Теоцентризм средневековой философии




В философии Средневековья переплетены идеи христианства и античности. Средневековую философию делят на два этапа: патристика (II-VIII) и схоластика (IX-XIV). Патристика (от лат. pater – отец) – совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей, которых принято называть «святыми Отцами (учителями) церкви». Схоластика (лат. schole – школьный, ученый) – тип религиозной философии, синтезирующий католическую теологию и логику Аристотеля, и характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Основными задачами средневековой философии были: выработка христианской догматики и синтез христианства с античной философией (в основном с учениями Аристотеля, Платона, неоплатонизма). Догмат – выработанное религиозными идеологами утверждение, нормативно закрепленное церковью.

Основными принципами средневековой философии являются монизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм, принцип обратимости бытия и блага, принцип дуализма сущности и существования. Монизм – философское воззрение, согласно которому разнообразие объектов мира сводится к единой основе всего существующего. Этой основой для христианских мыслителей является Бог. Средневековый монизм основан на христианском монотеизме – системе религиозных представлений о существовании единого Бога. Теоцентризм – философский принцип, утверждающий Бога как высшую реальность, центр бытия, беспредельное всемогущество, определяющее и творящее всё сущее. Генезис бытия объясняется принципом креационизма. Креационизм – это учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог и мир – две реальности с разным онтологическим статусом, абсолютно не переходящие друг в друга. Провиденциализм – философское учение о промысле, участии Бога в развитии мира, природы, в бытии человека. Эсхатологизм – учение о конце физического мира, о конце Вселенной или её переходе в качественно иное состояние. Принцип обратимости бытия и блага: Бог – это высшее благо, сотворённый мир – это бытие в благе, т. е. в Боге; мир благ, хорош потому, что сотворён Богом. Атрибуты Бога – бытие, истина, благо. Принцип дуализма сущности и существования – сотворенный Богом мир существует, но не сам по себе, т.е. не имеет самостоятельной сущности. Сущность в мире только одна – Бог. Бытие, таким образом, из самодостаточной сущности превращается в средневековой философии в атрибут Бога. Бог – единственная единая простая субстанция, которая порождает и поддерживает существование всего мира. Только в Боге, в силу его простоты, существование и сущность совпадают. Так как Бог прост, то Его воля и разум суть одно и то же, поэтому: Бог не может уничтожить Себя, лишить человека души, сотворить другого Бога, впасть в грех и т. д. Дуализм в эту эпоху проявляется в признании одновременного существования мира живых и мира мёртвых – совершенно иной, загробной жизни души, причем между этими мирами существуют взаимосвязь и общение.

В Средние века существовали две точки зрения на субстанцию – номинализм и реализм. Средневековый номинализм (лат. nomen – имя, nominalis – именной) – направление средневековой схоластической философии, которое отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами. Природа, разум, мужественность, женственность и т. д. – это лишь термины, имена, которые придумали люди и которые существуют только в разуме для обозначения общих свойств объектов. Средневековый реализм (лат. realis – вещественный, действительный) – направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается как бытие идеальных объектов и утверждающее, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания человека. Общие понятия (природа, разум и т. д.) – реально существующие в Боге идеи. Они первичны, а предметы природы – лишь формы проявления общих понятий.

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (160–220) – раннехристианский теолог, философ,вошел в историю философии, прежде всего, благодаря знаменитой максиме: «верую, ибо абсурдно».

Он считал, что вера и разум, религия и философия принципиально несовместимы. Истины веры недоступны разуму, ибо они сверхразумны. В своем труде «О плоти Христа» Тертуллиан писал: «Сын Божий распят; нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения он воскрес; это несомненно, ибо невозможно». Каждый из этих трех тезисов, по мнению Тертуллиана, нарушает человеческие нормы, т. е. абсурден, но это и наводит на мысль о сверхчеловеческой, Божественной логике происходящих событий.

Августин Блаженный (354–430) – выдающийся мыслитель эпохи патристики, обнаружил и разрешил ряд философских проблем: соотношения необходимости и свободы, генезиса зла и теодицеи и др. Августин объясняет, что бытие – это свободный дар Бога. Бог творит мир из «ничего», без нужды, из акта своей благой свободной воли, из любви. В бытии существует иерархия, структура: Бог – это сумма сущностей, высшее бытие, из которого развертываются все остальные, более низкие, менее совершенные роды бытия. Иерархия материального мира представлена и во временны́х рамках: шесть дней творения, в каждый из которых создается более сложноорганизованная, более совершенная материя, чем в предыдущий. Время – творение Бога и относится только к сотворенному, а не к самому Творцу.

Время у Августина в отличие от представлений античных философов оказывается линейным и имеет векторную направленность. Есть начало времени – момент творения бытия, есть пограничные точки – первородный грех (падение Адама и Евы), пришествие Иисуса Христа в мир и его воскрешение, и есть конец времени – Страшный суд, после которого история известного человечеству бытия закончится. Ответы на вопрос о генезисе зла, нашли отражение в труде Августина «Теодицея», что означает «оправдание Бога». Августин выделил три уровня зла: 1) метафизико-онтологический, 2) моральный, 3) физический. С метафизической точки зрения зла нет в космосе, но по отношению к Богу есть различные ступени бытия, совершенства. С точки зрения целого любая тварь, в том числе и представляющаяся человеку негативной, имеет свой резон, свой смысл бытия, а значит, нечто позитивное. Моральный аспект: Бог творит только добро, зло – это нехватка, небытие добра. Оно не субстанционально и существует за счёт добра, паразитирует на нём. Зло появляется из свободы воли, которая дана ангелам и людям. Здесь возникает философская проблема: насколько человек свободен в своих действиях от воли бога? Почему возникает грех? Августин пишет, что воля человека свободна, но в границах божьего предположения. Воля тяготеет по природе своей к высшему благу – Богу. Но поскольку существует множество конечных благ, то душа человека может предпочесть благу высшему – благо низшее, например, любви к Богу предпочесть любовь к себе (себялюбие, честолюбие, спесь), т.е. впасть в грех.

Еще одна проблема: соотношение веры и разума. По Августину без веры, не может быть понимания. Понимание, это вознаграждение веры, вера награждает разум.

Фома Аквинский (1221–1274) – крупнейший представитель схоластики, труды которого признаны основой современной официальной католической доктрины. Фома Аквинский предложил пять доказательств бытия Бога. Первое доказательство бытия Бога – кинетическое, доказательство от движения: поскольку всё, что движется, приводится в движение чем-то ещё, то должен с необходимостью существовать некий перводвигатель, – это Бог. Второе доказательство исходит из производящей причины и гласит, что всё, происходящее в мире, происходит благодаря причинно-следственной связи. Причина не может быть одновременной со своим следствием, она всегда предшествует следствию во времени. Следовательно, весь ряд причин, событий в мире должен иметь некоторую первопричину, – это Бог. Третье доказательство – доказательство от случайности и необходимости. Мир может существовать, а может и не существовать. Мир существует, следовательно, есть абсолютная необходимость, которая и обеспечивает существование этого мира, эта абсолютная необходимость – Бог. Четвертое доказательство исходит из степеней совершенства: сравнение вещей по степеням совершенства возможно лишь тогда, когда в человеке есть понятие о некотором абсолютно-совершенном существе, с которым возможно сравнение. Есть нечто, в предельной степени обладающее истиной, совершенством, благородством, и, следовательно, бытием, это абсолютное совершенство – Бог. И, наконец, пятое доказательство – телеологическое – от цели: все процессы в мире происходят с какой-то целью; общая цель, ради которой существует мир, – это Бог.

В отличие от Августина, Ф. Аквинский считает, что теология не вытесняет философию, а вера – разум. Каждая в познании истины, т.е. Бога, выполняют свою функцию. Разумная вера крепче, чем слепая.

Гносеология средневековой философии базировалась на принципах тождества понятий «истина» и «Бог», на примате веры над разумом в процессе познания. На заре новой эры философ Тертуллиан (160-220) провозгласил несовместимость веры и знания: «верую, ибо абсурдно» и предъявил требования сердечности и простодушия в познании истин веры. Августин так же опирался на веру в процессе познания. Ф.Аквинский несколько смещает акценты в вопросе соотношения веры и разума. Тезис Августина: «Верю, чтобы знать». Тезис Аквинского: «Знаю, чтобы верить».

Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

• даны пять доказательств существования Бога;

• систематизирована схоластика;

• закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и пол­ную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, пре­имущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господ­ство идеи над материей (а следовательно, Бога над окру­жающим миром);

• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны толь­ко через откровение;

• разделены философия и теология, причем философия постав­лена в подчиненное положение по отношению к теологии;

• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римско­го было объявлено официальной идеологией католицизма.

 

Средневековая социальная мысль интересна тремя идеями, оказавшими огромное воздействие на последующее развитие социальной философии. Именно в Средние века зародилась вера в то, что человечество ожидает прекрасное будущее: по окончании земной истории праведники окажутся в небесном раю, где будет полнота бытия, абсолютная благодать без боли, тления и тягот. Другая важная идея этой эпохи – аскетизм – система практических мер самоограничения и воздержания, направленных на обуздание порока и на укрепление добродетели, благодаря которым человек преодолевает себя и духовно растёт. Идея аскетизма – «довольствоваться малым» снимает социальную напряженность в обществе и способствует различению сущностных (естественных) и несущественных (искусственно создаваемых) потребностей человека. Третья идея – это представление о полном равенстве людей перед Богом и стремление транслировать эту идею в реальный мир для создания социального равновесия.

В христианском учении о воскресении человека в жизнь вечную был сделан акцент на том, что воскресает душа в своём обновленном теле. Это привело в следующую историческую эпоху Возрождения (XV–XVI) к «реабилитации» материальной телесности человека. Но в целом в эпоху Возрождения формировалось мировоззрение, противоположное средневековому.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: