Шла уточка бережочком, Шла серая по крутому. Вела детей за собою, И малого, и большого, И среднего, и меньшого, И самого любимого. | Идут двумя пальчиками по столу, переваливаясь. Загибают безымянный пале, большой палец. Загибают средний палец и мизинец. Загибают указательный палец. |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Программное содержание: учить детей составлять описательный рассказ по схеме, развивать диалогическую речь, речевой слух, фонематическое восприятие, зрительное внимание и восприятие, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику; формировать доброжелательность, самостоятельность, ответственность.
Активизация словаря: актуализация словаря по теме «зимующие птицы».
Оборудование: контурные изображения зимующих птиц и корма для них, разноцветные шнурочки, картинки с зимующими птицами.
1.Организационный момент | Сядет тот, кто назовет зимующую птицу. | |||
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. | Дид.игра «Узнай по силуэту». - Почему мы называем этих птиц зимующими? | |||
3.. Расширение объема словаря | Дид.игра «Угостим птиц» - Вспомните, чем мы угощали птиц, прилетающих к кормушке на участке. Протяните от каждой птицы шнурочек к угощению, предназначенному ей, расскажите кого и чем угостили. | |||
4.. Классификация предметного словаря | Дид.игра «Четвертый - лишний» Воробей, синица, дятел, ласточка. | |||
5. Словоизменение | Игровое упр-е «Один - много» Ворона – вороны, (воробей, голубь, синица, дятел, галка, клест) | |||
6. Словоизменение | Игровое упр-е «Назови ласково» | |||
7.Физминутка |
| |||
8. Развитие связной речи | Составление описательного рассказа по схеме |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Программное содержание: Упражнять в умении употреблять существительные с предлогами, в образовании однокоренных слов; закреплять понятие «предложение», продолжать учить составлять описательные рассказы по образцу.
Активизация словаря: животное, корова, лошадь, коза, свинья, овца, собака, кошка, рога, грива, копыта, хлев, стойло, сено, пойло, домашний, теплый, полезный, умный, кормить, поить, чистить, доить, охранять, возить.
Оборудование: предметные картинки с изображениями домашних животных и их детенышей, фигурки из настольного театра: дерево, куст, дом, забор, елка; коробка, платок, мостик из кубиков, книга; дид.игра «Угости животных».
Перед занятием разложить картинки с детенышами в группе: под деревом, за кустом, под елкой, под платком, в коробке, за книгой, на мостике и т.п.
1 Организационный момент | Раздать детям картинки с домашними животными, предложить назвать их. Дид.игра «Найди детенышей» - У домашних животных потерялись детеныши. посмотрите вокруг и помогите животным найти малышей. (дети находят картинки с детенышами и садятся за столы) - А теперь расскажите, где прятались детеныши. Постройте красивые предложения. - Теленок прятался под деревом. - Козленок стоял на мостике. - Ягненок выглядывал из-за куста. - Щенок сидел в коробке. И т.д. | . |
2. Словоизменение. Образование однокорренных слов. | Упражнение «Семейка слов» На доске картинки: корова и теленок, баран и ягненок, коза и козленок, кролик и крольчонок. - Посмотрите на картинки и скажите, какое животное с детенышем лишнее и почему? (кролик и крольчонок, т.к. у них нет рогов) - Давайте образуем семейку слов от слова рога. - Какие рога у козленка, ягненка, теленка? (маленькие) Как их можно назвать? (рожки). - У барана самые большие рога. Как их можно назвать? (рожищи). - У всех этих животных есть рога, значит они какие? (рогатые). - Чем пользуются мальчишки, когда учатся метко стрелять в цель? (рогаткой). - Перечислите все слова, которые мы образовали от слова рога. | |
3. Физминутка | «Я, младешенька, Буренушку пасу» | |
3. Расширение словаря. | Дидактическая игра «Угости животных» - Вспомните, чем человек кормит домашних животных. Протяните шнурочек от животного к угощению, предназначенного ему. Расскажите, кого и чем вы угостили. | |
4. Классификация предметного словаря | Игра с мячом «Чей, чья, чьё, чьи?» Хвост быка – бычий хвост, (голова лошади, вымя коровы, рога барана, шерсть овцы, борода козла, хвост поросенка, нос собаки, лапа кошки, уши кролика, копыто коровы) | |
5. Составление описательных рассказов по образцу с опорой на схему. | Рассмотреть схему, напомнить, что означают условные обозначения. Дать образец рассказа. Предложить детям подумать, о каком животном они хотят рассказать. Составление рассказов. |