С максимальной эффективностью




 

• Логопед выбирает рассказ, наиболее соответствующий эта­пу обучения, индивидуальным и произносительным возмож­ностям ребенка. Быстрой ориентировке в звуковом соста­ве рассказа поможет фонетическая символика, данная нами в верхней части каждого листа с текстом.

• Взрослый (логопед либо, по его заданию, воспитатель или родитель) выразительно читает ребенку весь рассказ цели­ком. В это время ребенок рассматривает картинку к расска­зу и усваивает его содержание.

• Взрослый выясняет, насколько понят ребенком смысл всего рассказа, а также отдельных слов и выражений {оркестран­ты, фрак, арфа, снимать мерку и др.). Особое внимание уде­ляется анализу рассказов со скрытым смыслом («Первый концерт», «Воробей на крыше», «Смешной фрак», «Карна­вальный костюм» и пр.). При необходимости дается нрав­ственная оценка поступков героев. Важно, чтобы такая ра­бота проводилась перед заучиванием текста. Таким образом, обеспечивается его смысловая доступность.

• Заучивание рассказа (сказки) проводится путем повторе­ния предложений по одному, а при необходимости — по два или по три. Затем весь текст повторяется целиком. Очень важно, чтобы на этом этапе и взрослый, и ребенок произносительно выделяли основной автоматизируемый звук (в каждом рассказе он выделен жирным шрифтом).

• Рассказ или сказка, снабженные сюжетной картинкой, — пре­красная база для различных лексико-грамматических уп­ражнений. Например, можно предложить ребенку выбрать из рассказа маленькие слова (предлоги), закончить предло­жения по их началу, поупражняться в согласовании слов, сло­вообразовании и словоизменении. Однако следует помнить, что при выполнении лексико-грамматических упражнений ребенок пользуется не заученной, а самостоятельной ре­чью. Автоматизация вызванного звука в этом виде речи от­носится к заключительному этапу.


• Когда рассказ выучен, на его базе полезно поработать над
совершенствованием связной речи. Можно предложить
ребенку:

— подробно описать предметы, объекты, героев, местность, время года и пр.;

— добавить в рассказ предшествующие или последующие со­бытия;

— составить аналогичный рассказ со сменой времени дей­ствия;

— рассказать услышанную историю от первого лица или лю­бого из действующих лиц и т.п.

Однако следует помнить, что во всех названных упражнениях ребенок будет пользоваться самостоятельной речью, т.е. бо­лее сложной по сравнению с заученной. Автоматизация вызван­ного звука в этом виде речи относится к последнему — заключи­тельному этапу.

• И, наконец, если ребенок уже овладел грамотой, можно использовать наши рассказы и сказки для самостоятельно­
го чтения.
Детям с нарушением произношения полезно
читать тексты, насыщенные автоматизируемым звуком.

 

Успехов вам!

Отличник просвещения, логопед высшей квалификации

Ткаченко Т.А.

 



 


БАБУШКИНЫПЫШКИ

 

Жила Наташа в новом доме и с детьми пока не познакомилась. Была у Наташи бабушка Луша.

Как-то бабушка напекла много пышек. Пышки вышли большие, пышные.

Наташа угостила пышками школьников, живущих на её этаже. Это были Лёша, Даша и Маша.

Так пышки помогли Наташе познакомиться с детьми!

 



 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: