1. Порядок организации деятельности и задачи учреждений
2. Порядок образования и состав бюро МСЭ и главного бюро МСЭ
3. Функции бюро МСЭ
4. Функции главного бюро МСЭ
1. В соответствии со ст. 8 ФЗ №181-ФЗ от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов в РФ» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными Министерству труда и социальной защиты РФ. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений МСЭ определяется этим министерством.
На федеральные учреждения МСЭ возлагаются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах соц. защиты;
2) разработка инд. программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и соц. защиты инвалидов;
5) определение степени утраты проф. трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление мер соц. поддержки семье умершего.
Решение учреждения МСЭ является обязательным для исполнения соответствующими органами гос. власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В целях реализации данной статьи закона Министерство труда и социальной защиты РФ издало Приказ от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ»
В соответствии с ним к ФГУ МСЭ относятся:
1) Федеральное бюро МСЭ;
2) главные бюро МСЭ по соответствующему субъекту РФ, находящиеся в ведении Министерства труда и соц. защиты РФ;
3) главные бюро МСЭ, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти;
4) филиалы главного бюро - бюро МСЭ в городах и районах.
Основные задачи ФГУ МСЭ:
а) установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах соц. защиты, включая реабилитацию;
б) изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.
Дальнейшую конкретизацию эти задачи принимают в функциях учреждений.
2. Количество бюро определяется исходя из расчета, как правило, 1 бюро на 70 - 90 тысяч человек при условии проведения медико-социальной экспертизы для установления инвалидности и определения в установленном порядке потребностей гражданина в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию, 1,3 - 1,5 тысячам человек в возрасте 18 лет и старше ежегодно и 1,0 - 1,3 тысячам человек в возрасте до 18 лет ежегодно. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться исходя из иного расчета численности населения и количества проведенных медико-социальных экспертиз в год.
В зависимости от количества бюро, входящих в состав главных бюро, главные бюро подразделяются на категории:
от 40 и более бюро - 1 категория;
от 25 до 39 бюро - 2 категория;
от 15 до 24 бюро - 3 категория;
от 8 до 14 бюро - 4 категория;
до 7 бюро - 5 категория.
В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро
-общего профиля,
-специализированного профиля, в т. ч. для освидетельствования больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями и дефектами органа зрения, лиц в возрасте до 18 лет,
-смешанного профиля.
Количество экспертных составов главных бюро определяется в зависимости от количества бюро общего профиля, специализированного и смешанного профиля (как правило, один экспертный состав главного бюро на 5 - 6 бюро).
МСЭ проводится специалистами бюро.
В состав бюро (главного бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по МСЭ, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро является наличие не менее 1 врача по МСЭ.
При необходимости в состав специалистов бюро вводится специалист по соц. работе.
Специалисты бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) несут персональную ответственность за соблюдение порядка и условий признания лица инвалидом, соблюдение принципов профессиональной этики и деонтологии.
3. Функции бюро:
1) проводит медико-социальную экспертизу граждан на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма;
2) разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
3) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности;
4) определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);
5) определяет стойкую утрату трудоспособности;
6) определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
7) определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
8) определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
9) дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;
10) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
11) формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу; осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
12) представляет в военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
13) организует и проводит выездные заседания специалистов бюро на базе медицинских организаций;
14) организует и проводит заседания специалистов федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по организационно-методической работе.
4. Главное бюро выполняет следующие функции:
1) проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения бюро, а также медико-социальную экспертизу по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро, с использованием специального диагностического оборудования;
2) проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, с использованием специального диагностического оборудования и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;
3) рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) бюро, их должностных лиц при проведении медико-социальной экспертизы, и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков;
4) дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;
5) формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу; осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
6) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
7) координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;
8) в случае проведения медико-социальной экспертизы:
устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, а также разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);
определяет стойкую утрату трудоспособности;
определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
9) определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф, либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
10) организует и проводит заседания специалистов федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по организационно-методической работе;
11) организует и проводит выездные заседания специалистов экспертных составов главного бюро на базе медицинских организаций.