Классификация театрализованных игр




Театрализованные игры

 

Одним из видов творческих игр является театрализованная игра.

До 90-х годов эта разновидность творческих игр называлась игра- драматизация.

 

Театрализованная игра - это разновидность творческой игры, в основе которой лежит сюжет литературного или фольклорного произведения (потешки, сказки, рассказа, специально написанной инсценировки).

 

Своеобразие театрализованных игр состоит в том, что они:

1. имеют готовый сюжет,

2. определены персонажи (действующие лица) игры,

3. деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

4. У детей есть возможность проявить творчество:

ü в умении по-своему воплощать образ с помощью разных средств выразительности (интонации, мимики, пантомимики, движения, напева) «Маша и медведь » - злой медведь, т.к. не хотел отпускать девочку домой; глупый – не мог догадаться, что девочка у него в коробе за плечами.

ü в переосмыслении готового сюжета, дополнением собственными сюжетными линиями.

 

Театрализованные игры могут проходить:

1. Без подготовки, по инициативе детей в свободной самостоятельной деятельности, без зрителей (сначала с помощью воспитателя, а в дальнейшем – самостоятельно)

2. Могут носить характер постановочных спектаклей (театрализация, театрализованные представления) - на празднике, утреннике (обязательны зрители, сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.). Руководство взрослых необходимо на всех этапах работы:

¨ конкретное назначение детей на роли (могут быть дублеры)

¨ педагог заучивает с детьми текст, упражняет в интонациях и движениях

¨ проводятся неоднократные репетиции, чтобы добиться хороших результатов.

¨ конкретная дата выступления.

 

Классификация театрализованных игр

Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.

 

По классификации Л.В. Артёмовой
Драматизации (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Инсценировки (в соответствии с разнообразием видов театра действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы, выполненные в разной технике)
· игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей · ролевые диалоги на основе текста · инсценировки произведений; · игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки § настольный (плоскостной, конусный, объемный, шагающий) § верховой кукольный (пальчиковый, куклы на гапите, би-ба-бо, на варежке, марионеток) § стендовые (на фланелеграфе, на магнитной доске, теневой)

Система работы в любой возрастной группе делится на три этапа:

I этап. Знакомство детей с произведением.

Важно правильно выбрать произведение для театрализованной игры.

Требования к произведению:

§ доступное пониманию детей по своей идее, сюжету, персонажам

§ д.б. небольшим по объему

§ иметь динамичный сюжет

§ включать диалоги и небольшие монологи

Организуя восприятие произведения (первичное, повторное), воспитатель использует разные формы работы:

ü чтение или рассказывание произведения с последующей беседой

ü размещение книги с произведением в книжном уголке (желательно в оформлении разных художников, где по-разному переданы образы)

ü прослушивание произведения в аудиозаписи или грамзаписи (пластинка)

ü рассматривание иллюстраций

ü просмотр диафильма, мультфильма

ü индивидуальные беседы о произведении

ü пересказ текста детьми – в подгруппах или индивидуально - (с использованием моделей, по ролям и.д.)

ü изодеятельность (рисование, аппликация, лепка) по сюжету произведения, т.к. помогает закрепить знание содержания, вызывает эмоциональный отклик

ü дидактические игры, литературные викторины

II этап. Формирование специальных умений для освоения позиций «актер» и «режиссер», а также и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»). Позиция «режиссер»

§ показ воспитателем какого-либо вида театра (настольного, пальчикового или стендового) и размещение его в уголке самостоятельной творческой деятельности, внесение других видов театра по этому же произведению

§ совместная деятельность воспитателя с детьми с использованием какого-либо вида театра

§ обучение способам кукловождения

Позиция «артист»? в каком виде театрализованных игр необходимы эти умения (драматизация, постановочные спектакли)

§ беседа о характерах героев и способах их изображения

§ проведение игр-имитаций, игровых этюдов (упражнение в интонационной выразительности, мимике и пантомимике) Упражнения: -попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. –изобразить без слов героя из сказки, а дети угадывают персонажа

§ внесение мимических таблиц (пиктограмм) - изображение разных выражений лица

Позиция «сценарист», «оформитель», «костюмер» (в старших группах)

§ ознакомление детей с деятельностью специалистов, занятых в постановке спектакля

§ привлечение детей к изготовлению элементов костюмов, декораций, афиш

III этап. Самостоятельная творческая деятельность.

Театрализованная игра по произведению, над которым работали с детьми, (драматизация или по типу режиссерской игры с использованием видов театра) возникает по собственной инициативе детей, в их самостоятельной деятельности (могут играть для себя, могут договориться, кто будет зрителем).

«Давай поиграем в сказку «Три поросенка». «Давай как-будто ты купил билеты в театр и мы пошли смотреть спектакль «Гуси-лебеди»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: