И интерпретация полученных данных




Планируя и организуя исследование, прежде всего, необходимо определиться с его стратегией. Выделяют две стратегии исследовательской работы: констатирующую и формирующую.

Формирующая стратегия более притягательна для студентов педагогических вузов. Очевидно, что важной стороной их будущей профессиональной деятельности является целенаправленное формирование ценных личностных качеств, выработка социально одобряемых форм поведения, развитие познавательной сферы и т.д.

Вместе с тем, выбор формирующей стратегии в курсовом и дипломном исследовании достаточно опасен. Формирование предполагает целенаправленное воздействие, в результате которого наступают желательные изменения. Для анализа эффективности воздействия необходимо подобрать две достаточно однородные по своему составу группы, провести контрольное измерение той характеристики, на которую вы намерены повлиять (например, устойчивость внимания), осуществить запланированное воздействие на одну из групп и провести повторное измерение. Группа, с которой проводилась специальная работа, называется экспериментальной. Группа, не подвергшаяся воздействию - контрольной. По результатам повторного измерения устанавливается, изменилось ли исследуемое психологическое свойство и насколько существенны эти изменения в экспериментальной группе в сравнении с контрольной. Другими словами, удалось ли Вам сформировать то, что Вы планировали.

Нужно отметить, что возможности проведения формирующего эксперимента в рамках курсового и дипломного исследования очень ограничены. Что-то изменить в личности непросто. Помимо пластичности, она обладает еще и устойчивостью. Достаточно представить, какому количеству воздействий подвергается каждый ребенок хотя бы на протяжении одной недели (учебных, воспитательных, случайных), чтобы осознать, что несколько часов, проведенных с экспериментатором-исследователем – это капля в море. Какое влияние могут оказать несколько уроков или внеклассных воспитательных мероприятий? Если бы изменения происходили так легко, мы наутро не узнавали бы знакомых, с которыми расстались вечером.

Психологические ресурсы влияния студента на любые группы детей, с которыми он работает, невелики. Он не является для них значимым лицом, не имеет возможности тратить на экспериментальную работу много времени. Поэтому любые утверждения о том, что после проведения урока в форме игры у детей повысились творческие способности, а после экскурсии в музей у всех поголовно появился патриотизм, ничем, кроме фальсификации назвать нельзя.

Выбор констатирующей стратегии с большей вероятностью может обеспечить получение достоверных и интересных с научной точки зрения результатов. Данная стратегия предполагает установление зависимости между различными явлениями, обнаружение причинно-следственных связей, влияния какого-то явления на разные категории людей (отличающихся возрастом, полом, темпераментом и т.п.). Другими словами, констатирующая стратегия позволяет понять причины формирования определенных качеств, свойств, черт человека, через установление их взаимосвязей. Обнаруженные взаимосвязи в свою очередь позволяют формировать долговременные программы воздействий, создания особых условий обучения и воспитания и т.п.

В гипотезе, проверяемой в исследовании, закладывается идея наличия причинно-следственных связей, зависимостей. Для ее проверки необходимо подобрать подходящие инструменты – методы, методики. Мы уже упоминали, что выводы «на глазок» абсолютно недопустимы. Абсолютно правомерно использовать метод наблюдения, но необходимо указывать критерии, на которые Вы опирались, давая какие-то оценки. Важное значение имеет измерение изучаемой характеристики, установление ее уровня.

Различные тестовые процедуры обеспечивают возможность измерения, сравнения людей по важным для исследования признакам, отнесения их к какой-то категории.

Допустим, в исследовании, направленном на изучение влияния пола на тревожность очевидна необходимость установления уровня тревожности у разных категорий испытуемых (например, мальчиков и девочек).

Тесты подбираются, отвечающие цели исследования, соответствующие возрасту, надежные, т.е. апробированные (опубликованные в научной литературе, а не в газетах). Важно разобраться в том, как они обрабатываются, что именно Вы узнаете, проведя тестовое обследование.

Многих обескураживают полученные результаты. После многочасовой работы напротив каждой фамилии просто появляется одна цифра. Нужно иметь в виду, что любой количественный показатель теста может быть описан качественно, т.е. полученные данные можно интерпретировать (истолковать).

Например: «17 баллов – это низкий уровень тревожности. Для людей, имеющих низкую тревожность характерно…». Список черт, характерных для всех людей из этой группы характеризует и нашего испытуемого.

Допустим, нужные тесты подобраны, проведены и обработаны. Исследователь оказывается один на один с колонками фамилий и чисел вместо реальных живых людей. Он вступает в новый этап исследования – этап статистической обработки данных. Доказательными выводы исследования делает только математическая статистика, а именно приемы, формулы, способы количественных расчетов.

На уровне курсового и дипломного исследования по психологии нет необходимости проводить суперсложные математические вычисления. Достаточно грамотно систематизировать полученные результаты, выделить нужные группы и сравнить их друг с другом по выбранным параметрам.

Надо сказать, что это очень увлекательный процесс, даже трудно остановиться и хочется довести дело до конца, использовать более сложные расчеты, если вдруг обнаруживается, что гипотеза подтверждается статистикой.

Методы первичной и вторичной обработки данных на высоком научном уровне и доступно для тех, кто не является специалистом в математике, описаны в специальных пособиях. Ну и, естественно, при возникновении затруднений всегда можно обратиться за помощью к научному руководителю.

После проведения всех необходимых вычислений – следующий этап работы: интерпретация полученных значений, т.е. их перевод с языка цифр на психологический язык. Существенно помогает осуществлению этого перевода и систематизации результатов использование таблиц и гистограмм. Образцы их оформления приведены в Приложениях 1 и 2.

Таблица – это рамка с упорядоченными по вертикали и горизонтали наборами данных. Столбцы и строки имеют заголовки, рубрики. Каждой таблице присваивается номер и дается название, в котором кратко и емко характеризуется ее содержание. При необходимости делаются примечания. Например: прим. Данные указаны в %.

Гистограмма – это вертикальные прямоугольники, расположенные на прямой. Они характеризуют распределение изучаемого признака. Имеется множество вариантов гистограмм. Кроме плоских и черно-белых можно использовать объемные и цветные гистограммы.

Изображение характера распределения признака в виде круга (или в объемном варианте в виде таблетки) называется диаграммой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: