Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине




Помимо рекомендованной основной и дополнительной литературы, в процессе самостоятельной работы студенты могут пользоваться следующими методическими материалами:

1. Словарь терминов по дисциплине «Социологические проблемы изучения общественного мнения» для студентов направления 62.040100 – Социология.

2. Социология общественного мнения: персоналии для студентов направления 62.040100 – Социология.

3. Опорный конспект лекций в схемах по дисциплине «Социологические проблемы изучения общественного мнения».

Методические материалы в виде электронных ресурсов находятся в открытом доступе на кафедре социологических наук ауд. 427.

 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка – по желанию наименование оценочного средства
1. Раздел 1. Генезис и развитие теории общественного мнения. Сущность общественного мнения Знать: ПК-5 основные классические и современные социологические теории и школы изучения общественного мнения; основные закономерности протекания социальных процессов.   Тестовые задания Эссе
2. Раздел 2. Закономерности формирования и функционирования общественного мнения Владеть: ПК-5 способностью использования фундаментальных социологических знаний при изучении общественного мнения. Тестовые задания   Практические задания Эссе    
3. Раздел 3. Методическое обеспечение социологического изучения общественного мнения Знать: ПК-5 методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации при изучении общественного мнения. Уметь: ПК-5 применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и анализа данных, учитывать их ограничения, оценивать качество (валидность и надежность) социологической информации при изучении общественного мнения. участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные проекты по изучению общественного мнения. Владеть: ПК-5 способностью использования социологических знаний на практике; ПК-5 навыками получения информации по общественному мнению. Тестовые задания Эссе   Практические задания   Исследовательский проект     Практические задания Исследовательский проект  

Типовые контрольные задания или иные материалы

Зачет

А. Типовые вопросы.

1. Общественное мнение как специальная социологическая теория. Ее роль и место в структуре современного социологического знания.

2. История становления социологии общественного мнения за рубежом.

3. Российская традиция социологического изучения общественного мнения.

4. Становление и развитие понятия «общественное мнение».

5. Природа и сущность общественного мнения.

6. Гносеологический анализ общественного мнения.

7. Дедуктивный подход к изучению общественного мнения.

8. Индуктивный подход к изучению общественного мнения.

9. Объект общественного мнения.

10. Субъект общественного мнения. Монистическая и плюралистическая точки зрения.

11. Анализ соотношения понятий: индивидуальное, групповое, коллективное и общественное мнение.

12. Социологический анализ общественного мнения.

13. Онтологический подход к анализу общественного мнения в социологии.

14. Способы бытия общественного мнения.

15. Структура общественного мнения, ее виды.

16. Свойства общественного мнения.

17. Классификация функций общественного мнения. Проблема их систематизации в социологии.

18. Характеристика функций общественного мнения.

19. Динамическая структура общественного мнения. Этапы формирования общественного мнения.

20. Факторы формирования общественного мнения.

21. Целенаправленное воздействие на формирование общественного мнения. Роль средств массовой коммуникации.

22. Особенности и возможности системы целенаправленного воздействия на общественное мнение.

23. Закономерности функционирования и развития общественного мнения.

24. Общественное мнение как социальный институт.

25. Взаимосвязь общественного мнения и политики.

26. Роль общественного мнения в государственном и социальном управлении.

27. Каналы и формы выражения общественного мнения.

28. Основные социологические центры и службы изучения общественного мнения за рубежом.

29. Основные социологические центры и службы изучения общественного мнения в России.

30. Классификация приемов изучения общественного мнения.

31. Методические проблемы совершенствования изучения общественного мнения.

32. Новые информационные и технические возможности изучения общественного мнения в социологии.

Б. Критерии и шкала оценивания.

К зачету допускаются студенты, выполнившие практические, тестовые задания, защитившие исследовательский проект по изучению общественного мнения. Зачет проводится в устной форме по предложенным выше вопросам.

Оценка «зачтено» ставится студенту, который а) усвоил весь (или основной) объем программного материала; б) правильно, аргументированно ответил на все вопросы (основные, дополнительные, уточняющие), ответ иллюстрируется примерами; в) умеет применять полученные знания на практике (не допускает грубых ошибок, устраняет отдельные неточности самостоятельно или с помощью дополнительных вопросов преподавателя); в) владеет исследовательскими навыками изучения общественного мнения (проект).

Оценка «незачтено» ставится, если содержание вопросов раскрыто слабо, знания имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью, имеются неточности при ответе на основные вопросы, допускаются фактические ошибки. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Не может ответить на дополнительные вопросы, предложенные преподавателем.

 

Эссе

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей по конкретному вопросу на основе изученной литературы.

А. Темы эссе

1. Понимание общественного мнения в трудах представителей психологического направления в социологии

2. Теория «спирали молчания» Э. Ноэль-Нойман

3. Соотношений понятий «индивидуальное мнение», «групповое мнение», «коллективное мнение» и «общественное мнение»

4. Взаимосвязь общественного сознания и общественного мнения

5. Монистическая и плюралистическая традиции в современной социологии

6. Интенсивность как комплексное свойство общественного мнения

7. Показатели устойчивости и изменчивости общественного мнения

8. Динамические свойства общественного мнения и их характеристика

9. Явные и латентные функции общественного мнения (примеры)

10. Пресса и межличностное общение: двухступенчатая коммуникация.

11. СМИ: зеркало мнений общества или средство манипулирования?

12. Условия институциализации общественного мнения.

13. Генезис общественного мнения как социального института в современном российском обществе

14. Каналы выражения общественного мнения

15. Формирование и функционирование общественного мнения в политической сфере

16. Общественное мнение и власть: способы взаимодействия

17. Специфика и возможности оперативных исследований общественного мнения в социологии.

18. Мониторинг общественного мнения

19. Методология и методика проведения он-лайн опроса общественного мнения

20. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальная практика, опыт изучения

21. Проблема верификации в социологическом исследовании общественного мнения.

22. История изучения общественного мнения в США.

23. Проблематика и особенности изучения общественного мнения в СССР.

24. Современное состояние изучения общественного мнения в России

25. Общественное мнение и проблемы глобализации

Б. Критерии и шкала оценивания.

Сообщение эссе должно быть представлено в краткой тезисной форме (объем до 3 страниц печатного текста). Для подбора литературы студенты могут воспользоваться публикациями из списка дополнительной литературы или собственными источниками.

Оценка – max 5 баллов, как сумма следующих критериев:

- мультимедийная презентация или наличие раздаточного материала для студентов – 1 балл;

- содержание эссе (полнота использования литературы, собственные выводы и умозаключения, логика изложения и др.– 3 балл;

- грамотная речь, полные ответы на вопросы – 1 балл.

 

Тестовые задания

Цель тестовых заданий – проверка знаний терминологического поля дисциплины и ориентирования студентов в вопросах, ограниченных программой дисциплины. Тестирование проводится по итогам изучения 1 и 2 разделов программы и по итогам изучения дисциплины.

А. Примеры тестовых заданий

1. Кто является автором книги «Общественное мнение» (1922г.)

А) Э. Ноэль-Нойман

Б) П. Лазарсфельд

В) В. Липпман

Г) В. Беннет

2. Чувства, переживания, настроения, образующиеся в обществе по поводу актуальных социально значимых событий, является компонентом:

А) эмоциональным

Б) рациональным

В) иррациональным

Г) волевым

3. Структура, характеризующая внутреннее строение жизненного цикла общественного мнения, это

А) базисная

Б) содержательная

В) динамическая

Г) субъектная

4. Явление, согласно которому индивид или группа индивидов скрывает свое истинное мнение во избежание социальной изолированности, это

А) эффект «прицепного вагона»

Б) «двухступенчатая модель коммуникации»

В) эффект «групповой солидарности»

Г) «спираль молчания»

5. Высказанное общественное мнение на референдуме выполняет основную функцию

А) консультативную

Б) целеполагающую

В) информационную

Г) директивную

Вопросы, предполагающие несколько вариантов ответа

6. К признакам формирования общественного мнения как социального института относятся:

А) наличие каналов свободного выражения общественного мнения

Б) наличие организаций, занимающихся изучение общественного мнения

В) наличие общих интересов у субъекта общественного мнения

Г) включение общественного мнения в управленческий процесс

7. Условиями объективированности общественного мнения являются:

А) обособление от субъекта и самостоятельность существования

Б) целенаправленное формирование по актуальным проблемам

В) зарождение по актуальным вопросам

Г) переход в сферу власти и управления

Б. Критерии и шкала оценивания.

Тесты по разделам состоят из 10-15 вопросов, итоговые состоят из 30 вопросов. В тест входят вопросы, предполагающие только один правильный ответ и блок вопросов, где можно выбрать несколько вариантов ответа. Максимальная оценка - 5 баллов.

81% -100% – 5 баллов;

66%-80% – 4 балла;

51%-65%– 3 балла;

менее 51% - 0 баллов (или неудовлетворительно).

Практические задания

А. Примеры практических заданий

· На конкретных примерах проанализировать жизненный цикл общественного мнения.

· Найти публикации данных общественного мнения в СМИ и проанализировать с точки зрения соблюдения правил их представления.

· На конкретных примерах покажите роль общественного мнения в различных сферах общественной жизни.

· На основе банка данных ВЦИОМа, ФОМа, Аналитического центра Ю. Левады и др. проанализировать основные социально-политические проблемы, по которым изучают общественное мнение.

· На конкретных примерах проанализировать методику изучения общественного мнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: