II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА




Отбор учебного материала для содержания программы осу­ществлён с учётом целей и задач изучения истории в основ­ной школе, его места в системе школьного образования, воз­растных потребностей и познавательных возможностей уча­щихся 6—9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

В программе реализуются следующие принципиальные установки:

— компетентностный подход к определению целей и со­держания школьного исторического образования, при кото­ром формируются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении спосо­бов приобретения знаний из различных источников инфор­мации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина); компетентность в сфере социально-трудовой де­ятельности (навыки самоорганизации);

— системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии; грели различных аспектов системного подхода главное вни­мание уделяется системно-историческому, позволяющему выяснить условия возникновения исторических явлений, эта­пы развития, а также (в случае необходимости) современное состояние и возможные перспективы развития;

— многофакторный (полифакторный) подход к изуче­нию причинно-следственных связей, в рамках которого наряду с экономическими и политическими факторами рассмат­риваются демографический, этнонациональный, религиозный, личностно-деятельный, природно-климатический, гео­графический и прочие факторы;

— деятельностный подход к отбору исторического содер­жания, при котором учебно-методический комплекс, создан­ный на основе данной программы, должен помочь учителю сформулировать учебные задачи и обеспечить учащихся необ­ходимой информацией для самостоятельного решения этих залам (с учителем в роли консультанта), формирования соб­ственной позиции при оценке спорных исторических явлений;

- государственнический подход к реализации воспиты­вающей функции школьного исторического образования, в рамках которого формируется положительная гражданская идентичность учащихся, воспитываются патриотизм и уваже­ние к своему Отечеству, правам и свободам человека, соци­альная ответственность, приверженность к гуманистическим, демократическим и нравственным ценностям; при изучении позитивных и особенно негативных событий прошлого вы­полняется функция «врачевания» (М. Ферро), или «клиотерапии» (Б. Н. Миронов).

Главная (сквозная) содержательная линия курса — че­ловек в истории. В связи с этим особое внимание уделяет­ся характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине ми­ра, ценностям. Деятельность людей развёртывается в истори­ческом времени и историческом пространстве, а своим ре­зультатом имеет историческое движение. В программе в це­лостном и систематизированном виде рассмотрены следующие ключевые аспекты данной деятельности:

— экономическая история России: развитие материально­го производства, эволюция трудовой и хозяйственной дея­тельности, изменение характера экономических отношений;

— социальная история России: формирование, структура и эволюция этнических, конфессиональных, социальных и других общностей; динамика социальных взаимоотношений и социальных конфликтов;

— политическая история России: зарождение и эволю­ция российской государственности, её исторические формы и типы; механизмы и модели функционирования и смены влас­ти, взаимодействия власти и общества на разных этапах раз­вития; основные вехи политической истории;

— история внешней политики России: динамика статуса страны в системе международных отношений; особенности взаимодействия с различными народами и государствами; причины, ход и последствия важнейших военных конф­ликтов;

—социокультурная история России: развитие и важней­шие особенности культуры многонационального российского народа; эволюция научных знаний и системы образования;

принятие, усвоение и творческое развитие традиционных рели­гий народов России; вклад народов России в мировую куль­туру; история повседневной жизни и быта представителей различных слоев российского общества; эволюция их ценност­ных ориентиров, потребностей, мотивации, картины мира.

Курс сочетает историю государства и населяющих его на­родов. Он даёт представление об основных этапах историчес­кого пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. При изуче­нии всех разделов курса предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории.

В программе не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине, в ней используется познавательный потенциал принятых в современной истори­ческой науке различных подходов и не используются идеоло­гически окрашенные суждения и эпитеты.

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «История России» изучается на ступени основ­ного общего образования в качестве обязательного предмета в 6—9 классах в общем объёме 194 ч. Из них: 8 класс — 46 учебных часов

В8 классе на изучение истории отводится 2 ч в не­делю,

В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учеб­ной работы школьников, формированию у них целостных ис­торических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордос­ти за свою Родину, за историческое прошлое многонацио­нального народа России;

— осознание обучающимися своей этнической принадлеж­ности, знание культуры своего народа и своего края в контек­сте общемирового культурного наследия;

— усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

— осмысление социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений, способность к определению своей пози­ции и ответственному поведению в современном обществе;

— понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому чело­веку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, тради­циям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории учащи­мися основной школы включают:

— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по ре­зультату и способу действия на уровне произвольного внима­ния, вносить необходимые коррективы в исполнение и спо­соб действия как в конце действия, так и по ходу его реали­зации;

— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (опреде­ление и ограничение понятий, установление причинно-след­ственных и родовидовых связей и др.);

— использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;

— способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

— владение умениями работать в группе, слушать партнё­ра, формулировать и аргументировать своё мнение, коррект­но отстаивать свою позицию и координировать её с партнё­рами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта ин­тересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

— формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонациональ­ного государства; развитие у обучающихся стремления внес­ти свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

— формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, куль­турной самоидентификации личности, миропонимания и по­знания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патрио­тизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых нацио­нальных ценностей и идеалов на основе изучения историчес­кого опыта России;

— овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

— формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликуль­турном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

— развитие умения анализировать, сопоставлять и оцени­вать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;

— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;

— приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

— создание основы для формирования у части школьни­ков интереса к дальнейшему расширению и углублению ис­торических знаний и выбора истории как профильного пред­мета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в. качестве сферы своей профессиональной де­ятельности..

Предполагается, что в результате изучения истории Рос­сии в основной школе учащиеся должны овладеть следующи­ми знаниями и умениями:

знаниями:

1) ключевых исторических событий (время, место, участ­ники, обстоятельства);

2) периодизации ключевых явлений и процессов (хроно­логические рамки, основания);

3) основных информационных источников по историчес­ким периодам;

4) наиболее распространённых и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендован­ной литературе;

умениями:

1) извлекать необходимую информацию из различных ис­точников (первоисточники, исторические сочинения, учеб­ник, исторические карты, графики и пр.);

2) сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

3) различать факты и их интерпретации, оценки; класси­фицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

4) давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

5) на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, харак­теризовать условия и образ жизни людей разных историчес­ких эпох, выявлять характерные, существенные признаки ис­торических событий и явлений;

6) определять и аргументировать своё отношение к наи­более значительным событиям и личностям в истории России;

7) применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.

 

V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫУЧЕБНОГО КУРСА

ИСТОТИЯ РОССИИ (46 ч.) РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (21 ч)

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономиче­ский строй. Политический строй.

Внутренняя политика в 1801 — 1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный ко­митет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреж­дение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Спе­ранского: причины и последствия.

Внешняя политика в 1801 — 1812 гг. Международное положение Рос­сии в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Рос­сия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Фин­ляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813 — 1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и ме­сто России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.

Внутренняя политика в 1814 — 1825 гг. Причины изменения внутри­политического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная гра­мота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александ­ра I.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812— 1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные ос­новы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спа­сения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движе­ния.

Основные понятия темы:

Непременный совет, Негласный комитет, Конституция, вольные хлебо­пашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промышленный подъем, рынок рабочей силы, крепо­стные предприниматели, расслоение крестьянства.

Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Чернигов­ского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицей­ский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная цер­ковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. Ill отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промыш­ленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промыш­ленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Кан-крина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселе­ва. Рост городов.

Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подавлении ре­волюционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский во­прос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Общественное движение 30—50-х гг. Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Гра­новский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».

Крымская война 1853 —1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Ито­ги войны.

Культура и быт в первой половине XIX в. (4 ч)

Развитие образования, его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хи­рургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остро­градского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической хи­мии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспеди­ции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).

Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реа­лизм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский.

Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский со­бор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бо-ве (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (Храм Христа Спасите­ля, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).

Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Обобщение (1 ч). Россия на пороге перемен.

Основные понятия темы

Охранительная политика, теория официальной народности, обязанные крестьяне, кодификация законов, майорат, славянофильство, западничест­во, крестьянский социализм, крестьянская община, революционная демократия.

РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (25 ч)

Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие стра­ны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьян­ской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положе­ния крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60—70-х гг. Земская и городская реформы. Соз­дание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группи­ровок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.

Национальный вопрос в царствование Александра //. Польское вос­стание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белорус­сии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Фин­ляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов По­волжья.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепост­ного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного произ­водства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Нача­ло индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либерализма сере­дины 50-х — начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либе­ральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и рефор­мы. М. Н. Катков.

Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М. А. Баку­нин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй поло­вины 1860—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и во­ли». «Народная воля». Убийство Александра II.

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская полити­ка России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балкан­ских народов от османского ига.

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Нача­ло нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьян­ского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и ре­лигиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге

Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государствен­ной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышлен­ности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Социальная струк­тура пореформенного общества.

Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворитель­ность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Кре­стьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение в 80—90-х гг. Кризис революционного народ­ничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консер­ваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направле­ния внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Подъем российской де­мократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школь­ная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физи­ко-математических, прикладных и химических наук. Географы и путеше­ственники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматиче­ский театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской куль­туры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбани­зация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспор­та. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. До­суг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Родной край во второй половине XIX в. (1ч) Итоговое обобщение (1ч). Россия и мир на пороге

Основные понятия темы:

Промышленный переворот, экономический кризис, индустриализация, полицейское государство, социальная структура, общественное движение, либерализм, консерватизм, революционно-демократическое движение, анархизм, народничество, марксизм, террор,

бюрократическая система, земство, суд присяжных, народное пред­ставительство, буржуазия, пролетариат, интеллигенция, рабочее законодательст­во, антисемитизм, черта оседлости, русификация, меценатство, урбанизация, критический реализм, Тройственный союз.

 

VI. Учебно-тематический план

 

№ п/п Название темы Количество часов
  Россия в первой половине XIX века. 21 час
  Россия во второй половине XIX века 24 часа.
  Итоговое повторение 1 час
  Итого: 46 часов

 


Общая тема, Кол-во часов № п\п Тема урока Кол-во часов Форма проведения урока Домашнее задание. Дата проведения
план факт
Россия в первой поло- вине XIX в. (21 час)   Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг   Урок изуче­ния нового мате­риала §1. вопросы и зада­ния, до­кументы    
  Внешняя по­литика Александра 1в 1801-1806 гг.   Ком­бини­рованный §2, во­просы и зада­ния, до­кумент    
  Реформаторская деятельность Сперанского   Ком­бини­рованный §3    
4, 5 Отечествен­ная война 1812 г.   Ком­бини­рованный §4, во­просы и задания    
  Заграничный поход рус­ской армии   Ком­бини­рованный §5    
  Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1820 гг.   Ком­бини­рован §6, во­просы и зада­ния, таблица    
  Социально-экономиче­ское развитие   Ком­бини­рован §7, во­просы и Задания    
  Обществен­ное движение   Урок изуче­ния нового мате­риала §8, во­просы и Задания    
  Выступление декабристов   Урок диалог §9, во­просы и задания    
  Внутренняя политика Николая I   Урок изуче­ния нового мате­риала §10,во­просы и задания    
12-13 Социально-экономиче­ское развитие   Ком­бини­рованный §11, во­просы и задания, доку­менты    
  Внешняя по­литика Николая I   Ком­бини­рованный §12, во­просы и задания, доку­менты    
  Обществен­ное движе­ние   Ком­бини­рованный §13, во­просы и задания, доку­менты    
  Крымская война   Ком­бини­рованный §14, во­просы и задания, опере­жающее зада­ние    
17, 18 Образование и наука. Русские путеше­ственники и первооткры­ватели   Урок изуче­ния нового мате­риала §15-16, вопросы и зада­ния, до­кументы    
19, 20 Художест­венная куль­тура   Урок изуче­ния нового мате­риала §17-18, вопросы и зада­ния, до­кументы    
  Повторительно-обобщающий          
Россия во второй половине XIX в. (25 часов)   Накануне отмены крепостного права.   Урок изуче­ния нового материала §19. вопросы и зада­ния, до­кументы    
23-24 Крестьянская реформа 1861 г.   Комбинированный §20    
25-26 Либеральны е реформы 60-70-х гг.   Ком­бини­рованный §21-22, вопро­сы и за­дания, таблицы    
27-28 Социально-экономиче­ское развитие после отмены крепостного права   Ком­бини­рованный §23, вопросы и зада­ния, до­кументы    
  Обществен­ное движение: либералы и консерваторы   Ком­бини­рованный §24, вопросы и зада­ния, до­кументы    
  Зарождение революционного народни­чества и его идеология   Ком­бини­рованный §25, вопросы и зада­ния, до­кументы    
  Революционное народни­чество второй половины 60-начала 80-х гг.   Самостоятельная работа, работа с до­кументом §26, вопросы и зада­ния, до­кументы    
  Внешняя политика Александра II   Обобщающая беседа, кон­турная карта §27, вопросы и задания    
  Русско-турецкая война 1877-1878 гг.   Ком­бини­рованный §28    
34-35 Внутренняя политика Александра III   Ком­бини­рованный §29-30, вопросы и зада­ния, до­кументы    
36-37 Экономиче­ское развитие в годы правления Александра III.   Ком­бини­рованный §31 вопросы и зада­ния, до­кументы    
38-39 Положение основных социальных слоев обще­ства     §32-33    
  Обществен­ное   Урок изуче­ния нового §34, вопросы и    
    движение в 80-90-х гг.   мате­риала зада­ния, до­кументы    
  Внешняя политика Александра III   Урок изуче­ния нового §35, вопросы и    
      мате­риала зада­ния, до­кументы    
42-44     Российская наука и культура второй половины XIX в.   Урок изуче­ния нового мате­риала §36-37; §38-39; вопросы и зада­ния    
  Родной край во второй половине 19 в.   Урок изуче­ния нового мате­риала      
  Повторительно-обобщающий урок   Ито­говый урок      

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: