфере товарного обращения;

· отраслевого состава коммерции, субъектов и объектов коммерческой деятельности, как в целом, так и с учётом территориальной специфики;

· принципов коммерческой деятельности;

· основных видов коммерческой деятельности, их характеристики;

· методов организации и управления коммерческой деятельностью и направлений её развития;

· составляющих коммерческой деятельности в разрезе различных сфер её применения;

· технологии основных составляющих коммерческой сделки;

· договорной работы в коммерческой деятельности;

· источников финансирования закупок и инвестирования развития материально-технологической базы коммерческих предприятий;

· навыков организации закупок и продаж;

· вопросов государственного регулирования коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Общие вопросы коммерческой деятельности

1. Концепция, исторические аспекты и содержание коммерческой деятельности

Предмет, метод, структура курса «Коммерческая деятельность». Развитие коммерческой деятельности в России: прасол, офеня, купец. Понятие коммерческой деятельности как рыночной категории. Коммерческая деятельность как вид предпринимательской деятельности, её связь и отличие с другими видами предпринимательства. Коммерция − два семантических уровня в экономике: отрасль экономики и вид её деятельности (процесс). Организационно-экономическая характеристика отрасли «Коммерция». Значение коммерческой деятельности для экономики страны.

Виды процессов, совершаемых в коммерческой деятельности: коммерческие (чисто торговые), технологические (производственные), дополнительные.

 

2. Виды коммерческой деятельности

Основные виды коммерческой деятельности: закупки, сбыт, оптовая торговля, розничная торговля.

Сущность коммерческой деятельности по сбыту продукции.

Задачи и функции закупочной коммерческой деятельности.

Понятие оптовой торговли. Цели развития оптовой торговли в рыночной экономике. Задачи оптовой торговли. Концепция коммерческо-посреднической деятельности.

Понятие розничной торговли. Значение и функции розничных торговых предприятий.

 

3. Характеристика субъектов, объектов коммерческой деятельности и сфер ее применения.

Субъекты коммерческой деятельности. Классификация, особенности функционирования. Функции, задачи, формы предприятий по видам коммерческой деятельности.

Некоммерческие организации в сфере товарного обращения. Торговые предприятия, относящиеся к специальным субъектам товарного рынка, и их значение при осуществлении оптового товарооборота. Роль коммерческих организаций в сфере оптовой и розничной торговли с учётом организационно-правовой формы, по принадлежности капитала и функциональному виду.

Роль коммерческой деятельности в различных субъектах коммерческой и иной деятельности.

Характеристика товара как объекта коммерческой деятельности. Оценка товаров в рыночных условиях (с точки зрения производителя и потребителя), обеспечивающая установление его равновесной цены. Порядок согласования товара как предмета договора: наименование, характеристика и ассортимент.

Услуги как объект коммерческой деятельности. Виды услуг (транспортные, транспортно-экспедиторские, складские, консультационные, информационные и др.) Содержание услуг, их издержки в обращении товаров и влияние на уровень доходов. Оценка услуг в рыночных условиях.

Сферы применения: рынок товаров и отрасли народного хозяйства. Понятие рынка в соответствии с нормативными документами. Понятие отрасли народного хозяйства. Точки соприкосновения сфер применения коммерческой деятельности.

 

4. Основы методологии коммерческой деятельности

Понятие и составляющие методологии коммерческой деятельности. Миссия, цели, задачи коммерческой деятельности. Структура коммерческой деятельности. Основные принципы коммерческой деятельности: свободная продажа товаров и услуг, выбор хозяйственных партнёров, применение договорных цен.

Факторы макро- и микросреды, определяющие развитие коммерческой деятельности. Влияние факторов на коммерческую деятельность. Факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности и их классификация.

Методы исследования, организации и моделирования коммерческой деятельности: общие и специальные. Системный подход к изучению коммерческой деятельности. Характеристика и свойства торгового предприятия как системы.

 

5. Организация хозяйственных связей в коммерции

Хозяйственные связи, их экономическая сущность и место в системе взаимоотношений субъектов рынка. Организационные, правовые, экономические аспекты хозяйственных связей. Классификация связей по признакам отраслевого и территориального разделения труда, наличию посредника и форме товародвижения, вида деятельности и характера совершаемых операций. Этапы хозяйственных связей.

Понятие «торговая (коммерческая) сделка» и торговая (коммерческая) операция»: сущность, сходства и различия. Объективный и субъективный характер сделок и операций. Этапы коммерческой сделки и способы их реализации.

Документальное оформление отношений между сторонами в процессе коммерческой сделки.

Понятие договоров в коммерческой деятельности, их функции и классификация. Хозяйственные договоры как форма регулирования прав, обязанностей, имущественных отношений в коммерческой деятельности.

Виды договоров, используемых в коммерческой деятельности, и их краткая характеристика: договор купли-продажи, договор поставки.

 

6. Государственное регулирование коммерческой деятельности

Понятие государственного регулирования коммерческой деятельности и его методы.

Ограничения и поддержка как основные элементы регулирования коммерческой деятельности. Принципы государственного регулирования коммерческой деятельности. Сочетание отраслевого и территориального аспекта в государственном регулировании коммерческой деятельности.

Органы, регулирующие коммерческую деятельность на федеральном, региональном и местном уровне, а также осуществляющие контрольные и надзорные функции.

Правительство Российской Федерации, его структура и функции в сфере регулирования коммерческой деятельности: Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба и др.

Законодательство в области регулирования коммерческой деятельности, его состав (акты различного правового уровня территориального и отраслевого порядка: кодексы, указы, постановления, распоряжения и т.п.).

Содержание основных нормативно-правовых актов, регулирующих осуществление коммерческой деятельности. Защита прав потребителей и правила торговли.

 

7. Основы организации коммерческой деятельности и её региональные особенности

Организационная структура предприятий осуществляющих коммерческую деятельность. Функции коммерческой службы предприятия. Формирование организационной структуры коммерческой службы предприятия.

Особенности организации коммерческой деятельности предприятий на местном, региональном, государственном, международном уровне, а также в зависимости от вида коммерческой деятельности.

Группы факторов, определяющие специфику организации коммерческой деятельности (на примере Дальнего Востока):

- географические: природно-климатические условия, сезонность, территориальная отдалённость, соседство с регионами аналогичной специализации, границы со странами АТР, форс-мажорные обстоятельства;

- производственные: объём производства (в т.ч. глубокой переработки), сроки и ритмичность производства, диверсификация отраслевой структуры, капиталоёмкость хозяйственного освоения, структура энергобаланса, производственная упаковка, качество товара;

- торговые: наличие и количество посредников (оптовая, розничная торговля), ассортимент предлагаемых товаров;

- транспортные: наличие транспортных путей, вид транспорта и тип транспортного средства, надёжность транспортных средств, уровень транспортной оснащённости, развитость транспортной инфраструктуры и МТБ, уровень регулирования транспорта;

- политические: политический строй и руководящая партия, политика государства и проводимые реформы, межправительственные соглашения;

- социально-демографические: половозрастной состав и структура населения, уровень доходов, квалификация кадров, обычаи и традиции, культурный уровень;

- рыночные: высокая зависимость экономики от ввоза и вывоза, ограниченность рынка, преимущество посреднического звена.

 

8. Источники обеспечения и результаты коммерческой деятельности

Понятие финансового и материально-технического обеспечения коммерческой деятельности.

Система экономических целей субъектов коммерческой деятельности: предметные, результативные, финансовые. Классификация и содержание экономических целей. Результативные цели как итог предметных и источник финансовых показателей.

Товар как источник коммерческой прибыли. Характерные черты и особенности ведения коммерческой деятельности на различных этапах жизненного цикла товара. Качество как источник коммерческой прибыли. Основные показателя качества. Цена как источник коммерческой прибыли. Основные методы формирования цены товара.

Факторы, влияющие на формирование результатов коммерческой деятельности. Механизм формирования показателей реализации, дохода, издержек обращения, прибыли.

Безубыточность коммерческой деятельности: сущность, содержание и порядок расчёта.

 

Раздел 2. Составляющие элементы коммерческой деятельности

 

1. Планирование в коммерческой деятельности

Понятие долгосрочного и краткосрочного планирования.

Планирование ассортимента продукции: изучение товара, определение потенциала и ёмкости рынка, анализ конъюнктуры рынка, анализ поведения потребителей и сегментация, анализ конкурентов. Понятие коммерческой информации и источники её получения. Коммерческая тайна и её содержание.

Определение рациональной структуры продукции.

Планирование сбыта продукции на свободном и известном рынке. Количественные и неколичественные методы прогнозирования объёма сбыта. Основные направления изучения рынка сырья и материалов. Сущность планирования закупочной коммерческой деятельности. Разработка стратегии снабжения. Определение потребности в материалах: нормативный метод, метод статистического прогнозирования. Составление плана закупок материальных ресурсов: определение объёмов закупки и вида закупки

 

2. Организация коммерческой деятельности по закупкам материальных ресурсов

Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров. Этапы закупок. Методы закупок. Способы закупок. Организация закупочной коммерческой деятельности: выбор поставщика, ведение переговоров, договорные отношения, формы расчётов в коммерческой деятельности.

Применение современных информационных средств в вопросах поиска и выбора поставщиков. Организация и ведение деловых переговоров. Деловой протокол. Специфика ведения деловых переговоров в условиях дефицита ресурсов. Ведение переговоров и выбор поставщика в условиях избыточного предложения.

Сущность расчётов в коммерческой деятельности. Формы расчётов: безналичная и наличная.

Контроль и учёт поступления товаров от поставщиков. Претензионная работа.

 

3. Товародвижение, формирование и управление товарными запасами

Понятие товародвижения. Понятие «канал сбыта». Критерии выбора каналов сбыта. Системы каналов и методов распределения товаров. Значение каналов распределения: их виды. Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения

Порядок формирования и регулирование запасов товаров в отдельных звеньях каналов распределения.

 

4. Организация и управление продажей товаров, сервисное обслуживание

Сущность, роль и задачи коммерческой работы по продаже товаров. Этапы процесса продажи. Продвижение товаров к покупателю, организация и стимулирование продаж. Понятие, сущность и задачи рекламы. Организация оперативно-сбытовой работы. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров. Содержание коммерческой работы при розничной продаже товаров. Этапы розничной продажи товаров. Организация оказания торговых услуг покупателям.

 

5. Коммерческо-посредническая деятельность

Развитие коммерческо-посреднической деятельности в России. Основные принципы организации коммерческо-посреднической деятельности. Основные направления коммерческо-посреднической деятельности.

 

6. Оптовая торговля

Роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей и поставках товаров. Основные характеристики предприятий оптовой торговли, технология торговли, механизм формирования цены.

 

7. Розничная торговля

Основные вопросы, возникающие перед розничным торговцем. Торговые сети и основные принципы размещения магазинов. Методика выбора места размещения предприятия розничной торговли. Выбор метода продажи товаров. Технология розничной торговли.

 

8. Специфические формы организации коммерческой деятельности

Виды торговых операций: продажа товаров на оптовых рынках, ярмарках, выставках. Аукционы: виды аукционов, объекты аукционной торговли, механизм установления цены. Товарные биржи: механизм функционирования товарной биржи, объекты торговли, понятия дилера, маклера, брокера. Торги как форма соревновательной торговли. Франчайзинг в рыночной экономике. Развитие лизинга (финансовой аренды) в России. Электронная торговля.

Методические рекомендации по выполнению

Курсовой работы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: