Сопоставление результатов, полученных разными методами




Одним из способов проверки надежности результатов, получаемых при исследовании роли генотипа и среды в разных психологических характеристиках, является сопоставление результатов, полученных разными методами.
Допустим, при исследовании одной и той же психологической характеристики близнецовым и семейным методами, а также методом приемных детей были получены такие результаты, какие приведены в примере 1 (табл. 7.3). Эти результаты свидетельствуют о том, что все индивидуальные различия по изучаемой характеристике определяются генотипом: МЗ близнецы оказываются полностью идентичны по этой характеристике, остальные родственники похожи в той степени, которая соответствует их генетическому сходству (корреляции родителей и детей равны 0,5; корреляции сибсов равны 0,5; корреляции родителей и приемных детей равны 0,0).
Во втором примере корреляции между родственниками определяются на 50% наследуемостью и на 25% - общей средой, поэтому сходство между МЗ близнецами будет составлять 50% от их генетического сходства (напомним, что у МЗ близнецов генетическое сходство составляет 100%) плюс сходство за счет общей среды (25%), т.е. в результате корреляция между МЗ близнецами составит 0,75. Сходство между ДЗ близнецами будет складываться таким же образом: поскольку генетическое сходство ДЗ близнецов составляет 50%, при 50-процентной наследуемости мы будем иметь 25% сходства за счет общих генов и 25% - за счет общей среды, соответственно корреляция для ДЗ близнецов составит 0,5. Сходство приемных детей и усыновивших их родителей будет определяться только общей средой (25%), поэтому их корреляция составит 0,25.
В третьем примере сходство между родственниками определяется только средовыми параметрами (25% за счет общей среды), поэтому для тех родственников, которые имеют общую среду, корреляция будет равна 0,25.

Таблица 7.3

Корреляции между парами родственников при разных значениях наследуемости общей и различающейся среды (по: Plomin R., 1990)

  Пример 1 Пример 2 Пример 3
МЗ близнецы 1,00 0,75 0,25
ДЗ близнецы 0,50 0,50 0,25
Родители-дети Сибсы (родные) 0,50 0,50 0,25
Биологические родители и их дети, усыновленные в другую семью 0,50 0,25 0,00
Генетически не связанные люди, живущие вместе (родители-усыновители и приемные дети или приемные братья и сестры) 0,00 0,25 0,25
Наследуемость Общая среда Различающаяся среда 1,00 0,00 0,00 0,50 0,25 0,25 0,00 0,25 0,75

Все три приведенных примера демонстрируют результаты, которые получаются в тех случаях, когда данные, полученные разными методами, не вступают в противоречие. Если же результаты исследования одной и той же психологической характеристики, полученной разными методами, не совпадут, то можно выяснить причины, изменяющие внутрипарное сходство тех или иных родственников. Например, если сходство ДЗ близнецов превышает сходство сибсов, можно предположить влияние специфических близнецовых эффектов, имеющих средовое происхождение и увеличивающих сходство ДЗ близнецов.

Выводы

  • 7.1. Близнецы и близнецовый метод
    1. Существуют два типа близнецов - монозиготные и дизиготные (МЗ и ДЗ), или, что то же самое, - однояйцевые и двуяйцевые.
    2. МЗ близнецы - это дети от многоплодной беременности, которые развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) в результате разделения одного зародыша на два самостоятельных организма на ранних стадиях эмбрионального развития. МЗ близнецы имеют идентичные генотипы (100% общих генов). МЗ близнецы всегда одного пола.
    3. ДЗ близнецы - это дети от многоплодной беременности, которые развиваются из двух яйцеклеток, оплодотворенных двумя спермиями (из двух зигот). По своей генетической конституции ДЗ близнецы соответствуют обычным братьям и сестрам (сибсам), т.е. имеют в среднем 50% общих генов. ДЗ близнецы могут быть разного пола.
    4. Частота рождения близнецов зависит от зиготности. В среднем ДЗ близнецы рождаются в два раза чаще, чем МЗ. Частота рождения ДЗ близнецов колеблется в зависимости от популяции.
    5. Классический близнецовый метод предполагает сопоставление уровня сходства в парах МЗ и ДЗ близнецов и основан на следующих допущениях: 1) равенство сред для партнеров как в парах МЗ, так и в парах ДЗ близнецов; 2) отсутствие систематических различий между близнецами и неблизнецами; 3) отсутствие систематических различий между МЗ и ДЗ близнецами.
    6. При чисто генетической детерминации индивидуальных различий (аддитивный эффект действия генов) величина корреляции между партнерами МЗ близнецовых пар должна приближаться к 1,0, а между близнецами ДЗ пар - к 0,5.
    7. При средовой детерминации индивидуальных различий величина корреляций как МЗ, так и ДЗ близнецов должна приближаться к 1,0 (в силу общности среды).
    8. Допущение о равенстве сред для близнецовых партнеров может нарушаться в силу следующих причин: 1) существуют специфические средовые условия, увеличивающие сходство МЗ близнецов; 2) существуют специфические средовые условия, уменьшающие сходство ДЗ близнецов; 3) существует ряд средовых условий, приводящих к неравноценности сред для партнеров как в парах МЗ, так и в прах ДЗ близнецов, что уменьшает их сходство.
    9. Если изучаемая психологическая характеристика чувствительна к тем средовым условиям, равенство которых нарушается, показатель наследуемости, получаемый в близнецовом исследовании, может искажаться.
    10. Помимо классического варианта, существует несколько разновидностей близнецового метода, в частности, метод разлученных близнецов, позволяющий наиболее четко разделить наследственные и средовые влияния.
  • 7.2. Метод приемных детей
    1. Метод приемных детей является жесткой экспериментальной схемой, позволяющей четко разводить влияния генетических и средовых факторов на изменчивость изучаемых психологических характеристик.
    2. При использовании метода приемных детей производится сопоставление детей с их биологическими родителями и родителями-усыновителями.
    3. Высокая корреляция между детьми и биологическими родителями свидетельствует о генотипических влияниях на изменчивость изучаемой характеристики. Высокая корреляция между детьми и родителями-усыновителями свидетельствует о средовых влияниях.
    4. В ряде стран (в том числе и в России), в связи с существующими там традициями усыновления (тайна усыновления охраняется законом), применение метода приемных детей практически невозможно.
  • 7.3. Семейные исследования
    1. Для генетического анализа дискретных признаков может применяться метод изучения родословных. В случае менделирующих признаков анализ родословных позволяет определить тип наследования (аутосомный, сцепленный с полом, доминантный, рецессивный и т.п.).
    2. При изучении количественных признаков можно проводить семейные исследования - сопоставлять сходство друг с другом членов одной семьи.
    3. О влиянии генотипа говорят в тех случаях, когда большей степени родства соответствует большее сходство (корреляция) по изучаемой характеристике.
    4. Семейное исследование в генетике поведения не позволяет четко развести средовые и генетические влияния и относится к "нежестким" экспериментальным схемам, поскольку родственники, имеющие больше общих генов, имеют и более похожие условия среды.
    5. К сложностям семейных исследований можно отнести различия в возрасте между родственниками, принадлежащими к разным поколениям.
  • 7.4. Сопоставление результатов, полученных разными методами
    1. Сопоставление результатов исследования одной и той же психологической характеристики с применением разных методов - близнецового, семейного и метода приемных детей - позволяет оценивать их надежность.
    2. Если результаты исследования одной и той же психологической характеристики, полученные разными методами, вступают в противоречие, необходим дополнительный анализ причин, влияющих на внутрипарное сходство тех или иных родственников.

Словарь терминов

  1. Близнецы
  2. Монозиготные (однояйцевые) близнецы
  3. Дизиготные (двуяйцевые) близнецы
  4. Зиготность близнецов
  5. Близнецовый метод
  6. Близнецовость
  7. Сиамские близнецы
  8. Близнецовая ситуация
  9. Автономный язык близнецов
  10. Метод приемных детей
  11. Семейный метод
  12. Генеалогический метод
  13. Родословная
  14. Поколение
  15. Пробанд
  16. Биологические родители
  17. Родители-усыновители

 

Вопросы для самопроверки

  1. Какие типы близнецов существуют в человеческой популяции?
  2. Каково происхождение МЗ и ДЗ близнецов?
  3. Каким способом можно подсчитать частоту рождаемости МЗ и ДЗ близнецов в разных популяциях?
  4. Какие факторы увеличивают вероятность рождаемости близнецов и к какому типу близнецов это относится?
  5. На чем основано применение близнецового метода и кто его автор?
  6. Что такое зиготность близнецов, для чего ее определяют и какими методами?
  7. Почему в классическом варианте близнецового метода (метод контрастных пар) помимо сходства МЗ близнецов необходимо оценивать и сходство ДЗ близнецов?
  8. В каком случае можно ограничиться изучением только МЗ близнецов?
  9. На каких допущениях основан близнецовый метод?
  10. По каким простым формулам можно примерно оценить вклад генотипа, общей и различающейся среды в вариативность количественных признаков, изучаемых близнецовым методом?
  11. В каких случаях нарушаются основные допущения близнецового метода?
  12. С чем связано существование систематических различий между близнецами и неблизнецами?
  13. Какие пренатальные, перинатальные и постнатальные факторы приводят к неравноценности средовых условий для партнеров-близнецов?
  14. Что такое близнецовая ситуация и зачем ее нужно исследовать?
  15. Почему у близнецов может наблюдаться отставание в речевом и умственном развитии? Что нужно делать для профилактики этого?
  16. Какие стратегии в воспитании близнецов используются родителями и к чему это приводит?
  17. Какие разновидности близнецовых исследований вы знаете и для чего они используются?
  18. Какие обозначения приняты в родословных?
  19. Для каких признаков составление родословных имеет смысл?
  20. Какие типы наследования позволяет выявить анализ родословных?
  21. Какие психологические характеристики можно исследовать с помощью родословных?
  22. Назовите примеры семей, в которых прослеживались какие-либо выдающиеся способности.
  23. Какие возможны объяснения для передачи специальных способностей от поколения к поколению?
  24. Может ли генеалогический метод быть полезен для изучения количественных признаков?
  25. Какие конкретные генеалогические исследования в области психогенетики вам известны?
  26. Как может генеалогический метод использоваться при анализе сцепления?
  27. Почему семейный метод относится к "нежестким" схемам исследования?
  28. На чем основано применение метода приемных детей в психогенетике?
  29. Почему применение этого метода в России практически невозможно?
  30. Почему при применении метода приемных детей возможно смешение оценок средних величин и дисперсий? Поясните это на примере.
  31. Приведите пример схемы исследования методом приемных детей.
  32. Если приемные дети по абсолютной величине признака больше похожи на своих приемных родителей (по сравнению с биологическими), о чем это может говорить?
  33. По каким формулам можно определить долю генетических и средовых компонентов фенотипической дисперсии при применении метода приемных детей?
  34. Почему метод приемных детей относится к "жестким схемам" исследования?
  35. Почему в психогенетике часто прибегают к сочетанию различных методов? Приведите примеры.

Список литературы

  1. Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко. М.; С-Пб, 2003.
  2. Гальтон Ф. Наследственность таланта. М.: Мысль, 1996.
  3. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект. М.: Socio Logos, 1995.
  4. Канаев И.И. Близнецы. М., 1959.
  5. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
  6. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.
  7. Малых С. Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М., 1998.
  8. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо М., 1988.
  9. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983.
  10. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М., 1999.
  11. Ушаков Г.К. (ред.) Особенности развития близнецов. М., 1977.
  12. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. В 3-х т. М., 1989-1990.
  13. Фридрих В. Близнецы. М., 1985.
  14. Штерн К. Основы генетики человека. М, 1965.
  15. Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М., 1984.
  16. DeFries J.C., Plomin R., Fulker D.W. Nature and Nurture During Middle Childhood. Oxford, UK, 1994.
  17. Loehlin J.C., Genes and Environment in Personality Development. Individual Differences and Development Series, v.2. SAGE publications, London, 1992.
  18. Plomin R. Nature and Nurture: An Introduction to Human Behavioral Genetics. The Pennsylvania State University, 1990.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: