Схема психологической характеристики класса




Ориентировочная карта – схема психологической характеристики школьника

Задача данной карты-схемы - помочь наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.

Карта-схема включает три раздела:

I. Общие сведения о ребенке (анкетные данные, сведения о состоя­нии здоровья, успеваемости, внешкольных занятиях).

II. Проявления личностных качеств в поведении ребенка (направленность интересов, отношение к делу, к другим людям, с окружающими).

III. Особенности психических процессов и эмоций.

Заполнение данной карты-схемы в основном строится по типу "нуж­ное подчеркнуть", т. е. в каждом из пунктов, содержащих шкалу возмож­ных проявлений того или иного качества, учителю необходимо подчерк­нуть присущую, по его мнению, данному ребенку степень выраженности этого качества.

Общие сведения о ребенке

I.Анкетные данные

1) Фамилия, имя

2) Дата рождения

3) Школа, класс

4) Специализация школы

II. Сведения о состоянии здоровья

1) Часто ли болеет (часто, средне, редко)

2) Хронические заболевания (какие)

3) Особенности функционирования нервной системы:

- быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки, неутомим;

- быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;

- преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешеньг; преобладает торможение.

III. Успеваемость

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

IV. Внешкольные занятия (систематические)

• занятия общественно полезным трудом (каким);

• занятия художественной самодеятельностью (какой);

• занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах и др. (каких);

• занятия спортом (каким);

• занятия организационной работой (какой).

Схема психологической характеристики класса

Психологическая характеристика класса

1. Общие сведения о школе, классе ис­тории формирования класса

Материальная база школы, санитарно-гигиеническое состояние школы, класса. Время существования коллектива класса, изменение его состава, смена учителей, Число учащихся, их пол, возраст. Соци­альное положение родителей (во время беседы).

Методы: Наблюдение, беседа с учите­лями, завучем, анализ документации.

2. Официальная структура класса.

Актив класса, его роль в организации об­щественной жизни класса, распределение обязанностей между учащимися, офици­альные лидеры, успешность их деятельно­сти, их авторитет. Личностные особенно­сти этих лидеров: инициативность, ответственность.

Для изучения индивидуальных особенно­стей лидеров использовать психолого-педагогические выводы и ре­комендации.

Какие из этих факторов благоприятно, а какие неблагоприятно сказываются или могут сказываться в будущем на разви­тии коллектива класса. Какие неблаго­приятные воздействия следует скоррек­тировать.

Удачно ли распределены обязанности между учениками, учтены ли их интере­сы, склонности, способности, Что следо­вало бы изменить. Удачно ли подобраны лидеры. На чем основывается их автори­тет. Как сказывается позиция лидеров настойчивость, требователь­ность, организаторские способности, стиль лидерства, отношение к ребятам.

Методы: наблюдение, анализ докумен­тов, беседа с учителем, активом, отдель­ными учениками.

3. Неофициальная структура класса

Межличностные взаимоотношения уча­щихся. Наличие группировок, на каком основании они образовались, их влияние на класс. Неофициальные лидеры, их на­правленность и влияние на коллектив. Их личностные особенности. Характеристика отверженных и изолированных, причины неблагоприятного положения этих уча­щихся.

Методы: социометрия, референтометрия (см.описание этих методик после схемы; провести с учащимися всего клас­са) наблюдения, беседы. Методики по темам: «Личность»; «Темперамент».

4. Психологический климат кол­лектива

Преобладающий эмоциональный тон в классе/бодрый, жизнерадостный, напря­женный и т.д. Степень сплоченности, проявления чуткости, заботы взаимопо­мощи, уважения, требовательности. Взаимоотношения между мальчиками и девоч­ками. Эмоциональное благополучие и не благополучие отдельных членов коллек­тива.

Методы: наблюдение, беседа с отдельны­ми учениками, позволяющая выявить их психологическое самочувствие в коллек­тиве. Методика «Определение психологи­ческого климата».

5. Коллектив в учебной и внеучебной деятельности

Успеваемость, отношение учащихся к учению, степень развития познавательных интересов, мотивы учения. Дисциплина на уроке и в выполнении домашних заданий. Место общественно-полезного труда во внеклассной деятельности, виды труда, отношение к нему учащихся, проявление дисциплины в трудовой деятельности. Вне учебного занятия класса /коллекционирование, музыка, спорт, тан­цы/ и т.д. Участие классного коллектива в общественной жизни.

Методы: наблюдение, беседа, анализ документов, /см.. анкеты после схемы/.развитии личности данного ученика. Что следует изменить, чтобы избежать отри­цательного влияния лидерства.

Степень сходства официальных и неофи­циальных структур коллектива, на кото­рых основывается авторитет неофици­альных лидеров. Какие поручения могут быть выполнены положительным не­официальным лидером. Как можно ней­трализовать влияние отрицательных ли­деров или изменить направленность. Пу­ти ликвидации нежелательных группиро­вок. Причины изоляции или отвержения в группе. Возможные пути изменения по­зиций изолированных и отверженных членов коллектива.

Факторы, определяющие психологиче­ский климат данного коллектива. Воз­можные пути уст ранения отрицательных факторов. Способы повышения сплочен­ности данного коллектива, формирования отношений дружбы, сотрудничества, вза­имной помощи и уважения. Причины эмоционального неблагополучия отдель­ных учеников, пути его устранения.

Охарактеризовать основные трудности в обучении и воспитании данного коллек­тива. Каковы пути их преодоления.

6. Массовидные явления в коллективе.

Общественное мнение в классе, коллективные переживания /мода, манера поведения/, соревнование, проявление внушаемости и конформизма, психологическая совместимость. Описать и проанализировать отдельные примеры влияния коллектива на личность и личности на коллектив.

Методы: наблюдение, беседа.

7. Личность классного руководителя

Стаж работы учителя, его личностных особенности, общая культура, наличие организаторских способностей, знание психологами учащихся, авторитет среди учеников, стиль педагогического общения /авторитарный, демократический, либеральный и т.д./ Методы: наблюдение, беседа.

8. Уровень (стадия) развития коллектива

Определить стадию развития классного коллектива. Специфические черты коллектива, тенденцию его развития. Методы: наблюдение, беседа с активом всем классом, учителями, методика "Определение уровня развития классного кол­лектива".

9. Работа по формированию коллективных отношений и воспитанию отдельных учащихся.

Проанализировать свою работу, исследовать работу по сплочению класса, по перестройке его официальной структуры по преодолению отрицательных явлений /списывание, подсказки и т.д./. Какое влияние удалось осуществить, работая с отдельными учениками.

Описать проведённую во время формирование общественного мнения, организация соревнований, преодоление отрицательных массовых явлений. Возможные пути использования массовидных явлений в педагогически целесообразных формах.

Положительные и отрицательные стороны в работе учителя.

Определить, какие стороны жизни и деятельности класса необходимо формировать, чтобы он поднялся на более высокую ступень развития.

Удалось ли достичь поставленных целей, какие были сделаны ошибки.

При составлении психологической характеристика класса необходи­мо использовать методику «Социометрии».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: