h2 | c2 | e2 | Error | |
Антисоциальное поведение | 0,70 | 0,10 | 0,18 | 0,15 |
Депрессия | 0,77 | 0,00 | 0,23 | 0,15 |
Школьная успешность | 0,75 | 0,02 | 0,23 | 0,15 |
Социабельность | 0,57 | 0,31 | 0,12 | 0,24 |
Самостоятельность | 0,40 | 0,46 | 0,14 | 0,20 |
Социальная ответственность | 0,89 | 0,00 | 0,11 | 0,27 |
Общая самооценка | 0,17 | 0,03 | 0,80 | - |
Поражают высокие коэффициенты наследуемости для таких характеристик, как антисоциальное поведение, депрессия, социальная ответственность, школьная успешность (70-89%). Роль общей среды оказалась довольно значительной в показателях социабельности и самостоятельности (31 и 47 %). По-видимому, на эти характеристики влияет среда и ближайшее окружение подростков (общие друзья, учителя и т.п.). Подобные исследования открывают простор для дальнейших экспериментов, связанных с изучением наследственных и средовых факторов, влияющих на разнообразные психологические характеристики, относящиеся к личностной сфере.
Стоит упомянуть еще об одном сообщении (Eley, 1997; цит. по: Bouchard T.J, Loehlin J.C., 2001). Хорошо известно о корреляции двух признаков - тревожности и депрессии. Исследование Эли, проведенное на близнецах 8-16 лет в Великобритании, позволило получить генетическую корреляцию между тревогой и депрессией. Она оказалась высокой (80%), оставшиеся 20 % приходятся на факторы общей среды.
Приведенные примеры показывают, что в области исследования личности анализ множественных переменных, включающий генетические и средовые параметры, является одним из наиболее перспективных в настоящее время.
В заключение несколько слов о картировании генов при исследовании личностных признаков. В психогенетике уже прочно закрепилось понятие сложного или комплексного признака ("complex trait"). Это означает, что признак формируется при участии множества факторов, в том числе и наследственных.
Для наследственных заболеваний выше вероятность обнаружения главных генов, имеющих значительный эффект. Для нормальных признаков, как правило, более характерно полигенное наследование с участием многих генов с малым эффектом. Учитывая это, полной неожиданностью для исследователей было открытие в 1996 г. наследственного полиморфизма с 10%-ным эффектом, ассоциированного с одной из черт личности - стремлением к новым впечатлениям, иногда связанным с рисками (novelty seeking). Ген-кандидат оказался связанным с нейрорецептором дофамина. Дофамин, в свою очередь, имеет отношение к регуляции настроения. Результаты дальнейших исследований в этом направлении пока не создают ясной картины. Возможно, эффект этого гена ниже (порядка 4%). Окончательный вывод, очевидно, делать преждевременно, но попытки обнаружить "личностные" гены продолжаются. Возможно, в дальнейшем будут найдены и другие полиморфизмы со значительными эффектами.
Выводы
- 11.1. Психогенетические исследования интеллекта
- Исследования интеллекта являлись приоритетными на протяжении всей истории психогенетики. Первые исследования по наследуемости интеллекта были проведены Ф. Гальтоном во второй половине XIX века.
- В психогенетике используется психометрический подход к исследованию интеллекта, предполагающий измерение различных способностей с помощью психометрических тестов. Преобладающими являются исследования общего интеллектуального фактора (фактор g).
- Обобщение результатов психогенетических исследований общего интеллекта, проведенное в 80-х годах ХХ века, показало, что корреляции между родственниками тем выше, чем больше генов и среды разделяют родственники. В среднем по результатам мета-анализа оценки наследуемости общего интеллекта составляют порядка 50%. Основная часть наследуемости фактора g приходится на долю аддитивной составляющей.
- Коэффициенты наследуемости интеллекта изменяются с возрастом, составляя в младенчестве примерно 20%, в детстве - около 40% и у взрослых - 60% и выше. Влияние общей среды довольно существенно в детстве (порядка 30% дисперсии) и практически исчезает у взрослых.
- Генетические корреляции между отдельными когнитивными способностями гораздо выше фенотипических корреляций и составляют порядка 0,8. Столь высокие генетические корреляции позволяют предположить существование общего генетического фактора, лежащего в основе умственных способностей.
- По результатам психогенетических исследований интеллекта можно заключить, что IQ (коэффициент интеллекта) является сложным количественным признаком, зависящим от действия множества генов с суммирующимся эффектом и множества влияний среды. В настоящее время ведется поиск локусов количественных признаков (ЛКП, или QTL), имеющих отношение к наследственной детерминации интеллекта.
- Помимо поиска конкретных генов-кандидатов важным направлением исследований является изучение факторов среды, влияющих на вариативность интеллекта. К таким факторам могут быть отнесены как социальные (род занятий, посещение школы, применение развивающих программ, семейная среда), так и биологические (особенности питания, алкогольная и другие виды интоксикаций, гипоксия и т.п.).
- 11.2. Психогенетические исследования темперамента и личности
- Под темпераментом в отечественной психологии понимаются формально-динамические особенности деятельности человека. Черты темперамента традиционно связывают с биологическими особенностями человека. Наследственная обусловленность является одним из критериев для отнесения какой-либо черты человека к чертам темперамента.
- Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом. Начиная с младенческого возраста, МЗ близнецы демонстрируют гораздо более высокое сходство по чертам темперамента, чем ДЗ близнецы. Для последних характерны чрезвычайно низкие оценки внутрипарного сходства. Такие соотношения свидетельствуют в пользу гипотезы о неаддитивных эффектах действия генов на вариативность темперамента.
- Исследования свойств личности в психогенетике базируется в основном на факторно-аналитическом подходе к изучению личности, который предполагает, что личность представляет собой иерархически организованную структуру: психологические особенности низшего порядка образуют совокупности взаимосвязанных характеристик (синдромы); те, в свою очередь, группируются в системы более высокого уровня и т.д.
- В настоящее время выделяют пять глобальных факторов, наиболее обобщенно описывающих черты личности ("Большая пятерка"). Психогенетические исследования "Большой пятерки" и других подобных характеристик свидетельствуют о вкладе генотипа в вариативность личностных черт, который составляет примерно 30-50%. Среди факторов среды приоритетной является различающаяся (индивидуальная) среда. Факторы общей среды в большинстве исследований обнаруживают очень низкие, практически нулевые, эффекты.
- По всей видимости, личностные особенности являются комплексными признаками, в детерминации межиндивидуальной вариативности которых принимают участие множество факторов, в том числе и наследственность.
- Для некоторых черт личности (например, стремления к новым впечатлениям, связанным с рисками) удается обнаружить конкретные гены с довольно значительными эффектами порядка 4-10%.
- Некоторые недавние возрастные психогенетические исследования личностных черт указывают на значительные наследственные эффекты у подростков. Коэффициенты наследуемости некоторых черт в этом возрасте достигают 70-80%.
Словарь терминов
- Интеллект
- Психометрический подход
- Интеллектуальные тесты
- Коэффициент интеллекта (IQ)
- Вербальный
- Невербальный интеллект
- Факторный анализ
- Фактор g
- Мета-анализ
- Генетические корреляции
- Кросс-корреляции
- Аддитивный тип наследования
- Деменция
- Ген-кандидат
- Полиморфные локусы
- Социальные факторы
- Биологические факторы
- Наследуемость
- Общая среда
- Различающаяся среда
- Лонгитюдное прослеживание
- Генетическая преемственность
- Темперамент
- Стиль поведения
- Формально-динамические характеристики
- Критерии темперамента
- "Легкий темперамент"
- "Трудный темперамент"
- Неаддитивное наследование
- Контрастный эффект в парах близнецов
- Ассимиляционный эффект в парах близнецов
- Личность
- Факторно-аналитический подход
- Экстраверсия-интроверсия
- Невротизм
- "Большая пятерка"
- Критериальные опросники
- Тревожность
- Депрессия
- Девиантное поведение
Вопросы для самопроверки
- Какой подход к изучению интеллекта чаще используется в психогенетических работах?
- О чем говорит коэффициент интеллекта (IQ), получаемый в результате тестирования?
- Что понимается под наследуемостью интеллекта?
- Наследуемость является популяционной характеристикой. Как пояснить это на примере наследуемости интеллекта?
- Какие факторы могут влиять на наследуемость интеллекта?
- О чем говорит коэффициент наследуемости интеллекта?
- Какие методы психогенетики используются в исследованиях интеллекта?
- Какая психометрическая модель интеллекта была получена в результате психогенетических исследований?
- Какими методами исследуются возрастные изменения наследуемости интеллекта?
- Какова возрастная динамика степени внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов по интеллекту?
- Каковы генетические и средовые компоненты вариативности интеллекта в различные возрастные периоды?
- О чем свидетельствуют лонгитюдные исследования близнецов?
- Какие критерии темперамента вы знаете?
- Можно ли относить черту к особенностям темперамента, если она не удовлетворяет критерию наследуемости?
- Какие параметры темперамента изучались в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании и какова их наследуемость?
- Какие синдромы темперамента выделены в этом исследовании и что можно сказать о генетических и средовых влияниях на их проявления?
- Что представляет собой трехкомпонентная структура темперамента А. Басса и Р. Пломина и каковы особенности наследуемости отдельных компонентов?
- Какие факты свидетельствуют в пользу неаддитивного наследования свойств темперамента?
- Какие особенности близнецовой среды могут влиять на показатели наследуемости темперамента?
- Что такое экстраверсия-интроверсия и невротизм, как они оцениваются?
- Какие психогенетические исследования экстраверсии-интроверсии вы знаете и о чем они свидетельствуют?
- Как внутрипарные отношения близнецов влияют на их сходство по этим параметрам?
- О чем свидетельствуют психогенетические исследования личности, проводимые с помощью различных опросников?
- Почему результаты психогенетических исследований личности противоречивы?
- Что такое "большая пятерка" и каковы результаты психогенетического анализа этих черт личности?
Список литературы
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
- Егорова М.С., Семенов В.В. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности // Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М., 1988. С. 236-291.
- Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993.
- Малых С.Б., Егорова, М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998.
- Равич-Щербо И. В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М.: Аспект-Пресс, 1999.
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. // Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1998.
- Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Т. 3. М., 1990.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2002.
- Boushard T.J., Loehlin J.C. Genes, Evolution, and Personality // Behavioral Genetics, V. 31. N 3. 2001.
- Canter S. Personality traits in twins. In: G. Clarige, S. Canter, W.I. Hume (Eds.) Personality Differences and Biological Variation, New-York: Pergamon Press, 1973.
- Dworkin R.H. et al. Longitudinal study of the genetics of personality // Sournal of Personality and Social Psychology. 1976. V. 34. P. 510-518.
- Dworkin R.H. et al. Genetic influences on the organization and development of personality // Developmental Psychology. 1977. V. 13. P. 164-165.
- Intellegence: Knowns and Unknowns. https://www.michna.com/intelligence.htm
- Fuller J., Thompson W. Foundations of behavior. The C.V. Mosby company. Saint Louis, 1978.
- Plomin R. Genetics, genes, genomics and g. // Molecular psychiatry. 2003. V. 8. N 1. P 1-5.
- Plomin R., Craig I. Genetics, environment and cognitive abilities: review and work in progress towards a genome scan for quantitative trait locus associations using DNA pooling // Brit. J. of Psychiatry. 2001. V. 178 (suppl. 40). P. 41-48.
- Reed T.E., Jensen A.R. Conduction velocity in a brain nerve pathway of normal adults correlates with intelligence level // Intelligence. 1992. V. 16. P. 259-272. Цит по https://www.michna.com/intelligence.htm