Сущность и особенности организации потребительского рынка в сфере розничной торговли в городе Москве




Теоретические и законодательные основы организации потребительского рынка в сфере розничной торговли в городе Москве

Сущность и особенности организации потребительского рынка в сфере розничной торговли в городе Москве

Рассмотрим изначально понятие "потребительский рынок". Большинство правоведов ассоциируют понятие "потребительский рынок" с понятием "потребитель", которое, как известно, представлено законодателем в Законе РФ "О защите прав потребителей". Авторы считают, что сам потребительский рынок ограничивается сферой торговли, выполнения работ, оказания услуг.
Правовед Н.Н. Таскаев, анализируя указанную проблему, делает следующее умозаключение относительно потребительского рынка и сферы как "области деятельности, связанной с реализацией товаров (услуг), заказом, исполнением, приобретением и использованием работ (услуг), приобретаемых потребителем исключительно для бытовых (личных) нужд, не связанных с извлечением прибыли" [1].

Взгляд Н.Н. Таскаева примерно совпадает с точкой зрения Г.Б. Царевой, которая, предлагает следующее понятие потребительского рынка: "Потребительский рынок - это система различных отношений между продавцом и потребителем, между ними и государством в лице его исполнительных органов (должностных лиц), возникающих по поводу продажи (реализации) товара, выполнения работ и оказания услуг, их качества, соблюдения требований к процессу реализации, а также к деятельности продавцов (изготовителей, исполнителей) в связи с реализацией товаров, работ и услуг" [2].

Важнейшим аспектом существования потребительского рынка является розничная торговля, главное назначение которой состоит в реализации товаров конечному потребителю. Она является завершающим этапом движения товара из сферы производства в сферу потребления, где продукт получает свое окончательное общественное признание.

Розничная торговая сеть – это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенных на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям [3].

Функции розничной торговой сети:

- закупка товаров;

- продажа товаров;

- транспортировка;

- хранение;

- принятие риска;

- финансовая деятельность;

- информирование рынка, получение информации о рынке;

- подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.

Розничную торговую сеть делят на следующие виды: стационарную, полустационарную, передвижную и посылочную [3].

I. Стационарная торговая сеть является наиболее распространённой, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и розничные рынки, ларьки, палатки, торговые автоматы.

Существует много видов магазинов, среди них:

- традиционное обслуживание через прилавок;

- магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам;

- магазины типа "магазин-склад", в которых товар не выкладывается на витрины, полки, что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа осуществляется по более низким ценам;

- магазины, торгующие по каталогам и Интернет-магазины. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте, а также товар может быть выбран в каталоге расположенном на Интернет-сайте магазина. Покупатель, изучив каталог, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой или Интернет-магазин по электронной почте. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар. При торговле по предварительным заказам оплата может быть разная: при получении товара, в форме предоплаты или путем почтового перевода; выполнение заказа часто сопровождается доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;

- продажа через торговые автоматы. Торговые автоматы удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Их устанавливают внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, в кафе и т.д.). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, сигареты, канцелярские принадлежности, открытки и др.).

II. Передвижная торговая сеть (нестационарная) - способствует приближению к покупателям и оперативному его обслуживанию.

К нестационарным торговым объектам относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения:
1) павильон - временное сооружение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест;
2) киоск - временное оснащенное торговым оборудованием сооружение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас;
3) торговый автомат - временное техническое сооружение или конструкция, предназначенные для продажи штучных товаров без участия продавца;
4) бахчевой развал - специально оборудованная временная конструкция, представляющая собой площадку для продажи бахчи;
5) елочный базар - специально оборудованная временная конструкция, представляющая собой площадку для продажи натуральных елок, сосен;
6) сезонные кафе - специально оборудованное временное сооружение, в том числе при стационарном предприятии, представляющее собой площадку для размещения предприятия общественного питания для дополнительного обслуживания питанием и (или без) отдыха потребителей;
7) передвижные сооружения: автомагазины (автолавки, автоприцепы), автокафе, изотермические емкости и цистерны, тележки, лотки, палатки.

III. Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, радио - и телеаппаратурой, лекарственными средствами, некоторой продукцией производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резино-технические изделия, подшипники и др.). Большое удобство для населения заключается в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа. В России эта форма торговли успела уже себя достаточно дискредитировать, несмотря на большие её размеры в ведущих капиталистических странах.

В структуре розничной торговли учитывается ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в соответствующие группы по признаку производственного происхождения или потребительского назначения. В розничной торговле в связи с этим функционируют различные виды магазинов:

1) Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретной группы (мебель, радиотовары, электротовары, одежда, молоко, хлебобулочные изделия и др.)

2) Узкоспециализированные магазины продают товары, составляющие часть товарной группы (мужская одежда, рабочая одежда, шёлковые ткани и др.).

3) Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп, отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (мото-вело-культтовары, книги и плакаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, вино, фрукты, меха и др.).

4) Универсальные магазины продают товары многих товарных групп, в специализированных секциях.

5) Смешанные магазины реализуют товары различных групп как продовольственных, так и непродовольственных, не образуя специализированные секции.

Показателем, характеризующим объёмы и качество розничной торговли, является товарооборот. Розничный товарооборот - объём реализации товаров в денежном выражении [4].

Он характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления, констатирует общественное признание стоимости и потребительской стоимости части общественного продукта в виде конкретных видов товаров; отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объёмом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами.

На структуру розничного товарооборота влияют социально-демографические, экономические факторы, климатические условия, национальные особенности региона.

Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:

­- магазинов местного значения;

- магазинов общесистемного значения;

- магазинов в составе торговых центров;

- розничных рынков;

- магазинов (палаток, киосков, павильонов, вдоль автомагистралей).

Магазины местного значения должны располагаться в пределах пешеходной доступности и торговать универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.

Типовой состав магазинов общесистемного значения более разнообразен, поэтому в их числе должны быть специализированные и универсальные магазины, магазины с комбинированным ассортиментом товаров.

Особое место в классификации рыночных структур занимает торговый центр, который представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единым территориальным комплексом с обширной автостоянкой, поэтому особую группу розничных торговых предприятий должны составлять предприятия в составе торговых центров. Торговый центр всегда предлагает универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Торговые центры необходимо формировать на пересечении крупных автомагистралей с тенденцией смещения за пределы интенсивной городской застройки.

В розничной торговле все больше приобретают распространение торговые центры, состоящие из трех интегрированных предприятий бизнеса: супермаркета с торговой площадью не менее 600 кв.м и базовым ассортиментом из 300 наименований товаров; кафе быстрого питания и пекарни, реализующей свою продукцию через супермаркет и другие предприятия торговли.

Хотя на сегодняшний день подавляющее большинство товаров и услуг продаются в стенах тех или иных предприятий розничной торговли, объем продаж, осуществляемых вне магазинов, растет гораздо быстрее. На его долю приходится уже 25% всех потребительских покупок. Некоторые наблюдатели делают прогноз, что уже через 5-10 лет почти половина всех товаров будет продаваться вне магазинов (телемагазины, по каталогам и через сеть Internet).

Многообразные формы и методы розничной торговли не могут быть эффективными без качественного оказания комплекса дополнительных услуг, среди них выделяют три вида:

а) связанные с покупкой товаров, т.е. приём заказов, компетентные консультации, упаковка товаров и их доставка на дом;

б) услуги, оказываемые покупателям после приобретения товаров: подгонка швейных изделий под клиента, раскрой купленных тканей, установка и наладка на дому сложных видов электронной техники (компьютеров, телефонов, музыкальных центров);

в) услуги, сопутствующие эффективной реализации товаров: благоприятная и уютная атмосфера с высокой культурой обслуживания, организация буфетов, комнат отдыха и детских комнат, камер хранения, стоянок для автомобилей, ремонтные мастерские и другие [5].

Услуги могут быть платными и бесплатными, но все они реализуются в целях привлечения в магазины наибольшего количества покупателей.

Показателями, характеризующими качество розничной торговой сети являются:

· плотность торговой сети – количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей;

· обеспеченность населения розничной торговой сетью – торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей;

· уровень специализации розничной торговой сети – отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли; – общая численность торговых предприятий;

· доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети;

· общая численность торговых предприятий;

· средняя торговая площадь магазина;

· соотношение торговой к неторговой площади магазина.

В процессе формирования и развития потребительского рынка, а соответственно и розничной торговли городов (мегаполисов), каковым и является Москва, имеются свои особенности. Преж­де всего - это объективная необходимость создания специальных город­ских программ развития потребительского рынка и определения прио­ритетных направлений в них.

Реализуется комплекс мер по социальной ориентации потребительского рынка. Проводится последовательная работа по обеспечению ценовой доступности товаров и услуг путем привлечения на добровольной основе предприятий розничной торговли к обслуживанию держателей социальной карты москвича, развития сетевых предприятий эконом-класса.

Множество предприятий получают государственную аккредитацию и становятся социальными магазинами.Социальный магазин - это аккредитованная организация любой организационно-правовой формы, которая обслуживает малообеспеченные категории граждан товарами, указанными в ассортиментных перечнях, стоимость которых на 10-15% ниже среднегородской (по данным Мосгоркомстата) или торговая надбавка на них не превышает 15%, для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предоставляется дополнительная скидка в размере 10% на указанные товары [6].Ассортиментный перечень товаров, стоимость которых должна быть на 10-15% ниже среднегородской у аккредитованных предприятий, приведен в приложении Б.Важнейшим направлением развития потребительского рынка и услуг города Москвы является дальнейшее формирование его инфраструктуры, предусматривающее создание комфортных условий проживания населения по месту жительства, повышение качества и культуры обслуживания.

Пристальное внимание должно уделяться вопросам оборудования предприятий потребительского рынка и услуг для беспрепятственного посещения их инвалидами и другими маломобильными гражданами, которые в свою очередь подразделяются на 4 категории:

- колясочники;

- опорники;

- глухие;

- слепые.

В настоящее время сеть предприятий потребительского рынка столицы насчитывает более 43,5 тыс. стационарных предприятий (прирост сети к уровню 2009 года составил 113,1%), свыше 16 тыс. объектов мелкорозничной сети, 78 рынков.

Обеспеченность предприятиями потребительского рынка и услуг на тысячу жителей Москвы составляет: в розничной торговле - 755 кв. м торговой площади, в общественном питании - 40,4 посадочных места, в бытовом обслуживании - 7,4 рабочих места.

Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса принадлежит организованной розничной торговле, на которую приходится около 80% оборота розничной торговли. В условиях кризиса у предприятий потребительского рынка и услуг возникли проблемы с финансированием текущей деятельности и реализацией новых инвестиционных проектов, обострились диспропорции в развитии и размещении сети предприятий потребительского рынка и услуг [8].

В долгосрочном плане необходимо решить проблему повышения системности развития и размещения предприятий потребительского рынка в рамках хозяйственного комплекса города, что предполагает ориентацию на единую градостроительную политику города как доминанту технологического развития отрасли, а также учет экологических требований.

При построении розничной торговой сети в масштабах города должны быть выдержаны основополагающие принципы ее развития, отражающие прогрессивную динамику формирования розничной инфраструктуры.

Такими принципами должны быть:

- универсализация продовольственной торговли;

- развитие специализированных непродовольственных магазинов в центре города;

- формирование сети крупных торговых предприятий или их комплексов, образующих универмаг, универсам или торговый центр в районах с низкой плотностью жилой застройки;

- организация в центральных торговых зонах предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;

- организация сети магазинов с низкими ценами;

- формирование в периферийных округах системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной шаго­вой доступности (500 м) и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;

- выделение специальных участков для уличных ярмарок и рын­ков, развивающих единое торговое пространство городских райо­нов за счет формирования в них зон отдыха и питания;

- развитие внемагазинных форм торгового обслуживания (посылочная торговля, торговля с использованием коммуникативных и электронных средств);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: