Системы: открытые и закрытые




В этой главе мне хотелось бы поговорить о том, что, как вам может показаться, имеет слабое отно­шение к вашей семье и формированию личности. Но не торопитесь. Понятие «система» заимствовано из мира промышленности и торговли, но это и важ­ная, динамичная сила, ежедневно влияющая на вашу жизнь.

Любая система состоит из нескольких отдель­ных частей, которые вступают во взаимодействие для достижения какого-то результата. Среди этих частей существуют определенные взаимоотношения, поступки и реакции, которые постоянно изменя­ются. Каждая часть в определенный момент активи­зируется и, соответственно, влияет на другие части. Я считаю, что главную роль в жизни системы игра­ют как раз эти самые взаимоотношения, действия и реакции. Система жива лишь тогда, когда действуют все ее компоненты.

Звучит странно? Это не так. Вы берете дрожжи, муку, воду и сахар, перемешиваете их и получаете хлеб. Хлеб не похож ни на один из своих компонентов, но все же содержит их все. Пар не похож ни на одну из своих составляющих, но состоит именно из них.

Работающая система состоит из следующих частей:

Цель, определяющая существование именно такой системы (в семье цель — вырастить детей и обеспе­чить их дальнейшую жизнь).

Основные части (в семье — взрослые и дети, мужчины и женщины).

Порядок, работы этих систем (в семьях это оп­ределяется правилами, моделью общения и уров­нем самооценки).

Точка отсчета системы (в семьях — сексуальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной).

Средства поддержания энергии во всех частях системы (в семьях — пища, воздух, вода, место про­живания, деятельность и взаимодействие взглядов на интеллектуальную, эмоциональную, физическую, социальную и духовную жизнь членов семьи).

Средства реагирования на перемены извне (в се­мьях это сводится к отношениям со всем новым и посторонним, что входит в их жизнь).

Сейчас мы много слышим об отвержении вся­кого рода систем. Есть мнение, что система — это в корне плохо. Это не совсем так. Есть системы хоро­шие, а есть плохие.

Существует два вида систем: открытые и зак­рытые. Основная разница между ними заключается в способе реагирования на изменения извне. Открытая система предполагает изменения. Закрытая сис­тема предусматривает очень небольшие изменения, а чаще всего не предполагает и таких.

В открытой системе всегда есть выбор, и она постоянно изменяется для того, чтобы существо­вать более удачно.

Основу закрытой системы составляют закон и порядок, и работает она с помощью силы как фи­зической, так и психологической.

Если бы кто-нибудь захотел специально создать закрытую систему, его первым шагом было бы ог­раждение системы от вмешательства извне.

Правда, я не вижу смысла в умышленном со­здании закрытой системы. Закрытые системы раз­виваются из немногочисленного, но влиятельного набора убеждений:

В основе своей человек — плохой, и нужно по­стоянно контролировать его, чтобы он был хорошим. Взаимоотношения устанавливаются силой. Есть только один правильный путь, и пройти его может лишь сильнейший.

Всегда есть кто-нибудь, кто скажет тебе, что для тебя лучше.

Другими словами, в закрытой системе:

Чувство самооценки второстепенно по сравне­нию с властью и исполнением ее воли.

Все действия зависят от желаний начальника. Любое изменение есть то, чему необходимо со­противляться.

В открытой системе:

Первична самооценка, а от нее зависят власть и ее исполнение.

Действия есть отражения реальности.

Все перемены приветствуются и воспринима­ются как норма.

Все взаимосвязано — модель общения, система и семейные правила.

Практически все наши социальные системы закрыты или почти закрыты. Конечно, всегда есть возможность для мизерных перемен, именно это и позволяет системам существовать до сих пор.

Сегодня все заметнее становится влияние сис­тем на личную, семейную и общественную жизнь.

А теперь мы подошли к вечному философско­му вопросу. Верите ли вы в то, что человеческая жизнь есть главнейшая ценность? Я верю в это всем своим существом и поэтому не боюсь сказать, что готова сделать абсолютно все для - замены закрытых систем на открытые. Я уверена, что человек не мо­жет нормально развиваться в закрытой системе, в ней он может лишь существовать, а человеческому существу необходимо больше, чем простое суще­ствование.

Самые яркие примеры закрытых систем — дик­тат в повседневной и общественной жизни (шко­лы, тюрьмы, церкви и политические группы). А ка­кая система в вашей семье? Открытая или закры­тая? Если общение происходит по одной из моде­лей, калечащих самооценку, правила, по которым вы живете, бесчеловечны, жестоки и несовремен­ны, то, вероятно, ваша система — закрытая. Если же общение в вашей семье способствует повыше­нию самооценки, а правила — человечны и гибки, система у вас открытая.

Давайте вновь повторим упражнения, которые мы проделывали раньше, но сменим цель. Попро­сите членов вашей семьи или любых других пять человек поработать с вами. Как и раньше, приду­майте себе другие имена. Попросите своих партне­ров взять на себя одну из четырех неизменных мо­делей общения (примиряющая, обвиняющая, рас­четливая и отстраненная) и попытайтесь спланиро­вать что-нибудь в течение 10 минут. Посмотрите, как быстро начнет себя проявлять закрытая система.

Раньше вы выполняли это упражнение втроем для того, чтобы понять, что происходит с каждым из вас. На этот раз вы увидите, как развиваются закры­тые системы. У вас может заболеть спина, голова, вы будете хуже видеть и слышать. Вы, может быть, почувствуете себя в замкнутом пространстве. Люди покажутся вам чужими и скучными. Возможно, вы начнете задыхаться.

А теперь вновь проведите тот же эксперимент, но с гибкой моделью поведения, и посмотрите, нет ли там намека на открытую систему. Возможно, вы по­чувствуете себя более свободно, чем во время предыду- • щего эксперимента, ваше физическое состояние может улучшиться, вам станет легче дышать.

Таблица, представленная ниже, покажет вам, как закрытая система действует в неблагополучных семьях, а открытая — в благополучных.

ЗАКРЫТАЯ СИСТЕМА

самооценка низкая    
общение непрямое, неопределенное, неадекватное, сковывающее обвиняющее примиряющее расчетливое отвлеченное (препятствующее росту)
правила Жесткие, устаревшие, нечело­вечный и неизменные, люди подстраиваются под правила, а не правила под людей
результат случайный, хаотичный, несвоевременный, деструктив­ный

Самооценка снижается и все больше зависит от мнения окружающих.

 

ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА

самооценка высокая    
общение прямое, определенное, гибкое, способствующее росту, конк­ретное
правила открытые, современные, человечные, перемены при первой необходимости, свобода выс­казываний  
результат конструктивный, соответству­ющий, основан на реальном положении вещей  

Самооценка растет, становится более уверенной

Система выстраивается с того момента, когда вместе собираются трое людей, имеющих общую цель. Система работает, как только возникает, и это происходит постоянно, хотя и не всегда заметно. Если это закрытая система, то соотношение ее ко­ординат таково: хорошо — плохо, жизнь — смерть. Если же система открытая, то отношения будут стро­иться на уровне откровенности, давая возможность развития.

Проще говоря: ваша самооценка, общение вмес­те с правилами и убеждениями — есть составляющие вашей системы. Уравновешенная модель общения и человечные правила характеризуют открытую сис­тему и условия развития для каждого человека. Дес­труктивные модели общения и бесчеловечные (не­гуманные) правила характерны для закрытой сис­темы и ставят под вопрос существование возмож­ности развития.

Когда люди узнают о наличии системы в их семье, они занимают позицию исследователя и пере­стают обвинять себя и других в Том, что дела идут плохо. Это же помогает людям понять, что только они и другие участники системы могут влиять на то, что в ней происходит. Иногда, конечно, не со­всем приятно осознавать, что вы и окружающие играете в системе вполне конкретную роль.

Знание системы помогает людям спрашивать «как?» вместо «почему?». Сами понимаете, как нуж­но постараться задать вопрос «почему?» так, чтобы он не звучал как обвинение, а вопрос «как?» — сде­лать обвинительным. Подытоживая, можно отметить, что вопросы «как?» дают информацию и понима­ние, а вопросы «почему?» чаще всего обижают. Все, что обижает, ведет к низкой самооценке и в итоге к потенциально неудовлетворительным результатам.

Другая немаловажная часть любой системы зак­лючается в том, что она начинает работать на само­сохранение, как только определяются ее части, си­стема. Однажды сформировавшись, система будет сохраняться, пока не умрет своей смертью или что-нибудь не посодействует ей извне. Любой элемент системы может быть поврежден отсутствием забо­ты, наличием какого-либо дефекта, или всю систе­му может постигнуть катастрофа. Погубить систему может даже малозначительное событие, и в этом случае ее создатели либо просмотрели, либо не пре­дусмотрели никаких изменений. В семье это называ­ется гибкостью. Очевидно, что закрытые системы будут постоянно находиться в опасности, посколь­ку они созданы человеком и не рассчитаны на из­менения. Насколько система важна для семейной группы, можно легко проследить, наблюдая за вли­янием типа системы на жизнь семьи.

Давайте посмотрим на семейную систему с дру­гой стороны. Возможно, такое сравнение будет вам ближе.

Все части весов, независимо от их вида или формы, можно уравнять путем укорачивания или удлинения рычагов, изменения расстояния между предметами или изменения их веса. То же можно обнаружить и в семье. Ни один из членов семьи не похож на другого, они все разные и находятся на разных уровнях развития. И вы не можете по анало­гии с весами ничего сделать, не подумав при этом о других.

Возьмите несколько любых предметов, которые отличаются друг от друга, и представьте себе, что они — члены вашей семьи. Попытайтесь их уравнове­сить. Предметов должно быть столько, сколько лю­дей в вашей семье.

Если вы удовлетворились первым же найденным вами вариантом равновесия, вы поступили так, как поступают многие, — идут уже знакомыми путями и сопротивляются всем остальным способам улучшения ситуации в семье из-за страха перед какими бы то ни было экспериментами.

Так что не попадайте в эту ловушку, а лучше найдите еще хотя бы два варианта установления ба­ланса. Конечно, кроме них, есть еще масса вариантов, но вы найдите хотя бы три. Теперь у вас есть три варианта, и вам не нужно цепляться за первый попав­шийся.

Чем больше предметов на ваших весах, тем боль­ше разница между ними и тем разнообразнее и ин­тереснее работа.

Сущность создания жизнеспособной семьи в том, чтобы дать возможность всем членам семьи занять индивидуальное место и наслаждаться жиз­нью. Сможете ли вы осуществить эту задачу, зави­сит от вашего умения пользоваться рычагами, кои­ми являются ваши чувства самооценки, модели об­щения и правила.

Пока вы работаете с весами, подумайте о со­ставляющих вашей семьи. Они могут быть разделе­ны на две главные категории: дети и взрослые, муж­чины и женщины. Даже самый беглый взгляд на эту проблему дает представление о том, как много мы можем получить друг от друга в каждый момент вре­мени.

Нет такого правила, которое гласит, что один должен давать, а остальные получать. Но многие семьи разрушают себя, выбирая одного конкретно­го человека и определяя ему роль дающего и не до­пуская смены. А реальная жизнь такова, что даже если кто-то и соглашается на такую роль, то он все равно не сможет делать это всегда безвозмездно. Иногда дающим может быть муж, иногда — жена, а иной раз — кто-то из детей.

Во многих семьях есть специальные правила, предусматривающие, кто кому должен уступать:

Мальчики должны уступать девочкам.

Мама — детям.

Мужья — детям.

В конце концов каждый член семьи чувствуетсебя обманутым.

Я думаю, все согласятся с тем, что результатом семейного взаимодействия должен быть личностный рост. Задача семьи заключается в том, чтобы исполь­зовать все свои составляющие для этой цели.

Как могут родители помочь росту детей? А как дети могут в этом случае помочь родителям? Как мужчины и женщины помогут друг другу добиться роста? Это важнейшие вопросы для семьи, которая пытается стать более гармоничной.

Я думаю, что самая большая ошибка состоит в том, что все члены одной группы в семье имеют свои проблемы и свой внутренний мир, которым они не хотят делиться с другими. В свою очередь, другая группа и не подозревает об этом. Делясь сво­им внутренним миром друг с другом, вы не только вносите разнообразие в ваши взаимоотношения и делаете их интереснее, но и получаете более яркую картину происходящего. Ни одна женщина никогда не поймет истинно мужских проблем, и ни один мужчина никогда не узнает, что значит вынашивать ребенка. Взрослые уже забыли, что значит получать удовольствие от жизни. Простой обмен впечатлени­ями может очень помочь понять друг друга.

Все семьи находятся в том или ином равнове­сии. Вопрос в том, какой ценой достается это рав­новесие каждому члену семьи.

Я думаю, что это опять же зависит от системы, которая существует в вашей семье. Семья — един­ственное место на земле, где все мы ищем гармо­нии. Под словом «гармония» я подразумеваю успо­коение раненой души, повышение самооценки и вдохновение на дальнейшие действия.

Семья также является местом, где можно на­учиться гармонии и личностному росту. Чтобы дос­тигнуть этих целей и сделать семью по-настоящему живой, нужно, чтобы она пребывала в постоянном поиске, не боялись перемен и постоянно менялась. Это может происходить только в открытых систе­мах.

 

Сатир, Вирджиния Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту / Вирджиния Сатир. – М.: Апрель пресс, 2000. – С.124 – 134.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: