Профессиональные стандарты.




Глава 12. Стандартизации в социальной сфере.

Международная, региональная и национальная стандартизация в последние годы стала уделять большое внимание стандартизации в тех сферах общественности, которые влияют на качество жизни населения.

В главе представлены основные из многих направлений социальной жизни, где имеет место прогресс в стандартизации.

Профессиональные стандарты.

Одним из новых и чрезвычайно актуальных направлений в области стандартизации является разработка профессиональных стандартов. К разработке профессиональных стандартов приступили относительно недавно, не более пяти лет назад. Необходимость их создания вызвана требованием времени. Развивающиеся в нашей стране рыночные отношения ждут нового видения профессиональных компетенций. Сейчас от работника необходимо не только знание предмета работы, но и умение адаптироваться к производственной и общественной ситуации, уметь вести переговоры, быть лояльным и находчивым в различных условиях, уметь владеть языками и т.д.

Действующие в годы перестройки и последующие годы тарифно- квалификационные справочники не дают такой возможности. Кроме того, многие положения этих справочников устарели и не отражают существа проходящих в стране изменений. В них отсутствуют новые профессии, не актуализированы требования, знания и умения, которыми должен обладать работник. Нормативные документы, регламентирующие требования к профессии очень важны, поскольку позволяют позиционировать того или другого сотрудника для предпринимателя и позволяют органам статистики и социальной поддержки вести учет трудовых отношений.

В связи с возникшей необходимостью перехода на более новые, адаптированные к рыночной реальности документы, Российским союзом промышленников и предпринимателей было предложено от тарифно – квалификационных требований перейти к профессиональным стандартам. Многие профессиональные сообщества поддержали это направление и стали подготавливать такие стандарты. Хотя профессиональные стандарты формально и не входят в национальную систему стандартизации. Опыт разработки и внедрения оказал положительное влияние на трудовые отношения во многих сферах деятельности и Министерство труда и социальной поддржки Российской Федерации (Минтруд России) вышло с инициативой о внесении изменений в Трудовой кодекс. Такие изменения внесены. Был принят Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 года №236-ФЗ «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 федерального закона «О техническом регулировании». В изменении придается официальный статус профессиональным стандартам и говорится, что квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт определён как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В статье 195.1. Трудового кодекса говориться, что «порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Минтруд России организовал масштабную разработку профессиональных стандартов, направленную на обновление национальной системы квалификаций работников и формирование системы профессиональных стандартов, затрагивающих практически все отрасли российской экономики и социальной сферы. Планируется, что в ближайшем времени профессиональные стандарты заменят привычные для всех квалификационные справочники.

Безусловно, профессиональные стандарты должны быть увязаны с положениями государственных образовательных стандартов. С этой целью принят Федеральный закон от 2 мая 2015 года N 122-ФЗ, который внес изменения в Трудовой кодекс и Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации. В законе говорится, что «формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при их наличии)».

В целях формирования единой политики в области профессиональных квалификаций Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Национального совета стал авторитетным органом, консолидировавшим усилия работодателей профсоюзных организаций и органов государственной власти для решения вопросов развития национальной системы квалификаций. Национальный совет проводит экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в России. Он рассматривает проекты профессиональных стандартов. На основании заключений Национального совета принимается решение об утверждении профессиональных стандартов.

Национальный совет координирует работу, направленную на повышение качества профессионального образования: по приведению федеральных государственных стандартов профессионального образования в соответствие с профессиональными стандартами;
по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ профессионального образования;
по формированию системы независимой оценки профессиональной квалификации.

Национальный совет организует разработку и актуализацию классификатора видов профессиональной деятельности и содействует международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций.
Национальный совет создает советы по профессиональным квалификациям. Советы по профессиональным квалификациям являются постоянно действующими органами национальной системы профессиональных квалификаций, создаваемыми с целью формирования и развития систем профессиональных квалификаций по определенным видам профессиональной деятельности.

Советы по профессиональным квалификациям осуществляют в рамках определенного вида профессиональной деятельности следующие полномочия: проведение мониторинга рынка труда, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий;
разработка, применение и актуализация профессиональных стандартов;
разработка, применение и актуализация отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований;
организация и координация деятельности по сертификации профессиональных квалификаций в соответствии с перечнем профессиональных стандартов и иными установленными квалификационными требованиями;
участие в разработке государственных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения, а также в организации деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

По мнению работодателей профессиональный стандарт это– многофункциональный нормативный документ, определяющий в области конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям. Профессиональные стандарты не включены в состав Национальной системы стандартизации. Поэтому разработка, ведение, принятие, отмена стандарта регулируется не Росстандартом, а Минтрудом России. Для методической поддержки разработки профессиональных стандартов постановлением Правительства Российской Федерации утверждены от 22 января 2013 г. № 23 «Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», кроме того, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «29» апреля 2013 г. №170н утверждены «Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта».

Для разработки проектов профессиональных стандартов сформированы уровни квалификации (приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 148н). Эти уровни применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, тре­бований к образованию и обучению работников. Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника Единые требования к квалифи­кации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расши­рены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной дея­тельности. Описание уровней квалификаций приведено в таблице 12.5.

 

Таблица 12.5

Описание уровней квалификации

 

Уро­вень Показатели уровней квалификации Основные пути достижения уровня квалифи­кации
Полномочия и ответствен­ность Характер умений Характер знаний
1 уровень Деятельность под руководством Ин­дивидуальная ответственность Выполнение стандартных заданий (обычно физи­ческий труд) Применение элементарных фак­ти­ческих знаний и (или) ограни­чен­ного круга специальных знаний   Краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт
2 уро­вень Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знако­мых заданий Индивидуальная ответственность Выполнение стандартных заданий. Выбор спо­соба действия по инструк­ции Корректи­ровка дей­ствий с учетом условий их выполне­ния Применение специальных знаний Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подго­товки по профес­сиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 меся­цев) Практический опыт  
3 уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи Индивидуальная ответственность Решение типовых практиче­ских задач Выбор спо­соба действия на основе зна­ний и практи­ческого опыта. Корректи­ровка дей­ствий с учетом условий их выполне­ния Понимание технологических или методиче­ских основ решения типовых практиче­ских задач Применение специальных знаний   Основные программы профессионального обуче­ния – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до од­ного года) Практический опыт  
4 уро­вень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практиче­ских задач, требу­ющих анализа ситуации и ее изменений Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач Ответственность за решение поставленных задач или результат деятель­ности группы работников Решение различных типов прак­тических задач Выбор спо­соба действия из известных на основе зна­ний и практи­ческого опыта Текущий и итоговый контроль, оценка и кор­рекция деятель­ности Понимание научно-технических или методи­ческих основ ре­шения практиче­ских задач Применение специальных знаний Самостоятельная работа с информацией Образовательные программы среднего профессио­нального образова­ния - программы подготовки квалифицированных ра­бочих (служащих) Основные программы професси­онального обуче­ния - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Практический опыт  
5 уро­вень Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требу­ющих самостоя­тельного анализа ситуации и ее изменений Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделе­ния Ответственность за решение поставленных задач или результат деятель­ности группы работников или подразделения Решение различных типов прак­тических задач с элементами проектирования Выбор спосо­бов решения в изменяющихся (раз­личных) усло­виях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и кор­рекция деятель­ности Применение профессиональных знаний технологического или методического харак­тера Самостоятельный поиск информа­ции, необ­ходимой для ре­шения постав­ленных профессиональных за­дач Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обуче­ния – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы Практический опыт  
6 уровень Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и кор­ректировка направлений профессиональной деятель­но­сти, технологических или методических ре­шений   Применение профессиональных знаний технологического или методического харак­тера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, ана­лиз и оценка профессиональной информа­ции   Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата Образовательные программы среднего профессио­нального образова­ния - программы подготовки специалистов среднего звена Дополнительные профессиональные программы Практический опыт  
7 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновацион­ной, с принятием решения на уровне крупных организа­ций или подразде­лений Ответствен­ность за результаты деятельности круп­ных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной дея­тель­ности и (или) организации с использова­нием разно­образных ме­тодов и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых мето­дов, технологий Понимание методологических ос­нов профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельно­сти и /или организации Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или спе­циалитета Дополнительные профессиональные программы Практический опыт  
8 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновацион­ной) с принятием решения на уровне крупных организа­ций Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли Решение задач исследовательского и про­ектного ха­рак­тера, связан­ных с повы­ше­нием эффектив­ности процессов Создание новых знаний междисциплинар-ного и межотраслевого характера Оценка и отбор информации, необходимой для развития обла­сти деятельно­сти Программы подготовки научно-педа­гогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета Дополнительные профессиональные программы Практический опыт  
9 уровень Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами Значительный вклад в определенную область деятельности Ответственность за результаты деятельности на наци­ональном или меж­дународном уров­нях Решение задач методологического, исследовательского и про­ектного ха­рак­тера, связан­ных с разви­тием и повы­шением эффективности процес­сов Создание новых фундаментальных знаний междисциплинар-ного и межотрас­левого характера   Программы подготовки научно-педа­гогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки Дополнительные профессиональные программы Практический опыт  

 

По состоянию на 1 февраля 2014 года в Российской Федерации по данным Минтруда России разработано и утверждено 804 профессиональных стандарта.

Стандарты приняты по результатам рассмотрения их на экспертном совете. Экспертный совет – это совместная площадка, где эксперты, как правило работодатели, в различных сферах деятельности рассматривают подготовленные проекты профессиональных стандартов и принимают соответствующее решение. Разработчиком проекта профессионального стандарта должно быть профессиональное объединение предпринимателей. Прежде чем приступить к разработке разработчики проектов профессиональных стандартов организуют проведение анализа. Они рассматривают действующие российские и международные профессиональные стандарты по аналогичным видам профессиональной деятельности. Кроме того, изучают состояние и перспективы развития соответствующего вида экономической деятельности, группы занятий, к которым относится профессиональный стандарт.

Обязательным условием разработки является изучение разработчиками тарифно-квалификационных характеристик, содержащиеся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, и квалификационные характеристики и содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. При формировании профессионального стандарта рассматриваются нормативные правовые акты, иные организационно-распорядительные документы, которыми определены требования к квалификации по профессиям, должностям, специальностям, соответствующим данному виду профессиональной деятельности. Материалы по проекту профессионального стандарта его создатели направляют в Минтруд России.

О своей деятельности разработчики информируют представителей заинтересованных организаций с обязательной публикацией хода работ в сети Интернет и на сайте разработчика, а также проводят ряд других важных работ. При наличии нескольких организаций, представивших в Министерство уведомления (намерение) о разработке профессионального стандарта по одному и тому же виду профессиональной деятельности, им рекомендуется определить ответственную организацию для обеспечения общей координации деятельности разработчиков и выступления в качестве уполномоченного лица.

Структурно каждый профессиональный стандарт состоит из функциональных блоков, каждый из которых соотносится с определенной трудовой функцией и определенным уровнем квалификации и содержит требования к выполнению конкретной трудовой функции, с точки зрения необходимых знаний, умений, уровней ответственности, самостоятельности и сложности. Блок профессионального стандарта должен четко описывать следующие параметры:

— название трудовой функции—единицы профессионального стандарта;

— действия, обеспечивающие выполнение этой функции;

— характеристики квалификационного уровня,

— требуемые знания и умения.

В свою очередь, требуемые знания и умения должны охватывать три группы компетенций:

- профессиональные -относящиеся к собственно области профессиональной деятельности;

- надпрофессиональные (или сквозные компетенции), относящиеся к охране труда и окружающей среды, профессиональному общению и совершенствованию трудовой среды и рабочего места;

- ключевые (базовые) компетенции, относящиеся ко всем видам деятельности, в которую включен работник, и предполагающие его способность получать новые знания и адаптировать старые к новым контекстам, а также адаптироваться к изменяющейся ситуации собственного профессионального и личностного роста и развития (интеллектуальные, социальные и межличностные, предпринимательские).

Благодаря такой структуре, профессиональный стандарт может быть достаточно прозрачно и непротиворечиво спроецирован в требования образовательных стандартов и программ профессионального образования (каждый функциональный блок профессионального стандарта может быть трансформирован в модуль обучения, при этом результатом обучения по каждому блоку профессионального стандарта становится та функция, которая подлежит освоению).

Процедура разработки профессионального стандарта предполагает выявление функций, которые должны выполняться в конкретной области профессиональной деятельности, а не на описании того, кто их выполняет. Соответственно, отправная точка формирования стандарта – анализ трудовой деятельности, в ходе которого, по результатам опроса большого массива респондентов, представляющих работников соответствующей отрасли, выявляются трудовые функции и требования к качеству их выполнения.

Полученные в ходе опроса данные позволяют определить набор значимых функций, наиболее часто указываемый респондентами, а также требуемый уровень квалификации для их выполнения.

Процедура разработка профессионального стандарта проводится по десяти основным этапам:

1.Формирование экспертной группы из представителей отрасли.

2.Формирование базового перечня функций.

3.Разработка проекта функциональной карты и первичного списка знаний, умений и ключевых компетенций, необходимых для последующего опроса (анкетирования).

4. Разработка анкеты для опроса руководителей и ведущих специалистов-экспертов предприятий отрасли, включающей в себя проект функциональной карты, а также первичный список знаний, умений и ключевых компетенций.

5. Организация и проведение опроса предприятий.

6.Обобщение данных анкетирования для разработки проекта профессиональных стандартов.

7. Подготовка проектов профессионального стандарта.

8. Обсуждение проектов профессиональных стандартов в широком профессиональном сообществе.

9. Доработка проектов профессиональных стандартов с учетом результатов обсуждения.

10.Согласование, экспертиза и представление проекта профессиональных стандартов на утверждение в Минтруд России.

Профессиональный стандарт в соответствии с действующими требованиями должен содержать четыре раздела: раздел I. Общие сведения; раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности); раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций и раздел IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта.

 

Ключевым элементом при разработке профессионального стандарта является разработка проекта функциональной карты в конкретной области профессиональной деятельности, что предполагает описание функций, выполняемых работниками (не должностных обязанностей, которые могут существенно отличаться в различных предприятиях) в данной области профессиональной деятельности. Разработка функциональной карты начинается с формулировки основной цели и целей области профессиональной деятельности. Основная цель области профессиональной деятельности кратко описывает суммарный результат того, для чего предназначена данная область профессиональной деятельности. Пример структуры функциональной карты приведен на рисунке 1.1.

Рис.1.1. Пример структуры функциональной карты для профессионального стандарта

 

Рассмотрим на конкретном примере разработку профессионального стандарта "Специалист по организации постпродажного обслуживания и сервиса" [12.5].

Профессиональный стандарт разработан в целях реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 N596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и N597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", и перехода к Национальной системе компетенций и квалификаций. В стандарте приводиться Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций. В нем отмечается, что постпродажное обслуживание и сервис является неотъемлемым продолжением производства и продажи любой продукции, особенно это характерно для продукции с длительным сроком использования. Поэтому организация постпродажного обслуживания и сервиса как функция осуществляется в рамках всех видов производственной деятельности: производства машин и оборудования, приборостроения, автомобилестроения, судостроения, авиа- и ракетостроения, производства бытовой техники, мебели и прочей продукции.

Отмечается, что в настоящее время подразделения, осуществляющие сервисную деятельность на предприятиях, из центров затрат превратились в центры прибыли и зачастую продажа услуг является более высоко маржинальным и стабильным, с точки зрения дохода, видом деятельности, то востребованы и услуги по управленческому консультированию в этой области. Разработчики проекта стандарта считают, что организацию постпродажного обслуживания и сервиса можно назвать межотраслевым видом деятельности. При разработке стандарта учитывались существующие тенденции развития постпродажного обслуживания. Отмечалось, что производители товаров переходят от концепции традиционного производства к концепции управления и поддержки всего жизненного цикла продукции (ЖЦП). Такой подход предусматривает и стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 "Системы менеджмента качества. Требования". К постпродажному обслуживанию и сервису отнести следующие этапы ЖЦП:

- монтаж и наладка;

- техническая поддержка и обслуживание в процессе эксплуатации;

- утилизация и(или) переработка.

Основными сферами применения профессионального стандарта являются:

- решение задач в области управления персоналом (разработка корпоративных профессиональных стандартов, систем мотивации персонала, должностных инструкций; подбор персонала; планирование карьеры);

- процедуры стандартизации и унификации в рамках вида экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.) с учетом специфики постпродажного сервиса для конкретного вида профессиональной деятельности;

- оценка и сертификация квалификаций граждан по организации постпродажного обслуживания в рамках конкретных видов деятельности;

- формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.

Профессиональный стандарт "Специалист по организации постпродажного обслуживания и сервиса" может быть использован работодателем для:

- выбора квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задаче; для определения критериев оценки при подборе и отборе персонала;

- обеспечения качества труда персонала и соответствия выполняемых персоналом трудовых функций установленным требованиям;

- обеспечения профессионального роста персонала;

- поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;

- повышения мотивации персонала к труду в своей организации;

- повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а следовательно, и высоких экономических результатов.

Профессиональный стандарт является основой для оценки возможности работника в следующих направлениях:

- определения собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;

- эффективного функционирования на предприятии;

- обеспечения собственной востребованности на рынке труда и сокращения сроков поиска подходящей работы;

- карьерного роста и увеличения доходов.

Стандарт "Специалист по организации постпродажного обслуживания и сервиса" необходим и для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования персонала на предприятиях.

Профессиональный стандарт охватывает наиболее распространенные виды действий по организации постпродажного обслуживания и сервиса. Обобщенные трудовые функции, регламентируемые профессиональным стандартом, приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: