Конформизм личности, ее сознания как основа для социализации и культивирования, моделирования системы одобряемого и неодобряемого поведения.




Социализация. Теория социального научения. Теория культивирования.

Мейровиц, Поустман: «Исчезновение детства»: отмена табу на «секреты взрослой жизни» на ТВ действуют крайне негативно, обесценивающе по отношению к социальным и моральным нормам. Угроза девиантного поведения. Телевидение – гомогенизация развития: взрослые похожи на детей, дети – на взрослых. Телевидение как источник освоения социальной и национальной культуры, особенно для детей, эмигрантов и пр. Социализирующие эффекты. Телевидение формирует новый тип личности – взрослого ребёнка, поощряя такие привычки, как одержимость потреблением, невнимательность к последствиям или желание срочного удовлетворения потребностей.

Уилбур Шрамм и социологическое обследование американского общества (1960 – Телевидение в жизни наших детей)по программе Стэнфорда. Проблема медианасилия (как сублимации реальной агрессивности людей). Парадигма социального научения. Альберт Бандура: механизм подкрепления в цепочке «стимул-реакция» вполне заменяем механизмом визуального наблюдения и подражания на его основе, особенно – в мире современных визуальных масс медиа. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации — идентификация — процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства, поведенческие акты других людей через демонстрируемые образцы.

Эксперимент с куклой Бобо: Родители и учителя передают способы поведения детям, те, в свою очередь, служат объектом моделирования для одноклассников, воплощают усвоенные модели в фильмах и телепередачах, фиксируют накопленный опыт в книгах и учебниках. Механизмы подражания и копирования в социальной среде с одной стороны поддерживают ее постоянство и экономят время, которое бы было потрачено на научение методом проб и ошибок, с другой - способствуют изменению среды за счет появления новых "модных", часто встречающихся форм поведения.

Механизмы обучения на моделях не имеют встроенных этических ограничителей. Копируется любое воспринятое, доступное и привлекательное поведение. Болезненное, агрессивное или асоциальное поведение копируется так же успешно, как и здоровое, просоциальное и альтруистичное.

Бобо:Агрессивные стереотипы поведения воспроизводились и спустя многие месяцы. Положительные – тоже (игра-фишки на благотворительность)

Конформизм личности, ее сознания как основа для социализации и культивирования, моделирования системы одобряемого и неодобряемого поведения.

Огромную роль в механизмах обучения на моделях в современном человеческом обществе играют средства массовой информации - телевидение, радио, интернет и шоу-бизнес. В отличие от шамана, наставника, ментора в архаике и античности.

Механизмы копирования широко используются в рекламных и коммерческих целях, реже - в терапевтических и образовательных. К сожалению, коммерческая реклама финансируется значительно лучше социальной. Свобода в масс-медиа часто приводит к тому, что с экрана подаются агрессивные и асоциальные модели поведения в огромных количествах.

Механизмы обучения на моделях не имеют этического измерения. Этический аспект задается подкреплением, следующим за демонстрацией выученного поведения. Здесь Бандура также вводит одну новацию, которой не было у Скиннера, Клаппера. Бандура обнаруживает, что наблюдение за тем, как другой человек получает подкрепление (или наказание), также существенным образом может влиять на воспроизводимость образцов поведения.

Согласно анализу зрительского восприятия существует несколько факторов, побуждающих к моделированию агрессии:

• Поведение преступника в целом привлекательно и вызывает желание подражать.

• Насилие оправдано.

• Преступные действия остаются безнаказанными.

• Минимизация или даже отсутствие негативных последствий для жертвы.

• Реалистичность сцены насилия.

Чтобы социальное научение имело место, внимание человека должно быть сначала привлечено каким-то примером в СМИ. Далее человек должен запомнить модель поведения и начать о ней думать («когнитивное проигрывание»). Наконец, он должен обладать когнитивными способностями, моторными навыками и мотивацией, необходимыми для совершения определенных действий. Мотивация опирается на внутреннее или внешнее подкрепление (вознаграждение) того или иного рода, подталкивающее человека к совершению этих действий. К примеру, невыдержанное поведение какого-то человека может быть подкреплено, если оно производит впечатление на других людей, а также если оно доставляет удовольствие этому человеку или приносит ему определенную финансовую выгоду.

Научно доказано, что регулярный просмотр насильственных сцен ведёт к снижению человеческой эмпатии: общественность привыкает к жестокости и принимает её как нечто само собой разумеющееся. Этот феномен назван «десенсибилизацией».

Эмоциональная (аффективная) реакция подразделяется на долгосрочную и немедленную. Долгосрочная реакция появляется в устойчивом страхе, а немедленная – в незамедлительном испуге или беспокойстве.

Джордж Гербнер и теория культивирования.

Экстенсивное, многократное воздействие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени постепенно меняет наше представление о мире и социальной реальности

Мир в представлении заядлых зрителей весьма далек от реальности, близок к тв- картинке. Исследования Синьорелли – «синдром плохого мира» (1990). Механизм социального усреднения (посредством унификации – мейнстриминга). Культивационные эффекты. СМИ как доминирующий канал и инструмент культивирования.

Исследования показывают, что люди, которые часто смотрят телепередачи и фильмы, полагают, что мир – опасное место и им правят преступники. Эта точка зрения отличается от взглядов людей, которые телевизор не смотрят вообще или смотрят редко. Каждую неделю 50% персонажей, показанных по телевидению, совершают акты насилия, а в реальной жизни за год насилие совершает менее 1% населения. Эффект культивации получается либо в результате того, что телевидение учит нас, что представляет этот мир в действительности, либо вследствие того, что люди, подверженные страхам, больше склонны смотреть телевизор. В первом случае телевидение может сформировать у зрителя определенное отношение к насилию в мире - например, научение жестокому поведению. Наконец, теория культивации говорит о том, что телевидение обучает роли жертвы. Из полицейских и приключенческих сериалов, зрители понимают, что такое быть жертвой насилия, они легко «входят» в эту роль, даже если она никоим образом не затрагивает их личный опыт.

Обратные эффекты – зэппинг. Зэппинг и реклама. Зависимость от визуального автоматизирует восприятие. Мы не различаем деталей, а дьявол (манипуляции) кроется именно в них.

Эксперимент Поустмена с «аномальными» картами: даже после увеличения времени показа в сорок раз против средней продолжительности экспозиции, необходимой для распознания нормальной карты, более чем 10 процентов аномальных карт не было опознано ими правильно, причем испытуемые, которым не удавалось выполнить задание, часто испытывали горькую досаду. Один из них воскликнул: “Я не могу определить ни одной масти. Она даже не похожа на карту. Я не знаю, какой масти она сейчас: пиковая или червовая. Я не уверен сейчас, как выглядят пики. Боже мой!”.
Из эксперимента видно как часть испытуемых, при первой корректной идентификации аномальной карты, добавили в свою модель новую норму — «возможность аномальных карт». Для таких людей дальнейшая идентификация не представляла затруднений. Но были и другие, для которых принятая ранее установка оказалась приоритетнее информации, полученной от органов чувств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: