Это занятие даст - РАДОСТЬ БЫТИЯ.




«радость – первое творенье, дочь небесного отца..» - Шиллер. «Ода к Радости»

По поводу материалов. Здесь принцип простой - "всякому овощу свое время" - и, добавим, МЕСТО. Что это значит? В контексте статьи, как это можно понять, различаются материалы более ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ, которые дают сразу ФОРМУ, и соответственно, требуют ее наполнения ЗАМЫСЛОМ, ИДЕЕЙ. (вопрос:есть ли у МАЛЕНЬКОГО ребенка СОЗНАТЕЛЬНЫЙ замысел, или он проистекает в нем более бессознательно, как импульсы, приходящие, например, со стороны самоощущения происходящего формирования тела? Опыт говорит, что именно СПОСОБ, которым ребенок рисует, приходит из формирующих его бессознательно сил. Простейший пример - болит ухо, ребенок рисует большое красное ухо у человечка. Подробнее об этом надо еще писать и писать, например, есть - и исследованы - типические фазы детских рисунков. Беда отечественной школы в этом смысле - сфокусированность на их СЮЖЕТАХ, а не на ДВИЖЕНИЯХ И ТИПАХ РАБОТЫребенка. т.е. смотрят больше на готовое, и истолковывают его, а процесс остается больше в тени).

 

Второй тип материалов - ОБРАЩЕННЫХ К ВОСПРИЯТИЮ, дающих нечто принять в себя - ощущение, переживание цвета, например. Конечно, нельзя все разделить абсолютно - каждый материал несет в себе оба аспекта. Но навстречу материалу выступает тот, кто им работает. И тогда вопрос - а может ли например, маленький ребенок в достаточной степени воспринять цвет, когда он заключен в ТОНКУЮ ДЛИННУЮ ЛИНИЮ ФЛОМАСТЕРА, КАРАНДАША, МЕЛКА? или ему нужно "ПЯТНО" цвета, которое может расплываться или концентрироваться внутрь, неся в себе собственный жест цвета - расширение или уход в себя? чтобы ВОСПРИЯТИЕ ЦЕТА состоялось? А не излияние в движении собственной деятельности, как это происходит при РИСОВАНИИ ЛИНИЯМИ.

То есть - как ключик к замочку, возраст должен подходить к материалу, больше форма нужна форма,из себя движение из себя, или больше восприятие? Возраст меняется, и ключики тоже должны меняться. Поэтому вопрос: "что нужно РЕБЕНКУ - поставлен не корректно. Что нужно в каждом возрасте, и кроме того, КОНКРЕТНОМУ ребенку,т.к. он какой-то своей частью пребывает в отставании, а какой-то - в опережении..

Еще одно важное ключевое телостежение: СИЛЫОБРАЗОВАНИЯ ФОРМЫисходят спонтанно, вместе с развитием тела, из области головы, и постепенно простраивают весь организм ребенка, примерно до смены зубов продолжая процесс пересоздания организма из унаследованных и эмбриональных форм - в собственные. И этот процесс выражается в рисовании ЛИНИЯМИ, в СПОНТАННОМ РИСОВАНИИ детей - сначала "каракули, потом-головоноги, потом все сложнее и сложнее, все больше подробностей строения тела, в нормальном случае. И вмешательство в этот процесс при помощи шаблонов, раскрасок по контуру, и прочих "колодочек" - есть процесс вмешательства в формирование органов, мышления и всей динамики организма. В случае, если берутся жесткие, густые или тонкие материалы, (твердость, или контрастность, или землистость цвета, или тонкость линии...) то они волей неволей АДРЕСУЮТСЯ именно к этой части существа ребенка. Иногда - сковывая, а иногда - просто зомбируя ее, когда например говорят: "воду надо рисовать синим, возьми синюю гуашь и покрась речку, а а траву - возьми зеленый". В таком РИСОВАНИИ КРАСКАМИ цвет подавляется формой, а форма - проштамповывается цветом. как говорится, гармоничное сочетание неприятного с бесполезным, а вернее - бессмысленного примитива с бесчувтвенным наполнением цветом.

 

Как быть? Выход в том, чтобы подпитывать ИГРУ детей с линиями. Посмотрите на кельтские узоры, на армянские кресты-хачкары, на буквицы-вязь в грузинских, русских, и многих других летописях!! Это - образцы ВЗРОСЛОГО творчества, но именно в этой области. Они что-то изображают? Какие-то сюжеты? Нет, лишь иногда из них начинают складываться какие-то зверо-или человеко-подобные формы. Но уже в более позднее время. Человечество тоже подрастало и твердело головой, соответственно менялось и искусство. Ребенок повторяет все эти фазы.

Итак, второй полюс- это не линия, идущая из принесенного с рождением с силами формы и головы импульса, формирующего тело, а ВОС- ПРИЯТИЕ (именно так, через тире!) в-себя-приятие через врата цвета различных МИРОВ ДУШЕВНОГО НАСТРОЕНИЯ. Если цвет загнан в сюжет, в линию, в образец формы - то он как бы виден через щелку в заборе, а не через окно, много ли почувствуешь так? И этот полюс дает ребенку ВДОХ, душевный вдох восприятия РАЗНЫХ АСПЕКТОВ ДУШЕВНОГО СОСТОЯНИЯ. Поэзия прекрасно передает эти миры. "Синий цвет, небесный цвет, полюбил я с малых лет... С детства он мне означал синеву ИНЫХ НАЧАЛ.."

Прочел сегодня прекрасные слова:

"Мы не человеческие существа, имеющие духовные переживания. Мы- духовные существа, имеющие опыт человеческого."

Так вот, переживание цвета - это именно воспоминание о своем принадлежании к тому самому изначальному, что дальше должно обрести "опыт человеческого существования". Иначе кому его обретать?

Вернемся к масляной пастели. Ею можно отлично рисовать линии! Гораздо удобнее, чем тонкими, ломающимися цветными карандашами! И в руке удобнее. А еще бывают похожие восковые мелки. Так те еще толще и удобнее в руке держать... Пока все, дальнейшее изложение попробую не так спонтанно а более упорядоченно выложить на своей странице ЖЖ. Это был импровиз, извините, если сумбурно и с повторами, и длинновато - играл, как джаз, импровизация на тему.

---------------------------------------

Ролик 1

https://www.youtube.com/watch?v=SrBAj4kBJ-Y

<iframe type="text/html" width="607" height="360" src="https://www.youtube.com/embed/SrBAj4kBJ-Y" frameborder="0"></iframe>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: