Образцы словообразовательного анализа слова




Задание к зачету у по дисциплине «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование»

 

Сделать ксерокопию одной страницы (разворота книги) текста любого произведения русской литературы (ксерокопия должна прилагаться к работе). Выбрать из текста 4 производных слова разных частей речи, выделить анализируемые слова. Все задания выполнять с этими словами.

Целесообразно выполнять задания в следующей последовательности: сначала выполнить словообразовательный анализ одного слова, затем – морфемный анализ того же слова. И таким способом разобрать все 4 слова. Должно получиться 8 анализов.

 

Задание 1.1

Выполнить полный словообразовательный анализ всех слов.

 

Задание 1.2

Выполнить полный морфемный анализ всех слов.

 

 

Схемы и образцы словообразовательного и морфемного анализов слова/словоформы

 

Словообразовательный анализ слова

 

Словообразовательный анализ предполагает определение словообразовательной структуры производного слова: выявление мотивирующей основы (базы), словообразовательного форманта, типа и способа словообразования. Таким образом, следует установить, от чего и с помощью чего образовано данное слово.

При выполнении словообразовательного анализа слова необходимо учитывать различие в лингвистической терминологии: морфемные способы могут называться морфологическими, неморфемные - неморфологическими и т.д.

Также следует помнить, что словообразовательному анализу может быть подвергнуто только производное слово, а непроизводное слово данному виду анализа не подлежит.

Обратите внимание на то, что с точки зрения словообразования анализу подвергается слово в начальной форме. Так, сильнее - это форма простой сравнительной степени прилагательного или наречия. Следовательно, анализировать необходимо слово в начальной форме: сильный (прилагательное), сильно (наречие).

Причастие и деепричастие, согласно научной концепции «Русской грамматики» (М., 1980), являются атрибутивными формами глагола. Поэтому словообразовательному анализу необходимо подвергать соответствующие глаголы.

Поскольку в разных словарях могут быть представлены разные взгляды на отношения словообразовательной производности (мотивированности) данного слова, рекомендуется в обязательном порядке указывать лексикографический источник, которым вы пользуетесь.

 

 

Схема словообразовательного анализа слова

 

1. Определить часть речи. Поставить слово в начальную форму. (Далее анализируется именно начальная форма.)

2. Определить, производное или непроизводное слово. (Если слово имеет непроизводную основу, сделать вывод о том, что словообразовательному анализу не подлежит.)

3. Если производное, найти мотивирующую основу (по словообразовательным словарям).

4. Выделить словообразовательные аффиксы (при морфемном словообразовании), либо назвать неморфемный способ образования.

5. Изобразить графически мотивирующую основу (базу), средство и способ образования. Здесь же указать изменения в составе производной основы (чередования фонем, усечение мотивирующей основы, наложение морфем и т.д.).

6. Установить словообразовательный тип (путем подбора пар слов с таким же формальным и семантическим соотношением мотивирующей основы и производного слова).[1]

7. Определить ступень производности (степень удаленности от вершины словообразовательного гнезда) и изобразить графически последовательность образования данного слова (восстановить «обратную» словообразовательную цепочку до непроизводного слова, находящегося в вершине словообразовательного гнезда).

8. Ссылка на лексикографический источник и, если необходимо, комментарий.

 

 


Образцы словообразовательного анализа слова

 

 

Из сказанного же следует, что любое самоцельное формальное построение в искусстве противоречит самой природе искусства… (Ю. М. Лотман)

 

(Из) сказанного

1. Имя сущ. в форме Р. п. Начальная форма – сказанное.

2. Слово с производной основой.

3. Мотивируется причастием сказанное.

4. Образовано неморфемным морфолого-синтаксическим способом. Субстантивация.

5. сказанное (сущ.) ← сказанное (прич.)

6. В словообразовательных словарях слово не отмечено. Для определения частеречной принадлежности необходимо учитывать категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки анализируемого слова. Так, слово сказанное имеет предметное значение, выраженное в постоянном среднем роде, singularia tantum и форме Р. п. В предложении слово выполняет синтаксическую функцию косвенного дополнения. Следовательно, перед нами имя существительное. Однако это существительное имеет нетипичное для существительного окончание –ого, которое характерно либо для прилагательных, либо для местоимений-прилагательных, либо для причастий. Нетипичное окончание свидетельствует о производном характере слова.

Сад стоял в какой-то тончайшей голубой тени… (И. А. Бунин)

 

Тончайшей

1. Имя прил. в форме простой превосходной степени. Начальная форма – тонкий.

2. Слово тонкий с непроизводной основой, следовательно словообразовательному анализу не подлежит.

3. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь. В 2 т. / А. Н. Тихонов. - М., 2003. Т. 2. С. 240. В данном словаре тончайший трактуется как самостоятельное слово. Вероятно, имеется в виду суперлативное употребление превосходной степени прилагательного – употребление вне градации (типа наилучшие пожелания). Однако в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [1996, с. 790] тончайший дается как форма превосходной степени прилагательного тонкий в любом употреблении – суперлативном (вне градации) или элативном (с градацией, в отношении к другим предметам). Следовательно, анализу должна подвергаться не форма тончайший, а исходная форма тонкий.

 

 

Медлительной чредой нисходит день осенний… (А. Блок)

 

Медлительной

1. Имя прил. в форме ж. р., ед. ч., Т. п. Начальная форма – медлительный.

2. Слово медлительный с производной основой.

3. Мотивируется основой глагола медли ть.

4. Образовано при помощи суффикса - тельн -.

5. Медли тельн ый ← медли ть (морфемный суффиксальный способ).

6. Словообразовательный тип продуктивный (удиви тельн ый ← удиви ть, восхити тельн ый ← восхити ть, познава тельн ый ← познава ть и т. д.)

7. Слово находится на 2 ступени производности:

2 ступень 1 ступень

медли тельн ый ← медл и ть ← медленн ый.

8. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 2003. С. 280.

 

 

«Дрозсоор» расшифровывался как совместное орание о дрозофиле (Д. Гранин).

 

Расшифровывался

1. Глагол в форме прошедшего времени. Начальная форма – расшифровываться [2].

2. Слово расшифровываться с производной основой.

3. Мотивируется глаголом расшифровывать (мотивирующей основой (базой) служит все слово).

4. Образовано при помощи постфикса –ся.

5. Расшифровывать сярасшифровывать (морфемный, постфиксальный способ образования).

6. Словообразовательный тип продуктивный (учить сяучить, лечить сялечить, размножать сяразмножать, определять сяопределять и т. д.).

7. Слово на 4 ступени производности:

4 ступень 3 ступень 2 ступень

расшифровывать сярасшифров ыва тьрас шифрова ть ←

1 ступень

шифр ова тьшифр.

8. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь. В 2 т. / А. Н. Тихонов. - М., 2003. Т. 2. С. 399.[3]

 

Фонема – это единое фонетическое представление, возникшее в душе путем психического слияния впечатлений, полученных от произнесения одного и того же звука (И. А. Бодуэн де Куртенэ).

 

Возникшее

1. Причастие, особая (атрибутивная) форма глагола возникнуть [4].

2. Слово возникнуть с производной основой.

3. Мотивируется основой глагола возника ть, которая усекается.

4. Образовано при помощи суффикса –ну-.

5. Возник ну ть ← возника ть (морфемный суффиксальный способ).

6. Словообразовательный тип продуктивный (крик ну тькрича ть, чих ну тьчиха ть, прыг ну тьпрыга ть и т. д.).

7. Слово на 1 ступени производности:

1 ступень

возник ну ть ← возника ть.

8. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь. В 2 т. / А. Н. Тихонов. - М., 2003. Т. 1. С. 191. В данном словаре словообразовательные отношения трактуются следующим образом: возник а ть ← возникну ть, т. е. в противоположном направлении. Однако в «Русской грамматике» излагается тождественная нашей точка зрения, согласно которой глаголы совершенного вида с суффиксом –ну- и значением однократного действия мотивируются однокоренными глаголами несовершенного вида (мах ну ть ← маха ть, толк ну ть ← толка ть) [1980: I: с. 347-348].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: