Помимо рекомендованной основной и дополнительной литературы, в процессе самостоятельной работы студенты могут пользоваться следующими методическими материалами:
1. Краткий конспект лекций по дисциплине «Пенитенциарная социология» для студентов направления «Социология».
2. Методические материалы в виде электронных ресурсов, которые находятся в открытом доступе на кафедре социологических наук ауд. 4217.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
(Перечень компетенций с указанием этапов их формирования; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций)
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю)
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка – по желанию | Наименование оценочного средства |
1. | Пенитенциарная социология: понятие и предметная область дисциплины | ПК-10 Способность использовать знания методов и теорий социальных и гуманитарных наук в аналитической работе, консультировании и экспертизе в рамках производственно-прикладной деятельности Знать понятийный аппарат пенитенциарной социологии; теоретико-методологические основы пенитенциарной социологии и ее место в системе научных знаний.. | Зачет |
Уметь использовать социологические методы в исследовании уголовно-исполнительной системы. | Доклад | ||
Владеть культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации; навыками усвоения большого количества новых имен, терминов, направлений общественной мысли. | Схема | ||
2. | Уголовно-исполнительная система как социальный институт | ПК-10 Способность использовать знания методов и теорий социальных и гуманитарных наук в аналитической работе, консультировании и экспертизе в рамках производственно-прикладной деятельности Знать особенности функционирования уголовно-исполнительной системы как социального института. | Экскурсия |
Уметь всесторонне изучать социальные процессы и систематизировать их; анализировать первоисточники и систематизировать полученные знания; использовать в своей научно-исследовательской деятельности теоретические и практические наработки по пенитенциарной социологии. | Доклад | ||
Владеть способностью использования фундаментальных знаний по пенитенциарной социологии на практике. | Зачет | ||
3. | Социальная стратификация пенитенциарного сообщества | ПК-10 Способность использовать знания методов и теорий социальных и гуманитарных наук в аналитической работе, консультировании и экспертизе в рамках производственно-прикладной деятельности Знать подходы к социальной стратификации заключенных. | Мини-проект |
Уметь всесторонне изучать социальные процессы и систематизировать их; анализировать литературу и систематизировать полученные знания; использовать в своей научно-исследовательской деятельности теоретические и практические наработки по пенитенциарной социологии. | Зачет | ||
Владеть культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации; навыками усвоения большого количества новых имен, терминов, направлений общественной мысли. | Доклад |
Типовые контрольные задания или иные материалы
Зачет.
А. Типовые вопросы для студентов очной и заочной формы обучения.
1. Пенитенциарная социология как наука. Взаимосвязь с другими науками.
2. Функции пенитенциарной социологии.
3. Возникновение тюрьмы: причины и этапы.
4. Уголовно-исполнительная система как социальный институт.
5. Лишение свободы: цели и проблемы исполнения.
6. Заключенные как социальная группа.
7. Особенности пенитенциарной девиантности.
8. Понятие социальной стратификации. Виды пенитенциарной стратификации.
9. Особенности социального статуса и социальных ролей осужденного.
10. Основные стратификационные группы пенитенциарного сообщества.
11. Понятие «личность осужденного» и его характерные особенности.
12. Личностные особенности основных категорий осужденных.
13. Понятие, структура тюремной субкультуры.
14. Ценностно-нормативная система пенитенциарного сообщества.
15. Понятие ресоциализации осужденных и ее основные задачи.
16. Основные принципы ресоциализационного воздействия.