Управа Дмитровского района является государственным унитарным предприятием. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества.
Организационная структура управления управы представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Организационная структура управы Дмитровского района
Исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории района осуществляет глава управы Дмитровского района города Москвы, возглавляющий на принципах единоначалия администрацию района – управу. Районные подразделения и службы подчиняются главе управы в пределах его полномочий. Глава управы имеет право делегировать часть своих полномочий первому заместителю, заместителям главы управы, руководителю аппарата управы в соответствии с действующим законодательством. Статус, полномочия, порядок назначения, увольнения, принципы и гарантии деятельности государственных служащих управы определены Уставом города Москвы, законом города «О государственной службе города Москвы», Положением об административном округе в городе Москве, Положением об управе и другими нормативными актами. Регламент управы Дмитровского района города Москвы утверждается, изменяется и дополняется главой управы в связи с возможными структурными изменениями с учетом требований Регламента префектуры Северного административного округа.
Эффективность организационной структуры службы управления персоналом во многом зависит от динамичности самой структуры, от того, как быстро она реагирует на изменение и усложнение задач, стоящих перед управлением персоналом насколько она приспособлена к новым условиям хозяйствования.
Ниже, на таблице 5 будет представлена информация о половозрастном составе и уровне образования сотрудников управы Дмитровского района.
Таблица 5 — Половозрастной состав и уровень образования сотрудников управы Дмитровского района
Характеристики выборки | Количество респондентов | % от общего числа |
Пол: муж жен | 30 % 70 % | |
Возраст: 20-25 лет, | 11 % | |
Продолжение таблицы 5 | ||
26-35 лет, 36-49 лет 49 и старше | 14 % 19 % 56 % | |
Образование: среднее среднее специальное неоконченное высшее высшее, два высших образования имеют ученую степень | 0 % 5 % 11 % 67 % 14 % 5 % |
Исходя из представленной таблицы 5 видно, что в управе преобладают сотрудники женского пола, велико количество госслужащих с высшим образованием - 24, что говорит об их высоком уровне квалификации.
Около половины персонала предпенсионного возраста, что говорит о преобладании в государственной службе людей старшего возраста и малом стремлении молодежи работать в управе.
В таблице 6 представлено штатное расписание.
Таблица 6 — Штатное расписание
Должность | Количество | Процент | Должностной оклад (руб.) | Итого по должностным окладам (руб.) | |
Глава управы | 2,63 | 14 730 | 14 730 | ||
Заместитель главы управы | 5,26 | 12 910 | 25 820 | ||
Первый заместитель главы управы | 2,63 | 14 120 | 14 120 | ||
Главный специалист | 21,05 | 6 780 | 54 240 | ||
Ведущий специалист | 34,21 | 6 230 | 80 990 | ||
Заведующий сектором | 2,63 | 7 870 | 7 870 | ||
Начальник отдела | 7,89 | 7 870 | 23 610 | ||
Главный бухгалтер | 2,63 | 7 870 | 7 870 | ||
Руководитель аппарата | 2,63 | 7 870 | 7 870 | ||
Специалист 1 категории | 13,16 | 5 670 | 28 350 | ||
Специалист | 5,26 | 3 460 | 6 920 | ||
Итого: | 95 380 | 265 610 | |||
Из таблицы 6 видно, что в структуре должностей управы преобладают ведущие специалисты – 13 сотрудников, должностные оклады у государственных служащих совсем невысоки. Итого по должностным окладам – 265 610 руб.
Стоит добавить, что премиальный фонд составляет 150 000 руб.
Каждый отдел управы Дмитровского района выполняет определённую работу (таблица 7), а глава управы рассматривая и подписывая документы проверяет, чтобы не было схожих дел.
Работа такой системы управления для данного предприятия наиболее эффективна и с точки зрения выполнения заданий, и с точки зрения управления персоналом.
Таблица 7 - Функции отделов управы Дмитровского района города Москвы
№ п/п | Наименование функциональных подразделений | Основные функции подразделения, а также его руководителя в данной структуре управления |
отдел экономики и потребительского рынка | зам. главы управы по экономике и потребительскому рынку, начальник отдела. Задачами отдела являются: 1. В области экономики, финансов, управления имуществом: - обеспечение практической экономической работы управы района на подведомственной территории с учётом интересов административного округа и потребностей населения района. 2. В области потребительского рынка и услуг: - обеспечение потребностей населения в продукции потребительского рынка и услугах и контроля за качеством продукции. | |
отдел социальной защиты, труда и занятости | зам. главы управы по социальной защите, труду и занятости, начальник отдела. Задачами отдела являются: 1. Разработка и реализация районных целевых программ по развитию социальной сферы района. 2. Работа по оказанию материальной и социальной помощи малообеспеченным жителям района. 3. Решать вопросы опеки и попечительства. 4. Реализовывать мероприятия по квотированию рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних граждан. 5. Организовывать работу по проведению культурно-массовых мероприятий и спортивных мероприятий на территории района. 6. осуществлять контроль за организацией школьного питания, отдыха детей из семей льготных категорий и т. д. | |
отдел ЖКХ | Зам. главы управы по жилищной политике, ЖКХ, строительству и благоустройству, начальник отдела. Задачами сектора являются: 1.Организует работу по подготовке жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения к сезонной эксплуатации 2.Организует работы по содержанию, ремонту жилищного фонда, уборке, содержанию, ремонту объектов благоустройства, озеленению объектов 2-й и 3-й категорий, эксплуатации общественных туалетов, вывозу твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора с территории района 3.Является распорядителем бюджетных средств на жилищно-коммунальное хозяйство, предусмотренных в бюджете города Москвы, и целевого бюджетного фонда развития территории в части, относящейся к району и др. | |
Продолжение таблицы 7 | ||
сектор службы «одного окна» | Заведующий сектором службы «одного окна». Задачами сектора являются: 1. Обеспечивать выдачу запрашиваемых заявителем документов (справок, копий, выписок, согласований, разрешений, лицензий, аттестатов, удостоверений, документации и др.). 2. Осуществлять получение необходимых для выдачи запрашиваемых заявителем документов в органах исполнительной власти округа и города Москвы, городских и окружных ведомственных организациях. |
Организация связей с общественностью в управе Дмитровского района идёт несколькими путями. Это и организация встреч с представителями предприятий, находящихся в ведении управы, с населением, это информирование населения через местные средства массовой информации. В Дмитровском районе действуют следующие СМИ: газета «Дмитровец», телеканал «СЕВЕР ТВ», локальные компьютерные сети: «Юнионлайн» и ООО «Северные линии». Также следует отметить, что у управы есть официальный сайт, на котором публикуются последние новости района, другая полезная информация.
Отражением высоких темпов экономического развития района является бюджет.
Закон города Москвы от 10 сентября 2008 г. № 39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и Уставом города Москвы устанавливает структуру бюджетной системы, бюджетное устройство и определяет порядок организации бюджетного процесса в городе Москве [16].Доходы бюджета города образуются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, включая пени и штрафы, неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет города в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами и законами города Москвы, а также безвозмездных перечислений, включая целевые средства федерального бюджета.
Бюджет управы — это материально - финансовые ресурсы района, используемые управой для решения местных (районных) вопросов.
Ниже приведем данные о финансовых ресурсах управы Дмитровского района г. Москвы за 2009 и 2010 гг. (таблица 8).
Таблица 8 - Финансовые ресурсы управы Дмитровского района г. Москвы за 2009 и 2010 гг.
Статьи расходов бюджета | Сумма | |||
2009 г. (49 864,5 тыс. руб.) | 2010 г. (40 784,6 тыс. руб.) | |||
30 814,5 | 31 081,7 | |||
Заработная плата | 19327,0 | 20 777,0 | ||
Прочие выплаты | 1 843,0 | 2 201,7 | ||
Начисление на оплату труда | 4484,0 | 4 588,0 | ||
Услуги связи | 265,0 | 298,0 | ||
Транспорт | 1 290,0 | 1 040,0 | ||
Коммунальные услуги | 366,0 | 668,5 | ||
Арендная плата за польз.имущ. | 45,0 | 42,0 | ||
Содержание имущества | 380,0 | 55,5 | ||
Прочие услуги | 597,0 | 337,0 | ||
Увеличение стоимости основных средств | 631,0 | 136,5 | ||
Увеличениестоимости мат. запасов | 376,0 | 100,0 | ||
Расходы в сфере информатики | 1010,5 | 974,0 | ||
Доп.расход бюджета | 19 050,0 | 9 702,9 | ||
ЖКХ | 9 000,0 | Услуги связи: ОПОП, Совет ветеранов, Общество инвалидов | 156,9 | |
Благоустройство | 2 000,0 | Коммунальные услуги: ОПОП, Совет ветеранов, Общество инвалидов | 386,0 | |
Средства массовой информации | 2 260,0 | Услуги по содержанию имущества: ОПОП, Совет ветеранов, | 172,2 | |
Помощь жителям | 500,0 | Прочие работы: проведение общественных мероприятий, праздничные, ремонт квартир инвалидов и | 1815,0 | |
Продолжение таблицы 8 | ||||
ветеранов ВОВ, ликвидация незаконных некапитальных объектов | ||||
Оказание банных услуг | 50,0 | Проведение праздничных мероприятий | 496,8 | |
Оборудование квартир инвалидов | 200,0 | Пособия по социальной помощи населению: материальная помощь, банные услуги | 387,0 | |
Программа «Молодежь Москвы» | 150,0 | Расходы жилищного хозяйства: техническое обслуживание подъемников для инвалидов, внутриквартальные сети водоудаления, ремонт квартир, расходы на поддержание благоустроенных дворов и проведение выборочного текущего ремонта, техника | 6 289,0 | |
Коммунальные услуги | 90,0 | |||
Транспортные услуги | 100,0 | |||
Праздничные мероприятия и оформление района, кондоминиумы | 3 100,0 | |||
Помощь общ. организациям | 800,0 | |||
Прочие расходы | 600,0 | |||
Услуги специализированных организаций | 200,0 | |||
Исходя из данных, представленных в таблице 8 о финансовых ресурсах управы, видно, что управа в 2010 г. по сравнению с 2009 г. имела меньшие ресурсы, в первую очередь, это связано с финансово-экономическим кризисом, коснувшимся не так давно нашей страны. Бюджет остался примерно на уровне 2009 г., а вот доп. расходы бюджета были сокращены в 2 раза.
На содержание имущества было уменьшено финансирование в 5 раз, при этом на коммунальные услуги увеличено в 2 раза.
По дополнительным расходам бюджета, максимально было снижено финансирование проведения праздничных мероприятий, с 3100,0 тыс. руб. в 2009 году до 496,8 тыс. руб. в 2010 г.
Следует отметить, что финансирование отдела потребительского рынка и услуг, за исключением выделения материальных средств на заработную плату сотрудникам, не осуществляется.
Отдел потребительского рынка и услуг управы Дмитровского района города курирует деятельность предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, розничных рынков расположенных на территории муниципального образования.
На рисунке 5 будет представлена структура отдела потребительского рынка и услуг.
Глава Управы
Зам. Главы Управы
Начальник отдела
Рисунок 5 - Структура отдела потребительского рынка и услуг
К основным задачам и функциям отдела относятся:
- Контроль за соблюдением правил торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
- Координация деятельности предприятий торговли, питания, местной перерабатывающей промышленности и бытовых услуг;
- Разработка проектов нормативных актов и рекомендаций по формам и методам организации и развитию торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
- Изучение спроса и конъюнктуры потребительского рынка на территории района, создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, защиты интересов потребителей;
- Оказание методической, организационной помощи предприятиям потребительского рынка, перерабатывающей промышленности;
- Оказание консультаций по оформлению пакета документов для получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, обследование объектов-соискателей лицензии и выдача заключений о соответствии местонахождения объектов требованиям нормативно-правовых актов в сфере лицензирования розничной продажи алкогольной продукции.
- Оказание консультаций в рамках законодательства о защите прав потребителей;
- Координация действий контролирующих органов по торговле, общественному питанию, бытовому обслуживанию;
- Уточнение, анализ и внесение предложений по дислокации предприятий торговли, общественного питания, мелкорозничной сети независимо от специализации и форм собственности [12].
Осуществляя свою деятельность, отдел руководствуется действующим законодательством, распоряжениями и постановлениями Мэра Москвы и Правительства Москвы, префекта, главы управы района, а также положением об отделе.
Для того чтобы определить эффективность выполнения функций отдела потребительского рынка и услуг следует проанализировать организацию розничной торговли в Дмитровском районе города Москвы.