Тема №13 Правотворчество и формы объективного юридического права.




?Понятия, основные черты и виды правотворчества.

Правотворчество - деятельность уполномоченных субъектов по созданию, изменению или отмене юр. норм.

 

Основные черты:

1. Юридическая деятельность субъектов наделенных правотворческими полномочиями

2. Содержанием правотворчества является создание, изменение юр. норм.

3. Правотворчество представляет собой процесс который состоит из стадий и осуществляется в установленной юр. процедуре.

4. Результатом правотворчества являются юридические нормы которые объективируются в соответствующих формах права.

5. Целью правотворчества является регламентация общественных отношений путем соединения общих правил правомерного поведения.

Виды правотворчества:

1. По субъектам:

- правотворчество органов гос.

- правотворчество народа

- правотворчество гос. и не гос. предприятий и учреждений

- правотворчество общественных организаций и трудовых коллективов

- правотворчество органов местного самоуправления

2. По способам установления юр. норм:

- непосредственное правотворчество органов гос. (орган гос. сам принимает соответствующую норму)

- санкционированное правотворчество (нормы права устанавливаются не правотворческими субъектами, а затем гос. берет их под своб защиту и вводит их в ранг юридических)

- делегированная правотворчество (гос. часть своих правотворческих полномочий передает другим субъектам которые в силу этого имеют право принимать юр. нормы)

- договорное правотворчество (юр. нормы устанавливаются несколькими правотворческими субъектами по их взаимной договоренности)

 

Стадии правотворчества:

1. Подготовка юр. норм

2. Принятие и объективация нормы в соответствующих формах права

3. Обнородование юридических норм

 

?Принципы правотворчества ДГСО.

1. Принцип верховенства права - юр. нормы должны создаваться на основе прав человека, учитывать общечеловечиские принципы и международные стандарты по правам человека.

При создание юр. норм необходимо учитывать интересы всего общества, а также согласованные интересы различных соц. групп(участие в обсуждении законопроектов, принятия актов).

 

Принцип законности - юр. нормы должны создаваться:

а)правотворческими субъектами в пределах их компетенции;

б)с соблюдение соответствующих юр. процедур;

в)юр. нормы должны объективироваться в установленной законом форме.

 

Принцип научной обоснованности - при создании юр. норм должны учитываться потребности функционирования и развития общества в целом, а также его подсистем, которые выявляются различными науками.

 

Принцип технико-юридического совершенства - юр. нормы должны создаваться с применением средств и правил юр. техники, которые разрабатываются юр. наукой.

 

Принцип гласности - население должно быть информированно о принятии тех или иных правотворческих решений - доступность информации о принятых решений.

 

?Понятия и виды форм(источника ОЮП).

Термин источника права используется в 2 значениях:

1. Совокупность материальных, культурных, политических, социальных факторов которые обусловливают содержание юр. норм.

2. Форма права, т.е. способы объективации юр. норм.

 

Форма ОЮП - способ внешнего выражения и закрепления юр. норм.

 

Виды форм:

1. Правовой обычай - письменный юр. акт, содержащий решение правотворческого субъекта о санкционировании обычаев которые становятся в силу этого общеобязательными. Основной формой права обычаев является в традиционно-общинных правовых системах.

 

2. Правовой прецедент - письменный юр. акт содержащий решение компетентного органа гос. по конкретному делу, которое является обязательным для рассмотрения всех аналогичных дел, различаются адм. и суд. прецеденты. Суд. прецеденты являются результатом правотворческой деятельностью высших суд. инстанций. Прецедент является основной формой права англо-американской правовой системы.

В Украине применяются прецеденты толкования права которые устанавливает верховный суд Украины по мотивам неодинакового применения материальных норм права судами.

 

3. Нормативно-правовой договор - письменный юр. акт содержащий юр. нормы которые устанавливаются несколькими компетентными субъектами по их взаимному согласию. Международно-правовые договоры, коллективные договоры по трудовому праву, генеральные соглашения. В Украине международные договоры ратифицированные Верховной Радой Украины являются частью нац. законодательства.

 

4. Нормативно-правовой акт - письменный юр. акт содержащий юр. нормы которые устанавливаются правотворческим субъектом. Нормативно-правовой акт является основной формой права романо-германской правовой системы.

 

5. Юридическая доктрина - письменный документ содержащий правовые идеи, принципы сформулированные учеными и признанные гос. в качестве обязательных.

 

6. Религиозные тексты - письменные документы содержащие религиозные нормы, которые признаны гос. общеобязательными.

 

?Понятия, юр. свойства и виды нормативно-правовых актов.

Юр. свойства(признаки НПА):

1. НПА устанавливается компетентными субъектами наделенные правотворческими полномочиями.

2. НПА содержит юр. нормы и являются общеобязательными.

3. НПА обладают специфической структурой, т.е. внутренним строением которое отличает его от всех других юр. актов(он содержит преамбул, делится на части, разделы, главы, статьи, пункты и тд., а также включает переходные и заключительные положения).

4. НПА имеют точно-определенные пределы действия в пространстве, во времени и по кругу лиц.

5. НПА имеют письменную и юр. форму внешнего выражения и закрепления(юр. форма - юр. название акта - закон, постановление, указ, решение).

6. НПА обладают юр. силой(юр. сила - свойства НПА которое определяет юр. обязательность НПА по отношению к друг другу)

 

Критерии определения юр. силы НПА:

1. Для централизованно-сегментарных аппаратов гос. таким критерием выступает формальный критерий, т.е. определение юр. силы НПА в соответствующих законах(нужно см. Конституцию, Закон о Кабинете Министров Украины, Закон о Центр. Органах Исполнительной власти, Закон о Совете Министров АРК, Закон о Местных гос.-адм., Закон о Местном самоуправлении).

2. Для моноцефальных гос. аппаратах таким критерием выступает материальный критерий, т.е. юр. сила НПА определяется местом органа гос. в системе гос. органов.

 

Виды НПА:

По юр. силе:

- законы

- подзаконные

 

По сфере действия в пространстве:

- общие

- местные

- локальные(действую в пределах предприятий, учреждений)

 

По сфере действия во времени:

- постоянные

- временные

 

По кругу лиц(по действию):

- общие

- специальные

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: