Архитектура предприятия.




Цель курсового проектирования

Цель курсовой работы: применить знания теории, полученные при аудиторном или заочном обучении, к решению учебной управленческой задачи (разработке системного проекта вновь создаваемого малого предприятия).

Общие сведения о курсовой работе

Объектом проектирования (в данном случае "Организация") - вновь создаваемое малое монопродуктовое[1] предприятие, которое рассматривается как "система", то есть как комбинация взаимодействующих элементов*, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. (ГОСТ Р ИСО 15288).

*) Элемент системы является отдельной частью системы, которая может быть создана для выполнения заданных требований. (ГОСТ Р ИСО 15288).

Определения других терминов, употребляемых в данном документе, см.в Приложение 1. Термины и определения.

Согласно ГОСТ Р ИСО 15704, основными элементами предприятия, включаемые в "архитектуру предприятия" (модель основного устройства предприятия) являются:

· Функциональные элементы: функциональные области, бизнес-процессы, проекты и другие действия (activity).

· Организационные элементы: подразделения, должностные позиции, роли.

· Информационные элементы: информационные массивы, документы, данные и т.п.

· Ресурсные элементы: здания, сооружения, оборудование и т.п.

В курсовой работе рассматриваются две стадии ЖЦ организации: предпроектная стадия (замысел) и стадия проектирования (разработки). (Подробнее см.Приложение 2. Процессы жизненного цикла систем.)

На предпроектной стадии определяются требования[2] к предприятию со стороны основных заинтересованных сторон: владельцев, покупателей/потребителей, сотрудников, гос.органов.

На стадии проектирования разрабатывается архитектура предприятия, удовлетворяющая ранее сформированным требованиям и выполняется проверка того, что все требования выполняются (верификация).

Состав работ:

ПРЕДПРОЕКТНАЯ СТАДИЯ:

1. Идентификация систем: целевой (продукция) и обеспечивающей (предприятие).

2. Формирование требований:

2.1. к продукции.

2.2. к предприятию.

СТАДИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДРИЯТИЯ:

3. Разработка архитектуры предприятия:

3.1. разработка перечня функциональных элементов (функциональных областей и бизнес-процессов).

3.2. Разработка перечня организационных элементов (подразделений и должностных позиций).

3.3. Закрепление функциональных элементов за организационными (составление "матрицы исполнения").

3.4. Разработка перечня основных документов, необходимых для деятельности предприятия (информационных элементов).

3.5. Разработка перечня основных ресурсов, необходимых для деятельности предприятия: зданий/сооружений; оборудования; персонала и т.п.

4. Верификация (проверка того, что архитектурой предприятия предусмотрены элементы для выполнения всех требований).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

5. Подведение итогов проделанной работы (оценка действий по проектированию предприятия и определение дальнейших работ).

Состав сведений в курсовой работе

В общем случае курсовая работа должна содержать следующие сведения:

1. Замысел (в произвольной форме описание продукции, предприятия, целей и т.п.):

2. Требования к продукции и к предприятию со стороны основных заинтересованных сторон (в эл.таблице 1):

Таблица 1. Требования заинтересованных сторон

Заинтересованная сторона Объект Требование Примечание (если необходимо)
Владельцы Продукция    
       
  Предприятие    
       
       
       
Покупатели / Потребители Продукция    
       
  Предприятие    
       
Сотрудники Продукция    
       
  Предприятие Получение заработной платы  
       
Гос.органы Продукция Безопасность продукции для потребителей  
       
  Предприятие Сохранение здоровья сотрудников  
       
       

Примечание 1. В случае, если в составе требований присутствуют цели[3], при указании ресурсов также указываются количественные характеристики ресурсов. Количество ресурсов определяется, как необходимое и достаточное для того, чтобы достичь поставленные цели.

 

Архитектура предприятия.

3.1. Функциональное представление: Перечень функциональных областей и бизнес-процессов предприятия.

Функциональное представление разрабатывается с использованием следующей типовой модели для малого монопродуктового предприятия:

Таблица 2. Функциональные области, бизнес-процессы и функции

Функциональные области типовой модели Функциональные области проектируемого предприятия Бизнес-процессы и (или) функции (см.Примечание 1)
ОСНОВНЫЕ[4]    
Маркетинговые исследования    
Проектирование продукции    
Продвижение    
Продажи    
Изготовление    
Поставка продукции    
Обработка рекламаций    
Участие в обслуживании, ремонте, модернизации продукции    
Утилизация продукции    
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ[5]    
Снабжение (обеспечение сырьем, материалами и т.п.)    
Обеспечение основными производственными фондами    
Обеспечение производственной инфраструктурой (энергия, вода и т.п.)    
Обеспечение информационной инфраструктурой (вычислительная техника, сети, связь и т.п.)    
Обеспечение персоналом    
Обеспечение финансами    
Создание рабочей среды и условий труда    
УПРАВЛЯЮЩИЕ[6]    
Управление предприятием в целом    
Управление отдельными функциональными областями определить, какими именно  
Управление развитием предприятия    
Управление защитой предприятия от всех видов угроз    
Управление достижением отдельных целей определить, каких именно  

Примечание 2. Подробнее о функциональных областях, бизнес-процессах и функциях см. Приложение 3. Функциональная область, бизнес-процесс, функция.

 

3.2. Организационное представление: Перечень подразделений и должностных позиций предприятия с указанием количества работающих в каждой должности.

Организационное представление разрабатывается в виде штатного расписания и (или) организационной схемы (схемы организационной структуры), а также в виде перечня организаций или сотрудников-фрилансеров, которым поручают выполнение тех или иных работ (бизнес-процессов, функций) на условиях аутсорсинга.

Таблица 3. Штатное расписание

Подразделение Должностные позиции Количество сотрудников, чел.
     
     
     
     
     
     

 

Таблица 4. Перечень организаций-аутсорсеров или сотрудников-фрилансеров

Организация или фрилансер Поручаемая работа Примечание (при необходимости)
     
     
     

 

Схема организационной структуры

На схеме отразить должностные позиции, а также организаций-аутсорсеров и сотрудников-фрилансеров с указанием их подчиненности.

 

3.3. Закрепление работ за подразделениями и должностными позициями: составление "матрицы исполнения".

Таблица 5. Матрица исполнения

Орг.единицы: Подразделение   ... Аутсорсеры
Функциональные единицы (строки) Должностная позиция 1 Должностная позиция 2 ..... ....
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ 1        
Бизнес-процесс 1 в ФО1        
Бизнес-процесс 2 в ФО1        
...        
Функция 1 в ФО 1        
....        
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ 2        
.... (бизнес-процессы и функции в этой ФО и т.д.)        
         

В ячейках матрицы (на пересечении строки и столбца) ставится "1" (единица) для обозначения того, что бизнес-процесс или функция (по строке) закреплена за подразделением или должностной позицией (по столбцу).

 

3.4. Информационное представление: Перечень основных организационно-распорядительных документов, необходимых для деятельности предприятия.

Составить структурированный список. Для определения перечня документов использовать ГОСТ Р 52294-2004. Информационная технология. Управление организацией. Электронный регламент административной и служебной деятельности. Основные положения.

 

3.5. Ресурсное представление: составляется структурированный перечень основных ресурсов, необходимых для деятельности предприятия. Ресурсы должны быть необходимы и достаточны для того, чтобы выполнить все бизнес-процессы и функции предприятия.

Таблица 6. Ресурсы предприятия

Название ресурса Единица измерения Количество Примечание
ВИД РЕСУРСОВ 1      
Ресурс 1      
Ресурс 2      
....      
ВИД РЕСУРСОВ 2      
....      

 

4. Верификация. Верификация - процесс проверки, выполнены ли требования. В данном случае выполняется путем составления матрицы, позволяющей увидеть, какой компонент системы предназначен для удовлетворения каждого требования (матрица «трассировки» - см.Таблицу ниже). Матрица составляется как эл.таблица Excel 2000 и является приложением к курсовому проекту с названием «Оценка архитектуры предприятия».

 


Таблица 7. Верификация. Проверка выполнения требований к создаваемому предприятию

1 – компонент предприятия прямо направлен на выполнение требования.

При необходимости использовать дополнительные оценки:

0,5 – компонент предприятия косвенно способствует выполнению требования.

0 (или незаполненная ячейка) – нет влияния или влияние нейтрально

‑ 0,5 (минус 0,5) – компонент предприятия косвенно препятствует выполнению требования.

‑ 1 (минус один) ‑ компонент предприятия прямо препятствует выполнению требования.

  Функциональная область 1     Функциональная область 2   Другие компоненты предприятия (если нужны)    
Компонент системы[7] бизнес-процесс 1 ФО 1 бизнес-процесс 2 ФО 1 Бизнес-процесс 1 ФО 2 Название компонента 1 Название компонента 2 ...
(А) Требование[8]                
Владельцы                
название требования 1.1.                
название требования 1.2.                
               
Покупатели/потребители                
Название требования 2.1.                
               
Сотрудники[9]                
Название требования 3.1.                
и т.д.                
               

Выводы: … (по итогам заполнения таблицы делаются выводы о (не) соответствии разработанного предприятия требованиям разных заинтересованных сторон и т.п.)

Примечание 3. Если по итогам оценки проект дорабатывается, измененный вариант также прилагается к курсовому проекту с названием «Оценка архитектуры предприятия (вариант 2)».

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: