ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ




Теоретическая глава

Теоретическая глава открывает основную часть и является обязательной для всех дипломных работ. На самом деле напи­сать теоретическую главу совсем несложно, но зато это будет хо­рошим подспорьем, когда вы перейдете к практическим аспек­там работы.

Содержание теоретической главы целиком зависит от вы­бранной темы и должно включать те вопросы и проблемы, кото­рые имеют к ней самое непосредственное отношение. Рассмот­рим это на конкретных примерах.

Пример 1. Если вы проводите анализ рисков в работе предприятия, то в теоретической главе расскажите, что такое риски, приведите их классификацию, изложите методы их диагностики в экономической ли­тературе (разумеется, со всеми соответствующими ссылками), расска­жите, какие наиболее часто применяются в современных российских условиях. Затем переходите к способам их нейтрализации. По ходу из­ложения подробно останавливайтесь на всех специальных терминах и понятиях, обязательно давайте их развернутое определение. В данном случае это, скорее всего, будут следующие: кредитоспособность, бан­кротство, производственный риск, коммерческий риск, финансовый риск, управление рисками, программирование риска, тактическое и стратегическое управление, ресурсообеспеченность, критический объем производства, норма прибыли.

Пример 2. Если тема диплома — «Управление маркетинговой полити­кой предприятия», то в теоретической главе, видимо, следует остановиться на понятии маркетинга, его видах, содержании маркетинговой политики, возможных целях маркетинговой политики, видах рынка и т. д.

Таким образом, основой теоретической главы будет обзор всех понятий, закономерностей, подходов к рассматриваемой


3. Основная часть дипломной работы 17

проблеме, которые вы сможете найти в соответствующей специ­альной литературе. В этой главе вы часто будете делать ссылки, и цитировать различных авторов.

Итогом теоретической главы должна стать ясная картина того, что конкретно вы будете делать в практической части и ка­ким подходом будете руководствоваться.

В конце теоретической главы желательно поместить заклю­чение о том, как решается изучаемая проблема в современных экономических условиях. Как правило, это заключение пишется на базе изучения периодических изданий, что позволяет проде­монстрировать, в чем заключается новизна вашей дипломной работы.

При наличии большого количества материала по современ­ной экономической практике целесообразно выделить его в от­дельную главу.

Что касается методики вашей работы, то об этом следует рас­сказать либо во введении (если это очень краткий обзор), либо в конце теоретической части. Нередко этот вопрос вызывает у сту­дентов серьезные затруднения. Проще, если выбор какой-то кон­кретной совокупности приемов исследования и составляет сущ­ность дипломной работы — тогда методика отражена в названии и подробно характеризуется в теоретической главе.

Например:

• «Экспресс-анализ финансового положения предприятия»;

• «Обоснование варианта выбора технологии производства»;

• «Сравнительный анализ вариантов бизнес-плана»;

• «Экономико-математические методы анализа потребитель­ского спроса»;

• «Метод рейтинговой оценки экономического состояния предприятия»;

• «Особенности текущего, оперативного и перспективного анализа на предприятии»;

• «Метод комплексной оценки хозяйственной деятельности предприятия»;

• «Моделирование как способ изучения хозяйственных про­цессов на производстве».

Понятно, что речь в таком случае пойдет о конкретной мето­дике, которую вы и будете описывать со ссылками на различных авторов.

Иногда этого не случается, и студенты не могут точно ска­зать, каким подходом они руководствовались. Но в любом случае


18 3. Основная часть дипломной работы

вы применяете какие-либо методические приемы, которые мож­но и нужно охарактеризовать в теоретической главе, а именно:

анализ и синтез — две основные мыслительные операции, составляющие сущность любого процесса познания; анализ заключается в объяснении объекта при помощи его мыс­ленного, абстрактного (иногда и реального — правда, не в экономике, а в естественных науках) разъединения, рас­членения на составные части, синтез — противоположная процедура, состоит в объединении частей в единое целое;

моделирование — методический прием, основанный на соз­дании искусственного подобия объекта (т.н. модели) для изучения отдельных сторон его работы;

системный подход (или принцип системности) — заключа­ется в комплексном анализе, учете внешней и внутренней среды в работе объекта, его границ в окружающей среде, его внутренней структуры, целостности;

структурный принцип — заключается в характеристике эле­ментов, из которых состоит ваш объект, и — что особенно важно — характере взаимосвязей между ними;

использование относительных величин;

метод средних величин;

метод группировки;

метод сравнительного анализа — состоит в сравнении с прошлыми показателями, со средними показателями, с плановыми, с лучшими по отрасли и т. д.).

Таким образом, при помощи указанных приемов (методов) и подходов вы сможете охарактеризовать методику вашей работы и грамотно применять названия различных приемов и подходов.

3.2. Общеэкономическая характеристика предприятия

Общеэкономическая характеристика предприятия является обязательной составной частью дипломной работы. Поскольку объем и качество материалов не всегда достаточны для выделе­ния в специальную главу, иногда их можно поместить в начало исследовательской части, но все же предпочтительнее выделить эти материалы в отдельную часть.

На данном этапе подготовки дипломной вы должны воспро­извести те сведения, которые сможете собрать на предприятии. Очень важно правильно их сгруппировать, представив в наибо-


3. Основная часть дипломной работы 19

лее выигрышном виде, но это уже вопрос, связанный с органи­зацией материала, а не его преобразованием или исследованием. Прежде всего постарайтесь найти побольше разнообразных све­дений, характеризующих ваш объект. Понятие «общеэкономиче­ская характеристика» очень широкое, к тому же нередко тема диплома предполагает рассмотрение и организационных, и со­циальных, и правовых аспектов работы хозяйствующего субъек­та. Наверное, точнее и лучше будет назвать эту главу просто «Характеристика предприятия».

Познакомьте руководителя преддипломной практики с кру­гом вопросов, которые вас интересуют в первую очередь. Лучше, если данная часть диплома будет максимально полной и подроб­ной. Постарайтесь расширить круг поиска, и тогда, скорее всего, в вашем распоряжении будут устав предприятия, его прочие уч­редительные документы, внутренние нормативные акты, штат­ное расписание, схемы структуры предприятия, итоговые отче­ты, планы работы отделов, статистические сведения, результаты работы отдела маркетинга или отдела сбыта и т. д. Даже если это не имеет непосредственного отношения к выбранной вами теме дипломной работы, в данной главе имеет смысл остановиться на всех обобщающих характеристиках предприятия. Примерный перечень таких сведений следующий:

• название предприятия, профиль его работы;

• история предприятия (когда было создано, каким реорга­низациям подвергалось);

• выпускаемая продукция, ее специфика и положение на рынке;

• круг настоящих и потенциальных потребителей;

• организационная форма предприятия (например, открытое акционерное общество), особенности устава, кому принад­лежит контрольный пакет акций;

• механизм управления на предприятии;

• размер предприятия, численность работающих, если воз­можно — их кадровый потенциал (рядовые сотрудники, дипломированные специалисты, наличие у них специаль­ных знаний, патентов, сертификатов и т. п.); можно оста­новиться на социологической характеристике сотрудников (половозрастной состав, уровень образования, стаж работы на данном предприятии, условия труда, основные пробле­мы, связанные с трудом на данном объекте);

• структура предприятия, взаимодействие отделов, их функции;


20 3. Основная часть дип ломной работы ______________

• особенности технико-экономического уровня предпри­ятия, качественная характеристика оборудования, конку­рентоспособность на рынке технологий;

• потенциал предприятия (общехозяйственный, технологиче­ский, научный, финансовый, организационный, кадро­вый) — при условии, что подобные исследования проводи­лись и их результаты могут быть вам доступны;

• деловые партнеры предприятия, характер взаимоотноше­ний с ними;

• положение предприятия в правовой системе: взаимоотно­шения с государством, с монополиями, наличие льгот, привилегий, особого статуса;

• направления деятельности предприятия, наличие перспек­тивных путей развития.

Этот перечень, не является исчерпывающим, и его можно продолжать. Разумеется, не все, что приведено в данном списке, необходимо отразить в вашей работе — какие-то материалы бу­дут представлены более подробно и развернуто, какие-то — нет. Не стремитесь объять необъятное, просто пусть эти вопросы бу­дут неким ориентиром.

Если же сведений, обобщенно характеризующих работу пред­приятия, у вас наберется достаточно много, можно представить их по следующим направлениям:

• внутренняя среда работы предприятия (организационная структура, характеристика работников, выпускаемой про­дукции и т. д.);

• внешняя среда (правовые отношения с государством, дело­выми партнерами, сбыт продукции, потребители).

Не забудьте, что данные сведения являются вводными, они помогают перейти к рассмотрению основной проблемы вашей дипломной работы. Поэтому в этой главе вам не следует делать никаких, даже предварительных выводов, а в ней просто излага­ются имеющиеся факты.

3.3. Исследовательская часть

Содержание и структура исследовательской части дипломной работы определяются темой и поставленной вами целью. Поэто­му давать конкретные рекомендации здесь невозможно, за ис­ключением нескольких общих замечаний.


3. Основная часть дипломной работы 21

1. Обратите внимание на то, что одна и та же цель может быть достигнута через решение различных вариантов задач. Если вы испытываете затруднения с написанием исследовательской части (нет доступа к нужным источникам, не разобрались с тео­ретическими аспектами, низкая информативность доступных материалов, не знаете, как раскрыть тему), попробуйте изменить комплекс задач, поставленных во введении, раскрыть тему с по­мощью других подходов. В принципе у вас всегда должна быть некоторая свобода маневра в плане выбора вопросов и проблем для анализа.

2. Обязательно делайте промежуточные выводы; по мере рас­четов и анализа комментируйте каждый свой шаг с точки зрения того, как это связано с целью и задачами работы. Не бойтесь констатировать несоответствия, противоречия — все это состав­ная часть любого исследования.

3. Выбирайте тему, о которой уже имеете некоторое пред­ставление. Не откладывайте теорию «на потом», сначала прочи­тайте специальную экономическую литературу, и уже затем сформулируйте цели и задачи — тогда к моменту перехода к ис­следовательской части вы будете знать: 1) что нужно сделать (об этом говорят цели и задачи) и 2) как это сделать (об этом гово­рится в теоретической главе).

В приложении 1 приводится примерный список рекомендуе­мых тем дипломных работ по вашей специальности.

Итогом вашего исследования (т. е. проведенного вами ана­лиза) целесообразно посвятить отдельную главу («Рекомендации по улучшению... совершенствованию... оптимизации... повыше­нию эффективности...»).

Таким образом, у вас получится, что исследовательская часть будет содержать экономическое обоснование, расчеты, анализ конкретных вопросов, а итоговая глава — ваши предложения по внедрению достигнутых результатов.

В конце основной части дипломной работы размещается гла­ва по экологии (или безопасности деятельности). Конкретные рекомендации по сбору материалов, примерной структуре и спе­цифике написания данной главы вы получите у преподавателя, возглавляющего это направление.


4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении вы вновь обращаетесь к актуальности вашей темы, ее связи с широкими проблемами развития экономики и практической значимости, но, в отличие от введения, теперь, по­сле проведенной работы, характеризуете актуальность темы на ином, более высоком уровне на примере той организации, где вы проходили преддипломную практику и собирали материалы для дипломной работы. Далее в заключении представляются проме­жуточные (по главам) и итоговые выводы исследования, и дают­ся ответы на вопросы, сформулированные во введении (цель и задачи).

Заключение должно быть кратким, но не менее 1 — 1,5 стра­ниц.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: