Хадис 22. Можно ли изготавливать уксус из вина?




От Анаса Ибн Малика, да будет им доволен Всевышний Аллах, который рассказал: “У Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о том, можно ли использовать вино (хамр) для приготовления уксуса. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Нет” (хадис привели Муслим и Ат-Термизи, который сказал, что хадис хороший и достоверный).

 

Объяснение некоторых слов и выражений, встречающихся в хадисе:

Вино (хамр) – название всего, что опьяняет. Так истолковал значение этого слова Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: “Все, что опьяняет, есть вино (хамр)…” (хадис передал Аль-Бухари).

Выводы из хадиса:

1. Вино вне зависимости от того, из чего оно изготовлено (винограда, ячменя, фиников и т.п.), является запрещенным согласно Корану, Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также единогласному мнению мусульман. В этой связи ученые-богословы говорят, что тот, кто отрицает запрещенность хамра, зная, что оно запрещено, совершил куфр (неверие), от него требуют покаяние, если же он не раскается, то должен быть казнен.

 

2. Что касается вопроса о вине, то:

Большинство ученых-богословов (среди которых четыре имама, а также Шейху-ль-Ислям) считают, что оно является наджасой ‘айния. Свое мнение они основывают на аяте Корана: “О вы, которые уверовали! Вино, майсир, жертвенники, стрелы – мерзость (“риджс”) из деяния сатаны…” (5:91). Слово “риджс” переводится с арабского как скверна (наджаса). В качестве довода они приводят также слова Всевышнего: “И напоит их Господь их напитком чистым…” (76:21), здесь речь идет о напитке, которым будут напоены верующие в Раю, из этих слов сторонники мнения о том, что наджаса скверна, делают заключение, что вино этого мира – скверна. Однако правильным является мнение, согласно которому хамр не является наджасой в материальном смысле. В аяте подразумевается, что хамр – наджаса духовная, то есть омерзительно само его употребление. Доказательством того, что хамр не является наджасой ‘айния, служит следующее:

1) Хадис от Анаса, да будет им доволен Всевышний Аллах, в котором рассказывается о том, что после того, как Аллах запретил употреблять вино, люди стали выходить и выливать вино на улицы. Дороги, по которым ходят мусульмане, нельзя превращать в место слива нечистот (наджасы), причем запрет касается наджасы любого вида точно так же, как он касается, к примеру, мочи. Если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знал о том, что люди выливают вино на улицы, и ничего не сказал им, это значит, что он не возражал против подобных действий, а значит, вино не является наджасой. Если же предположить, что Пророку не было известно о действиях его сподвижников, выливавших вино на дороги, то ведь знал Всевышний Аллах, и, если бы выливание вина относилось к порицаемым деяниям, Он не оставил бы Своих рабов в неведении относительно него, ведь это был период ниспослания откровений.

2) После того, как Аллах запретил употребление вина, мусульманам не было приказано вымыть посуду, из которой они его вылили, а, если бы вино являлось наджасой, им было бы приказано вымыть посуду точно так же, как это было сделано в случае с мясом домашних ослов, когда во время Хайбарского похода пришел запрет на его употребление.

3) Любая вещь, как правило, считается чистой до тех пор, пока не будет приведено доказательство того, что она наджаса. Относительно того, что вино – наджаса, доводов нет, а его запрещенность еще не означает его нечистоту, и доказательством тому яд, который хоть запрещен, однако наджасой не является. Но верно обратное, то есть то, что любая наджаса является запрещенной в употребление, и поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объяснил причину запрещенности мяса домашних ослов тем, что оно – скверна, о чем сообщается в тридцатом хадисе.

4) что же касается вышеупомянутого аята, руководствуясь которым многие ученые сделали вывод о том, что вино – наджаса, то можно ответить так:

То, что в аяте подразумевается духовная, а не материальная наджаса, связано с двумя причинами:

Во-первых: Хамр в этом аяте упоминается в одном ряду с идолами, стрелами и майсиром, а все это, как известно, не является наджасой в материальном смысле, а относится к наджасе духовного плана, после прикосновения к которой (например, после прикосновения к идолу) мыть руки вовсе не обязательно, и это, на наш взгляд, очень наглядное объяснение.

Во-вторых: Смысл слова “риджс” (скверна) в этом аяте Аллах уточняет словами “из деяний сатаны”, которые дают понять, что скверна, о которой здесь идет речь, - скверна духовная (наджаса ма’навия), а не скверна материальная (наджаса хиссия ‘айния), то есть нечистыми являются сами деяния.

Относительно же использования слов Аллаха “напоит их Господь их напитком чистым” в качестве доказательства того, что хамр – наджаса ‘айния, можно дать следующий ответ:

Под напитком здесь подразумевается не только вино, ведь обитатели Рая будут пить также молоко, воду и мед. Аль-Къуртуби в своем толковании Корана “Аль-Джами’” приводит следующие слова Мукъатиля: “Сей напиток происходит из водного источника, находящегося у ворот Рая и проистекающего из ствола дерева. У того, кто изопьет из этого источника, Аллах удалит из сердца всякую злобу, ложь и зависть и очистит его нутро от всякой мерзости и грязи”. Сообщение с подобным смыслом передано также от Али.

Кроме того, мы не можем выводить и формулировать законоположения Шариата, основываясь на законах загробной жизни, ибо они не похожи на законы этого мира.

 

3. Вино, превращенное в уксус (при добавлении в него специальных веществ, удаляющих его одурманивающее воздействие), становится дозволенным в том случае, если его превратили в уксус те, согласно вероубеждениям которых вино является дозволенным (например, люди Писания). Если же уксус получен из вина теми, кому употребление вина не дозволено, то такой уксус запрещен (харам). Таким образом, уксус, приготовленный из вина иудеями и христианами, является дозволенным и чистым.

 

[Примечание не из книги]:

На том, что опьяняющие напитки наджас, подавляющее большинство ученых, а доводы которые привел автор книги либо косвенные. Поэтому безопаснее следовать за мнение подавляющего большинства ученых в этом вопросе, а ни следовать за единицами из ученых которые отклонились от этого.

 

Мазхаб большинства ученых что алкоголь наджас. Из них четыре имама и выбрал это мнение шейх уль-Ислам Ибн Теймийа. И их довод - слова Аллаха: "О те, которые уверовали, воистину опьяняющие напитки (хамр), азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, и может быть вы преуспеете". (Маида, 90).

 

В аяте использовано слово "риджс", которое переводится с арабского как мерзость. И они сказали, что это указывает на нечистоту, и посудили о нечистоте опьяняющих напитков с точки зрения того, что это наджаса в прямом смысле.

 

Сказал алляма Абу Умар Ибн Абдиль Барр (368-463 х/978-1071 м) в своей книге «Китабут Тамхид лима филь Муватта миналь Маани валь Асанид» которая является шархом к книге Имама Малика «Аль Муватта»:

«Потому что дошло до нас и является достоверным по нашему мнению то, что во всех веках и во всех странах пришли к единогласию ученые мусульман, что когда сок винограда забродиться потом стихнет и будет опьянять в малом или в большом количестве, то он является хамром (вином). И в то время, как он будет в таком состоянии он харам как мертвичина, кровь, мясо свиньи, нечистое и наджас как моча.

Как исключение из этой иджмы было передано от Рабиа мнение о капле хамра (т.е. о его чистоте в таком количестве) в упоминании которого я не увидел значимости из за противоречия единогласию ученых. И было передано от него подобное мнение о моче в размере кончика иглы. И мнение большинства ученых о соке винограда (который стал вином) то, что я упомянул от них тебе о недозволенности его малого и большого количества и о том, что хамр является, по их мнению, наджасом как и другие наджасы». Источник: Ибн Абдиль Барр: Ат Тамхид: 1/245

 

Сказал великий ученый из ханбалитского мазхаба Абу Мухаммад Ибн Къудама Аль Макъдиси (541-620 х/ 1146-1223 м) в своей книге «Аль Мугъни» которая является шархом к книге Имама Аль Хиракъи («Аль Мухтасар»):

«Раздел: Хамр является наджасом, по мнению абсолютного большинства ученых потому что Всевышний Аллах запретил его в сущности и она является наджасом, как свинья.

Все опьяняющие вещества не дозволены и являются наджасом на основании того что я привел».

Источник: Ибн Къудама: Аль Мугъни: 12/514.

[Конец примечания].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: