Человека с ограниченными возможностями




В процессе подготовки к игре после ознакомительной лекции студенты в каждой группе были разделены на команды по 5-7 чел. Распределение по командам было в одних группах по желанию самих студентов, а в других – с использованием методики психогеометрии. В качестве объекта анализа использовалась жизненная ситуация клиента социальной работы. «Клиническими случаями» согласились стать пациенты, лично знакомые с преподавателем: женщина 34-х лет, больная рассеянным склерозом (вторая группа инвалидности), двое юношей 19-ти лет (инвалидность с детства, ДЦП), ребенок 9-ти лет с онкологической патологией из социально-неблагополучной семьи. У каждой студенческой группы был свой клиент.

В командах были выбраны интервьюеры, и уже отдельно с группой интервьюеров был проведен обучающий семинар с целью подготовки их к самостоятельному обследованию потребностей клиента. В связи с малым количеством аудиторных занятий у заочников они сами не проводили обследование потребностей, а использовали данные и обзоры, подготовленные очниками. В группах дневного обучения от каждой команды один интервьюер самостоятельно встречался несколько раз с клиентом в его/ее жизненном пространстве. Параллельно с самостоятельными выходами в поле преподавателем проводилась тщательная супервизия интервьюеров для обеспечения психологической безопасности исследуемого клиента и контролировалось его эмоциональное самочувствие. После представления детального письменного отчета о потребностях клиента для предварительного анализа происходил заключительный этап игры с представлением командных стратегий деятельности по разрешению выявленных проблем. Осознанно атмосфера игры пропитывалась соревновательностью, что по предыдущему опыту преподавания показало нам возможность максимального включения интеллектуально-творческих ресурсов обучающихся. На всех играх в качестве жюри присутствовали 1-2 специалиста по соответствующей нозологии для квалифицированного оценивания и/или консультирования по медицинским аспектам ограничений клиента.

Пошаговая схема проведения имитационной игры:

1. Вступление от ведущего (преподаватель): представление членов жюри; краткий экскурс в проблематику лекций; рассмотрение этических аспектов использования личной информации обследованного клиента; напоминание правил игры.

2. Представление команд: название, участники, выбранные профессиональные роли, принципы деятельности.

3. Представление медико-социальных потребностей клиента (с использованием наглядных материалов).

4. Вопросы ведущего по «белым пятнам» или спорным моментам представленного обследования потребностей клиента.

5. Обоснование стратегий деятельности команды для социально-медицинской помощи/поддержки клиента (с использованием наглядных материалов).

6. Контр-вопросы от каждой команды всем другим по предлагаемым ими стратегиям помощи/поддержки клиента.

7. Ответы команд на контр-вопросы от соперников и жюри.

8. Комментарии к ответам и анализ представленных проектов от приглашенных специалистов.

9. Заключительное задание по выявлению «изюминок» в проектах других команд, включение которых в собственный проект усилит его эффективность.

При выполнении заключительного задания, кроме сравнительно-аналитического принципа, методологически применялась и тактика эмоционального объединения. Так, представители команд обращались напрямую, в первом лице к соперникам с просьбой «позаимствовать» их идеи/подходы. Этот методологический принцип оправдал себя: какой бы накаленной ни была атмосфера соревнования, во всех группах были получены разрешения соперников на использование их интеллектуальных находок.

Анализ игры: когнитивно-познавательный аспект. На этапе совместной работы (по представлению потребностей и стратегий деятельности) выявился ресурс ограничения успешной деятельности: не все команды имели четкое представление о комплексной схеме обследования, не все студенты обладали достаточным методологическим «чутьем» для включения быстрых и эффективных методик психосоциального тестирования потребностей клиента. Для большинства команд самым сложным было разобраться в медицинском аспекте заболевания с целью выработки необходимых компенсирующих социальных технологий. На примере игры выявился хороший уровень знаний студентами организаций социального обслуживания, их полномочий и возможностей, а также нормативных положений социальной защиты инвалидов.

Анализ игры: мотивационно-эмоциональный аспект. Если на лекциях только треть студентов была активно включена в учебную деятельность, то имитационная игра «включила» и оставшихся. Это удалось как за счет самой интерактивной методики, так и благодаря актуализации конкретной ситуации – «живого человека с проблемами», требующей вмешательства. Это позволяет надеяться, что у слушателей в процессе интерактивных занятий развивались профессиональная заинтересованность и эмпатия. По поводу последней вывод можно было бы сделать и в отношении позитивного ответа на запрос ведущего относительно внимания и поддержки. Кроме того, отдельные команды добровольно, без уведомления преподавателя, продолжали общение с клиентом и, в последующем, помогали с разрешением конкретных бытовых и организационных трудностей.

Однако в некоторых командах были случаи претензий одних студентов к другим относительно слабой включенности в выполнение заданий. Мы полагаем, что более длительный период индивидуального знакомства преподавателя с каждым студентом, выяснения представлений каждого об отношении к новой технологии обучения помог бы уменьшить количество «равнодушных» студентов. Сложным моментом игры для ведущего было рассогласование в эпизодах затянувшихся высказываний участников. С одной стороны, необходимо было дать студенту проговорить все, несмотря на ораторские дефекты. Это помогло бы ей/ему прояснить для себя непонятные моменты, расположило бы ее/его к преподавателю, способствовало бы созданию атмосфере доверия. Но, с другой стороны, ограничение времени и нетерпение со стороны других слушателей вынуждало ведущего использовать техники вежливой остановки затянувшегося выступления.

Весомым аргументом за успешность применения технологии «Case-Management» служит та тенденция, что после каждой игры были студенты, которые индивидуально обсуждали с преподавателем и специалистами из жюри схожие случаи из учебной практики или из собственного опыта.

Библиографический список

1. Гуманистический подход к охране здоровья: Сб. / Пер с англ. М., 1998.

2. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. М., 1999.

3. Обучение социальной работе: Сб. / Под ред. Ш.Рамон и Р.Сарри, М., 1996.

4. Словарь-справочник «Социальная работа и здравоохранение (Socialworkandhealthcare)». М., 1996.

5. Якобс Д, Дэвис П, Мейер Д. Супервизорство / Пер с англ. СПб., 1997.

 

Методы тренинга: Метод кейсов (Case Study). Примеры готовых кейсов к тренингам по управлению сотрудниками: “Создание нематериальной системы мотивации сотрудников”, “Оперативное руководство сотрудниками”

 

Описание: Группе передают информацию в виде фактов, основывающихся на реальной ситуации и просят обсудить проблемы, проанализировать вопросы и дать рекомен­дации.

Влияние на групповую динамику:

Повышает: непонятная инструкция, наличие правильного ответа и его поиск, “подстегивание” временем», сравнение с другими, неправильно выбранное время для кейса (когда нет лидера), тема далека или не понятна, острая тема, мало времени, недостаток информации.

Снижает: знакомая тема, подсказки, шутки, снятие рамок, множественность решений.

Количество участников: группа не более 10 человек



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: